Урок литературного чтения В.Вересаев. "Братишка"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Попирайко Неонила Николаевна

Урок литературного чтения

   В.Вересаев. "Братишка". 1-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon popirayko_n.n.pdf195.94 КБ
Файл urok_chteniya_popirayko_n.n.docx285.96 КБ
Файл spisok_5.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

   В.Вересаев. "Братишка". 1-й класс

Попирайко Неонила Николаевна

учитель начальных классов

В. Вересаев: Братишка

       У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и всё поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своём языке.

      Другой - чуть поменьше - с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось - клюв был разинут от жары.

      И вдруг я ясно увидел: тот, первый, - он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата - звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, - и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

     И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

Цель урока: знакомство с новым произведением , формирование умения вдумчиво читать произведение.

Задачи урока:

– Познакомить  c рассказом “Братишка”; с творчеством В. Вересаева.

– развивать коммуникативные навыки; устную речь учащегося,
– воспитывать нравственные качества.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Знакомство с новым произведением.

1) Определите фамилию автора. Ее можно выделить из данного ряда по нескольким признакам. (Запись на доске) Д. Хармс, В. Вересаев, Н. Токмакова.

Это В. В. Вересаев, так как:

  1. Остальные поэты.
  2. Вересаев жил и творил XIX – XX в., а Д. Хармс – XXв, Н. Токмакова – современный автор, еще жива, ей 81 год. (Лишние фамилии убрать)
  3. Фамилия Вересаев начинается со звонкой согласной, а остальные – с глухой.

Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) – русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 г. В семье врача. Его отец основал в г.Туле городскую больницу. Мать открыла у себя дома первый детский сад в г.Туле

Вересаев закончил с серебряной медалью гимназию, затем закончил историко-филологический факультет университета в Петербурге, а затем учился на врача.

Писать начал в 14 лет. В своих произведениях старался показать духовное развитие своих персонажей, победу сил добра над силами зла.

Умер в Москве 3 июня 1945 г.

2) Обращение к учебнику с.161

Соответствует ли иллюстрация названию рассказа “Братишка”

(Высказывания детей).

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение и мы увидим, насколько точны наши предположения.

3) Чтение рассказа “Братишка” картинки)

3) Чтение рассказа “Братишка” картинки)

Вопросы и задания к тексту. Где происходит событие? Кто герои рассказа? Какие кусты росли на даче? В чем находилась вода? Как вы догадались, что воробьи были молодые?  Почему только один воробей пил воду?  Где находился воробей поменьше?  По какой причине так вел себя воробей? Как можно догадаться, что и второй воробей хотел пить? Какие знаки подавал воробей своему брату, сидя на кадушке?  Почему воробью не удалось напиться с первого раза? Добился ли своей цели старший  воробей?  Удалось ли напиться  воды братишке?  Что  дальше сделали братья? Чем привлекли писателя два маленьких воробья, что тон написал для нас рассказ?

              Примерный    план .

  1. Кадушка с водой.
  2. А пить-то хочется.
  3. Ничего тут нет страшного
  4. Наконец напился

Словарно – орфографическая подготовка:

          Вспомните правило, которым нужно пользоваться, чтобы правильно  написать слова:  воробья, серьезным, перьев

         Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова:

 с…дели,       м..л..дых,  к…душке,  сл..тел ,

        Обратите внимание на написание слов:

 сквозящим, поглядывал, коснулся, звенящем, опасливо, испуганно, неуверенно.

Объясните   значение фразы: все время  трепыхая крылышками

Дети читают по частям. Чтение – поиск, по ходу ведется словарная работа

(Бузина + бок о бок) (Кадушка + сквозящим, пазухи) (Кадушка бузина.)

1 часть

– Где происходит событие?

– Познакомились ли мы с героями?

2 часть (бойко, звенящем языке, опасливо косился)

– Что нового узнали о наших героях?

– Как вы, думаете, почему тот воробей, что поменьше, хотел пить,

но не опустился на край кадушки?

3 часть (ободряет)

– Почему так вел себя первый воробей?

– Почему автор решил, что воробей поменьше, брат первого?

4 часть (трепыхая крылышками)

– Почему братишка испуганно порхнул на бузину?

– Чего он испугался?

– Удалось ли старшему воробью уговорить братишку попить воды из кадушки?

– Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них? (Высказывания детей).

4. Домашнее задание.

5. Итоговая рефлексия.

http://cdn5.imgbb.ru/user/126/1267771/201501/1382ff72caf722a15864ade0eac71252.jpg

http://cdn5.imgbb.ru/user/126/1267771/201501/531a5ec080335648a920df3a9cffa0e2.jpg



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы

для летнего чтения на 5 класс.

1. И. А. Крылов   «Волк на псарне» (наизусть), «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица»

2.В. А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»

3.А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4.Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

5.М. Ю. Лермонтов «Бородино» (наизусть)

6.Н. В. Гоголь «Заколдованное место»

7.Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети»

8.И. С. Тургенев «Му-му»

9. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

10. А. П. Чехов «Хирургия» , «Толстый и тонкий», «Налим», «Злоумышленник», «Пересолил», «Лошадиная фамилия».

11. И.А.Бунин «Косцы»

12. В.Г.Короленко «В дурном обществе», «Дети подземелья»

13. П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»

14. К.Г.Паустовский « Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Стальное колечко»

15. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

16. А.П.Платонов «Никита»

17. В.П. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»

18. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

19. Саша Чёрный «Кавказский пленник»

20. Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд»

21. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

22. Х.К.Андерсен «Снежная королева»

23. Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»  

24. Дж.Лондон «Сказание о Кише»

25. А.И.Куприн «Чудесный доктор», «Тапер», «Скворцы»

26.К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»

27.А.Н.Островский «Снегурочка»

28.Ю.К.Олёша «Три толстяка»

29.К.Гоцци «Король Олень»

30. В.Гауф «Маленький Мук», «Карлик Нос»

31.Д.Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Голубая стрела»

32.Братья Гримм «Шесть лебедей»

33.К.Коллоди «Приключения Пиноккио»

34.Т.Янссон «Всё о Муми-троллях»

35. Р.Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе»

36.Д.Р.Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

37. А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

38. Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

39. Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

40.Дж.Ролинг «Гарри Поттер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...