Методическая разработка "Путешествие по сказкам"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Редкоус Нина Павловна

Данная методическая разработка "Путешествие по сказкам" направлена на закрепление знаний детей русских народных и авторских сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 432

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект

занятия в ГПД 4 «В» класса

«Путешествие по сказкам»

(неделя русского языка и чтения)

                                                                                                                                            Выполнила  

                                                                                                                                             Редкоус Нина Павловна

                                                                                                                                                                           воспитатель

                первой квалификационной категории

         

                                                                       

Санкт – Петербург

2018

Цель: Закреплять знания детей об особенностях и разнообразии сказок

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять понятие  сказка «авторская» и  «народная»

2.Закреплять знание имен и фамилий авторов знакомых детям сказок:

   Ш.  Перро, Г.Х. Андерсен, Братья  Гримм, К.И. Чуковский,  А.С.Пушкин                                                                                                                    

3.Закреплять знание  содержания  сказок, уметь по отдельным элементам узнавать  и  называть сказку

4.Учить  разгадывать  ребусы, кроссворды

Коррекционные

1.Развивать  память,  внимание,  воображение,  творческое  и  логическое  мышление.

2.Развивать  речь,  расширять  и  активизировать  словарный  запас ( см.  в  приложении )

3.Развивать  мелкую  моторику ( выкладывать рисунок  из  палочек)

Воспитательные

1.Воспитывать познавательный интерес  к  литературным  произведениям

2.Продолжать формировать  коммуникативные  навыки :культуру  взаимоотношений  в совместной  коллективной  деятельности.

Предварительная работа:

1. Чтение сказок народных и авторских

2. Рисование по сказкам

3. Игры драмматизации

Оборудование  педагога:

На  доске изображена  дорога  и  все  препятствия   путешествия,   герои   сказок

На  плакате  задание  ( см.  приложение № 2)  и  ребус

Образец  постройки  избушки  на  курьих  ножках  из  счетных  палочек

Оборудование  для  урока  у  детей

Карандаши,  бумага,  счетные  палочки,  папка  с  иллюстрациями  сказок   авторских  и  народных

Ход занятия

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Организационный  

Сегодня я пригласила к нам героев из сказки кота Леопольда и мышат. Они все время ссорятся, мышата обижают Леопольда, пусть поучатся у нас , какими надо быть дружными, что  такое добрые дела и как их делают. Вы разделитесь на две команды и будите работать дружно, помогая друг другу, под девизом: «Один за всех и все за одного». Готовы?

Дети соглашаются.

Объявление  темы

Мы  отправимся  в  путешествие, хотите?

Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы отправимся, где пройдут  наши дороги.

Мы волшебные, смешные

И не страшные совсем,

Нас читают очень часто,

Мы знакомы с детства всем.

(Педагог вывешивает на доску лист со словом сказка).

Правильно. Наше путешествие пройдет по стране сказок.

Да, очень хотим, это  интересно.

Это  сказки.

Основной  

Все с детства любят сказки.  Многообразие  поражает  наше  воображение.  

Сказки делятся на две группы по тому, кто их написал. Скажите, как называются сказки,  которые  придумал  народ?

Как называются другие сказки? Кто их пишет? (Педагог вывешивает на доску под словом сказка  листы со словами «авторские» и «русские народные ).

Первое задание для капитанов команд. Они должны будут один отобрать русские народные сказки, а другой авторские.

Посмотрите, к нам пришли герои из сказок, они заблудились.  Давайте поможем героям отправится в тот город, где они живут. Одни в город русских народны сказок, а другие в город авторских сказок. Педагог показывает иллюстрации.

Вы назвали  героев сказок , названия сказок, но у вас остались иллюстрации героев,, которых  вы не навали. Значит, вы не знаете их.  Надо нам будет прочитать эти сказки.

За правильно выполненные задания, педагог дает команде жетоны.

Команды справились с заданием, давайте посмотрим, как выполнили задание наши капитаны. Педагог просматривает и называет названия сказок, дети проверяют.

Капитаны выполнили своё задание, молодцы.

Сказка-это вымысел, выдумка, но каждая сказка   поучительна. Расшифруйте слова А.С. Пушкина, которые он говорит о поучительности сказок, читать слова надо справа налево. Вы правильно прочитали слова А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Сказка учит нас быть добрыми, честными, умными, сильными, смелыми.  Она высмеивает жадность, глупость, жестокость, злобу, трусость, лень, хитрость и т.д.

В сказках всегда добро побеждает зло.

Чему учат сказки «Колобок», «Заяц, петух и лиса», «Золушка», «Морозко»?

Вы знаете названия многих сказок,  предлагаю вам  найти и исправить  ошибку в название сказок, которые я буду называть. Педагог читает название сказок.

А теперь представьте, что мы попали на болото, давайте развеселим Царевну лягушку, чтобы она не плакада.

– русские народные  сказки.

- авторские, писатели, поэты.

Капитаны разбирают книги

Дети называют героев,  названия сказок, авторов сказок и вывешивают иллюстрации  на доску под названиями  «русские народные»  или «авторские» .

Дети разгадывают слова

Дети исправляют ошибку в названии сказки

Приложение  №1

книги  

Приложение № 2                     иллюстрации героев сказок

Приложение №3

КЗАКС ЬЖОЛ, АД В ЙЕН КЕМАН, МЫРБОТ МАЦДОЛОМ КОРУ

Приложение № 4

см. приложение

Динамическая пауза

Видим две  лягушки

Скачут по опушке.                                                                                                                                                 Две веселые лягушки

Прыг – скок, прыг- скок,

Скачут   с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две веселые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем вытирались.

Ножками топали,

Лапками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно выпрямлялись.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ.

Дети выполняют движения.

Основной

А сейчас я  буду показывать цифру, а вы назовете сказку, в которой встречается эти волшебные числа. Педагог показывает цифры: 3,7,12,33.

Молодцы, вы внимательные, справились еще с одним заданием.

Следующее задание тоже на хорошее знание сказок.

В сказках часто  говорится о золотых вещах, вы должны назвать их:

1.Его снесла курочка Ряба

2.«Златая…..на дубе том»

3.Золотая птичка в сказке А.С. Пушкина  на  вершине крыши дворца

4. «Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все ….золотые»

5.Обитательница моря, исполнительница желаний

6.Он принадлежит  Буратино

Педагог на ответы вывешивает иллюстрации отгаданных предметов. Все ответы правильные.

В русских народных сказках часто встречается такой персонаж, как Баба Яга, Она живет в очень непростом домике. Как называется ее дом? Правильно- избушка на курьих ножках. Вспомните, какие слова надо сказать, чтобы избушка повернулась?

Давайте сделаем избушку на курьих ножках из счетных палочек, смотрите образец на доске.

Вы построили избушку по чертежу, а теперь попробуйте переложить одну палочку, чтобы избушка повернулась в другую сторону.

 Молодцы. Вы справились еще с одним заданием.

Вы сейчас по русскому языку изучаете тему:  «Имена собственные»,  давайте вспомним правило, какие имена называют собственными и как они пишутся.  

Правило вы знаете, а теперь новое задание: вы должны подобрать каждому герою  подходящее фамилию, отчество, прозвище..

Молодцы.

Дети называют сказки: «Три медведя». «Три поросенка». «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Сказка о царе Салтане», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик».

- Избущка на курьих ножках.

- Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.

Дети выкладывают по образцу

Дети повторяют правило

Приложение № 5

Чертеж постройки

Приложение № 6

См. приложение

Итог занятия

Сегодня вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания сказок, знаете авторов, написавших сказки. Давайте посчитаем ваши жетоны и посмотрим, чья команда победила. Неважно, кто победил по количеству жетонов, всегда побеждает дружба. Сейчас вам споет песенку Леопольд, ему и мышкам понравилось  путешествие и они решили больше не ссорится и жить дружно.

        

    Приложение № 1

    Книги русские народные и авторские сказки

    Приложение № 2

    Иллюстрации героев сказок

    Приложение № 3

    КЗАКС ЬЖОЛ, АД В ЙЕН КЕМАН, МЫРБОТ МАЦДОЛОМ КОРУ

    Приложение № 4

   «Сестрица Алёнушка братец Алёшка»

   «Принцесса на бобах»

   «Кот в тапочках»

   «Замарашка»

   «Два поросенка»

   «Даша и медведь»

«Муха Цокопуха»

«Айздоров»

«Бойдодыр»

«Синяя шапочка»

«Мальчик-с-ноготок»

«Бременские  певцы»

«Принцесса лягушка»

Приложение № 5

Чертеж постройки

Приложение № 6

Лиса    царевич

Иван   искусница

Мальчик   Хоттабыч

Марья   Потрекеевна

Кощей   Базилио

Васелиса   бессмертный

Кикимора  премудрая

Лягушка    с  пальчик

Мышка   прекрасная

Петушок   Иванушка

Бычок    золотой  гребешок

Зайчик      норушка

Елена     побегайчик

Змей   Барабас

Корабас   горыныч

Кот   болотная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Инсценировка сказки ««Морозко» и Конвенция о правах ребенка»

Методическая разработка Инсценировка сказки ««Морозко» и Конвенция о правах ребенка»...

Методическая разработка урока "Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Данный урок  проводиться в системе уроков 4-ой главы по теме: «Идем по неведомым следам…». Урок составлен в соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Методическая разработка "Сценарий сказки "12 месяцев""

3 ноября 2022 года  русскому советскому поэту, драматургу и переводчику, литературному критику и сценаристу Самуилу Яковлевичу Маршаку, автору популярных детских книг исполняется 135 лет. Данный ...

Методическая разработка: спектакль "Сказка о глупом мышонке"

Развитие артистических способностей     Формирование и раскрытие творческой индивидуальности у детей младшего школьного возраста. Работа над дикцией. Знакомство с театром. Раз...

Методическая разработка. Сценарий сказки Снегурочка

Сказка расписана по ролям.Исполнители:Дед-Бабка-Снегурочка-Снежинка 1-Снежинка 2-Подружка-Друг-сценарий можно использовать как для детского спектакля в классе так и для кукольного театра...