Система работы с одарёнными детьми в области поэтического творчества
статья по чтению (1, 2, 3 класс) на тему

Чернышова Наталья Ивановна

Данные материалы являются обобщением многолетнего опыта работы педагога по проблеме "Развитие детской одарённости в области поэтического творчества". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми в области поэтического творчества

                    Автор: Чернышова Н.И.,

учитель начальных классов высшей категории,

МБОУ «Гимназия №1»

                                                                        ЗАТО   г. Североморск

                                             Без поэтической, эмоционально - эстетической

                                             струи невозможно полноценное умственное

                                             развитие ребёнка.

                                                                                           В.А. Сухомлинский

Одарённые дети младшего школьного возраста очень многому хотят научиться, стремятся удовлетворить своё бунтующее творческое воображение. Они часто стараются представить окружающие их предметы и природу в необычных причудливых сочетаниях. Им хочется выразить это по-своему, поделиться впечатлениями. В этот период учителям необходимо помочь детям раскрыть богатство духовного наследия, открыв глаза на чарующий, гармоничный мир прекрасного, развить дар слова, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.

Всякое творчество начинается с наблюдения и осмысления. Уже сами наблюдения способствуют созданию творческого процесса, в котором можно выделить три взаимосвязанных этапа:

  1. Внутреннее переживание и осмысление увиденного, услышанного.
  2. Выбор того, что особенно запомнилось, вызвало сильное впечатление.
  3. Попытка словесного выражения нахлынувших чувств.

Эмоциональность одарённых детей велика, а вот словесно выразить свои переживания им ещё трудно. Помочь в этом могут занятия по стихосложению, т.к. поэзия – одно из самых ярких средств самовыражения человека.

Знакомство с поэтическими произведениями начинаю с первых уроков обучения грамоте и продолжаю на уроках чтения и развития речи. Применяю много стихотворного материала (сказки, загадки, стихи о буквах и звуках). С помощью скороговорок и чистоговорок, открывая тайну «живого» русского слова, дети практически знакомятся с понятием «рифма». Для тренировки дыхания, голоса, дикции провожу речевую гимнастику. В процессе сочинения чистоговорок первоклассники делают важное открытие: каждую строчку можно прохлопать.

Ги-ки-ги-ки                                                     Пы-бы-пы-бы

Любим мы играть в снежки.                             С папой мы нашли грибы.

           Разнообразные ритмические упражнения подводят ребят к самостоятельному выводу о второй особенности стихотворной речи – наличии ритма.

        В процессе дальнейшей работы предлагаю детям более сложные разноуровневые творческие задания. Разрабатывая их, подбираю материал так, чтобы при единой познавательной творческой задаче они отличались разной степенью трудности. Таким образом, выявляются дети, склонные к интеллектуальному творческому труду, способные к стихосложению.

I уровень: репродуктивно-подражательный.

Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трёх слов. Подчеркнуть подходящее слово.

         Я квартиру сторожу,

        Два часа уже (бужу, сижу, стужу).

II уровень:        поисково-исполнительский.

Выполнить классификацию, распределив данные слова на две группы рифмующихся слов.

        Край, рой, лай, строй, май, сарай, герой, дерзай, горой, порой.

III уровень: инициативно-творческий.

  • На основе группы рифмующихся слов из задания II уровня придумать небольшое стихотворение.
  • Придумать свою группу рифмующихся слов и на их основе сочинить небольшое стихотворение.

Во втором классе навыки стихосложения продолжаю развивать с помощью занимательных творческих заданий (соедини стрелочками рифмующиеся слова, игр «Четвёртый лишний», «Поймай рифму», «Кто-то начал, ты продолжи»).

Высшим достижением ребят является сочинение собственного стихотворения, которое дети с удовольствием записывают в творческие тетради «Мои открытия в русском языке». В этих тетрадях представлены все виды творческих работ по развитию речи, которые выполняют мои ученики: сочинение считалок, загадок; составление рассказов с использованием слов приветствия и слов прощания; сочинение сказок по опорным словам с использованием олицетворений; редактирование текстов разных типов; история происхождения некоторых фразеологизмов и др.

Чтобы научить человека ощущать богатство и величие русского языка, надо развивать его вкус к слову, учить слышать музыку слова. Ребёнок должен получать наслаждение от общения с искусством речи, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования его личности. Истинное  эстетическое наслаждение  доставляет детям чтение стихов Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина на фоне музыки П.И. Чайковского. Неповторимый настрой посвящения в таинственный и чистый мир поэзии создаёт чтение стихов при свечах. Дети переживают, мыслят. Появляются их собственные первые шедевры.

ОСЕНЬ

Волшебница – осень яркая                            Княгиней  прошла, величавая,

Хозяйкой ведёт дела:                                     Дары её так щедры.

Деревьям сменила платья,                             Но дни её стали короче,

Зверей не обидела.                                         А ночи темны, свежи.

Считаю необходимым расширять доступный ученикам набор интеллектуальных действий, поощрять активное продуцирование идей, причём самых разных и необычных. Мои юные поэты сочиняют рифмованные упражнения для выделения и запоминания орфограммы. Рождаются стихи на уроках естествознания, математики. Появляются стихи-загадки, шутки, задачи в стихах. Дети пишут стихотворные эпиграфы к своим сочинениям.

В третьем классе продолжается наблюдение детей за ролью в художественных произведениях изобразительно-выразительных средств языка (сравнения, эпитета, метафоры, аллитерации, олицетворения, риторического вопроса) и анализ их особенностей. Уроки чтения  стараюсь вести так, чтобы соприкосновение с искусством для детей было радостью, приучаю школьников видеть в художественном слове, помимо обычного, ещё другой, более далёкий и глубокий смысл, ценить его как открытие писателя, вызывающее удивление своей точностью, красотой, ёмкостью. Чтение художественных произведений - извлечение тайного, оставшегося за строкой, за пределами слов. Подвожу ребят к выводу:

  1. Литературное произведение – это текст, содержащий тайну, загадку,  чудо, открытие.
  2. Мы вместе (учитель и ученики) сделаем всё, чтобы научиться это видеть и чувствовать.
  3. Каждый видит и чувствует по-своему: восприятие каждого человека – большая ценность.

Ребята записывают поэтические строки, которые «обожгли их своей красотой», в творческие тетради. Эти «словесные шкатулки» помогают детям при написании сочинений. Поэтому творческие работы учеников отличаются бережным отношением к слову, точностью образных выражений, что придаёт им прелесть и неповторимость. Один раз в месяц мы проводим уроки – праздники, посвящённые творчеству любимых поэтов, писателей. Вызывают интерес у ребят уроки – викторины «Угадай поэзию».

Целенаправленная систематическая работа по развитию поэтического творчества обязательно принесёт свои плоды. Открывать перед ребёнком дверь в мир поэзии - значит наполнить его добротой, любовью, чуткостью, которыми он всю жизнь будет щедро делиться с людьми. Ведь все радости жизни начинаются с творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы работы с одарёнными детьми

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА  Д.А.Медведев особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

Организация системы работы с одарёнными детьми

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возмо...

"Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС". Выступление на городском семинаре

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...