Конспект урока по литературному чтению Анна Львовна Гарф "Заяц-простак и Лис – обманщик».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Боброва Наталья Петровна

 

Художественное произведение с позиции автора, героя, читателя, зрителя, актера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatura_i_teatr.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное произведение с позиции автора, героя, читателя, зрителя, актера

 У.Здравствуйте, ребята!

Скажите, я у вас впервые, что вы делаете на уроках литературного чтения?

Д : читаем

У:А если вы читаете, то кем вы являетесь?

Д:читателями

У:Сегодня мы с вами тоже будете читателями, но не только… Сейчас я вам буду читать сказку Анны Львовны Гарф  « Заяц-простак и Лис – обманщик».  Кем вы будете?

Д: читателями, слушателями

У:Мы будем читателями- слушателями. А кто такая Анна Гарф?  

Д: Автор, писатель, сказочница  

У:А кто такие Лис и Заяц? (герои)

Ч:А где же они живут? (в книге).

У:Хорошо разобрались. А теперь послушайте сказку, но я прочту только начало, продолжать вы её будете сами.

Работал Заяц пастухом три года и получил за труды белую козочку. Повел он козу на веревке к себе домой, шагал и думал: «То-то будет радость матушке моей и братишкам! Козье молоко, козий сыр - этак всю зиму будем сыты...»

Еще веселей зашагал и запел:

Принесет козочка весной козляток,

Козляток, козляток, козляток -

Белых, черных и пестрых ребяток,

Ребяток, ребяток, ребяток!

Услышал эту песню молодой Лис:

«Хорошо бы отнять у Зайца козу, да ведь закричит он на

весь лес. Не лучше ли будет, если он эту козу сам отдаст

мне?» Подошел он к Зайцу и говорит...

У. (после паузы). А что было дальше – попробуйте придумать сами. Когда вы будете придумывать, вы кем будете?  

Д.   Авторами. Писателями. Сочинителями.

У. И вам предстоит не только придумать, что было дальше, но и разыграть сценку, в которой Заяц и Лис будут вести разговор. Кто и где разыгрывает сценки?

Д. Артисты в театре.

У. Актеры исполняют роли, играют того или иного героя.  А в театре, где для нас играют актеры, мы остаемся читателями?

Д. Нет, в театре мы зрители.

У. Верно. Зритель - это тот, кто «зрит», т.е. смотрит Читатель, правда, тоже смотрит, но не на актера, а в книгу. А зритель смотрит на актеров, и не только смотрит, но и слушает, что они говорят. И оказывается, что когда мы читатели - мы имеем дело с одним видом искусства - литературой   А когда мы зрители, то имеем дело с другим искусством - театром. И нам для театра надо нарисовать новую схему  

У. Итак, сейчас я вам перечитаю начало сказки. (Перечитывает.) Что же было дальше? Попробуйте придумать сами. Вы сидите парами. Договоритесь между собой, кто будет Лис, а кто - Заяц. Придумайте вдвоем окончание этой истории. Даю вам время.

Дети обсуждают.  

У. (через 2-3 мин). Итак, кто готов показать нам свою историю, возьмитесь за лапки и подымите их вместе.(Дети поднимают.)

Учитель вызывает к доске пары желающих разыграть сценку (лучше, чтобы это были эмоциональные, склонные к игре дети).

После выступления каждой пары спрашивает зрителей: «Кому и что понравилось? Игра актеров? Придуманный конец сказки?»

Пары у доски меняются до тех пор, пока до конца урока не останется 15-20 мин.

 В конце обсуждения учитель предлагает детям ответить на вопрос: могут ли они сами быть авторами? Выслушав их ответы, говорит: «А теперь послушайте, как закончила сказку Анна Львовна Гарф»..(Читает.)

Подошел он к Зайцу и говорит:

- Ох, голубчик, куда же ты этого серого волка ведешь?

- Протри глаза, какой это волк? Это моя белая козочка, - ответил Заяц и дальше пошел.

А молодой Лис побежал к своему старику отцу, поставил его у холма на тропе:

Отец, как увидишь Зайца с козой, скажи, что это волк. Поравнялся Заяц с холмом, тут старый Лис как закричит:

- Ой, ай! Сколько лет живу на свете, но такого еще не видывал, чтобы Заяц волка на веревке к себе тащил...

- Не волк это, коза. Я получил ее за то, что три года пастухом был. - И пошел своей дорогой.

Вдруг навстречу ему два Лиса, старый и молодой. Увидели они Зайца, Низко ему поклонились.

- О-о, великий Заяц, расскажи, как ты волка победил?

Теперь Заяц усомнился: «Может быть, меня обманули? Может, на самом деле не коза это, а волк?»

Оглянулся Заяц, посмотрел, а белая козочка подняла морду, затрясла бородой: «Бе-е-е-е...»

- У-у-у, как страшно воет этот волк! - закричали оба Лиса, старый и молодой, и побежали в разные стороны.

- Тьфу, - плюнул Заяц, - уж если от тебя лисицы бегают, должно быть, ты и в самом деле волк!

Отвязал козу, перекинул веревку через плечо и поскакал домой.

- То-то обрадуются мать и братишки, что я жив-здоров явился.

А Лисы выпрыгнули из засады и, хохоча на весь лес, погнали к себе домой белую козочку.

У. А теперь скажите, какой вариант сказки вам больше нравится: взрослого автора или один из наших? Попробуйте объяснить.

Д. ...

У. Итак, каждая пара авторов пыталась показать свой вариант обмана. И разным зрителям понравились разные варианты. Как же так получилось? Давайте подумаем, что же мы, зрители, делали, когда разговаривали Лисы и Зайцы?

Д. Слушали и смотрели.

У. Но я все же не понимаю, если вы только слушали и смотрели, то откуда же вы узнали, что одним понравился один вариант, а другим - другой?

Д. Мы сами об этом сказали.

У. Вы смогли словами оценить работу автора. Но разве в театре зрители говорят актерам свое мнение?

Д. Нет. Они хлопают, если нравится.

У. Значит, у зрителей есть способ, которым они подают актерам знак, что им понравилось. Существует очень много способов, знаков, с помощью которых человек может выразить свое мнение, отношение, свою оценку: понравилось или нет. И это касается не только игры актеров.

Вот, например, вам известен такой жест (показывает сжатый кулак с поднятым вверх большим пальцем). Что он значит?

Д. Здорово! Хорошо кто-то что-то сделал.

У. Так древние римляне выражали свое удовольствие. А если им не нравилось, то они перевертывали руку пальцем вниз. А ученые с древних времен выражают свою оценку с помощью двух шаров - белого и черного. Если оценка «хорошо», «нравится», то какой, по вашему мнению, надо поднять шар?

Д. Белый.

У. А если оценка «плохо», «не нравится»?

Д. Черный.

Теперь каждый из вас может сделать себе два шара: черный и белый. Это будет наш знак оценки. С помощью этих шариков вы будете на уроках литературы оценивать, кто как читает, кто как играет, кто как сочиняет. А сегодня вы открыли еще одну тайну про себя: кукую?

Задание на дом. Те, кого мы не успели послушать и кто очень хочет, чтобы мы узнали, как их Лис обманул Зайца, могут дома   записать свой вариант сказки. Самые интересные варианты прочитаем в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Агния Львовна Барто" (конспект урока по литературному чтению в 1 классе)

Занимательный и развивающий  материал урока позволяет познакомить учащихся с творчеством А.Л.Барто; научить вслушиваться в музыку стихотворения; воспитывать в детях с помощью стихов добрые чувств...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Н.Булгаков «Анна не грусти»"

Конспект урока на тему: Н.Булгаков «Анна не грусти»...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Н.Булгаков-Анна не грусти"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Н.Булгаков «Анна не грусти»Цели: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова "Анна, не грусти!"; учить делитьтекст на части, составлять план; развивать...

Конспект урока по литературному чтению : «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, состав...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Булгаков "Анна, не грусти!" 1 и 2 урок. 2 класс. программа Школа России

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Булгаков "Анна, не грусти!" 1 и 2 урок. 2 класс. программа Школа России...

Конспект урока по литературному чтению. Анна Ахматова "Памяти друга"

Конспект урока по литературному чтению.Тема: Анна Ахматова "Памяти друга"...