Эстетическое воспитание как результат читательской деятельности обучающихся.
статья по чтению на тему

Варданян Мариа Араики

 

Статья посвящена рассмотрению вопроса об эстетическом воспитании обучающихся через эстетическое восприятие литературных произведений на уроках чтения. Рассматривается методика организации эстетического аспекта читательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учитель начальных классов стоит у истоков длительного и сложного процесса развития и становления личности. Чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и уникальнее как личность будет он сам. Сам учитель, как никто другой, должен уметь чувствовать прекрасное, удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира, искусства. Этому же с раннего детства нужно учить детей. Эстетическое восприятие художественной литературы – это духовное наслаждение текстом, умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное в содержании и форме произведений. Но в последние годы мы часто сталкиваемся с нежеланием школьника брать в руки книгу. Причинами этого негативного явления являются понижение интереса к чтению, многообразие альтернативных источников информации помимо чтения. Но главной причиной такого явления, без сомнения является отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности учащихся, несовершенство обучения чтению. Как же сделать так, чтобы ребёнок смог раскрыть для себя богатства литературы как вида искусства, научился извлекать тот духовный потенциал, который заложили в художественном произведении мастера слова.

Формирование навыка чтения – необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны уметь выбирать новую книгу для самостоятельного чтения, составлять рассказ по книге, практически знать разные приёмы чтения, владеть различными видами пересказа, формулировать идейный смысл произведения и т.д. Таким образом, умения работы с книгой и текстом направлены на полноценное восприятие художественного произведения.

Другим читательским умением, без которого невозможно полноценно воспринимать текст, является умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины. Писатель в своём творении выражает эмоциональное отношение к  людям, жизни, природе. Если читатель не будет испытывать ответные читательские эмоции, то он не сможет полноценно воспринять художественное произведение, а впоследствии не сможет его изучить. Без реализации эстетической функции чтения снижается осуществление других функций искусства слова – воспитательной, познавательной, коммуникативной, оценочной, что в конечном итоге и является результатом обучения литературному чтению в начальной школе. Как видим, эстетическая функция является методологически важной, поэтому недооценивать её нельзя. Прежде чем анализировать и толковать произведение, необходимо дать ученику почувствовать эстетическое удовольствие от общения с книгой, наслаждение от её восприятия.

Литературное произведение представляет собой целостность, в которой все его компоненты  (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. Исходя из этого, современная методика обучения чтению выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез.

Основные задачи первичного восприятия – это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией, выяснение эмоционального восприятия произведения. При этом самый удобный приём проверки первичного восприятия – это беседа, предполагающая свободное высказывание учащихся.

Анализ художественного произведения ведётся по логически законченным частям. Самые распространённые приёмы анализа – постановка вопросов к прочитанной части, уточнение значений слов, смысла предложений и частей текста.

Вторичный синтез – этап работы, предполагающий обобщение, перечитывание и выполнение учениками творческих заданий по следам прочитанного.

Чтобы реализовать подобную формулу урока литературного чтения, нужна тщательная подготовка учителя к уроку. Для обеспечения эстетического восприятия прочитанного необходимы следующие виды читательских действий: создание эмоционального фона урока; поисковое, исследовательское чтение; постановка проблемных, дискуссионных вопросов по тексту учителем и учениками; сотворчество с автором произведения; сопоставление интерпретаций текста художником и читателем и т.д.

Прекрасными образцами книг для эстетического воспитания являются многие художественные произведения, входящие в круг детского чтения:  лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина, А. Пушкина, М. Лермонтова, «Сказка о жабе и розе» В. Гаршина, рассказ «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского и многие другие (УМК «Школа России»).

Какова же методика организации эстетического аспекта читательской деятельности? Приведу пример работы над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проводимой мною в 4 классе.

Во-первых, в произведении были отмечены факты (содержательные и языковые), которые вызвали эмоциональный отклик у детей.

- Чем хороши горные леса около моря? Как автор описывает красоту осеннего леса? Давайте найдём в тексте изобразительно-выразительные художественные средства. (Олицетворения – эхо подхватило, швырнуло звук; живёт и ждёт эхо. Метафоры – зелёные пряди, буйно разрастается. Сравнения – листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.)

Во-вторых, чтение проводилось как открытие нового в привычном, особенного в обыкновенном, как поиск красоты в обычном и скромном.

- Какое открытие вы сделали при чтении? (Музыка  может отражать в себе красоту природы, любовь к Родине, к людям. Она делает своего создателя бессмертным, вызывает в душе человека радость, восхищение, восторг, благодарность.)

В-третьих, эстетическую функцию выявляет постановка вопросов к тексту. Точность формулировок проблемного вопроса, задавание вопросов школьниками – необходимое условие углубленного восприятия текста. Ученики подробно анализировали по вопросам прочитанное произведение.

- Что вы узнали о жизни великого композитора Эдварда Грига?  Как вы думаете, был ли он счастливым человеком? Что делало его таковым? Какая главная мысль заключена в словах «Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…»? Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили – хорошее настроение, улыбку, душу? Расскажите о них. Как вы думаете, какой бы стала жизнь, если бы все люди на земле видели бы счастье в том, чтобы дарить себя? Какое воздействие может оказывать классическая музыка на человека?

В-четвёртых, важны упражнения на предвосхищение содержания произведения по заголовку,  фамилии автора, по иллюстрации, по заявленному жанру.

В-пятых, очень важны свободные высказывания учеников о своих впечатлениях от прочитанного. «В рассказе Паустовского можно встретить много мудрых мыслей. Автор размышляет о вечных вопросах: о духовных  ценностях, о красоте окружающего мира, о смысле жизни человека».

В-шестых, на полноценность восприятия произведения влияет специально создаваемая методическая ситуация выбора: лучшего чтеца, лучшего иллюстратора рассказа, лучшего заголовка в плане, ярких образных оборотов  речи, ключевых мыслей и т.д. Ученикам было предложено выбрать любой отрывок из рассказа, проиллюстрировать его и подписать предложением из текста. Школьники подошли к заданию ответственно, каждый выбрал материалы для рисования, которые наиболее полно выразят их художественный замысел: пастель, гуашь, акварельные краски.

В-седьмых, было организовано прослушивание отрывков из музыкальных произведений композитора Э.Х. Грига, рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов, чтение творческих работ по теме «Чем же должен жить человек?». Наконец, эстетический характер носят литературные праздники, конкурсы выразительного чтения, поэтические проекты.

Достигнуть эстетического восприятия художественного произведения  после первичного прочтения могут очень немногие дети, но главное – продолжать начатую работу, ведь учить школьников эстетически полноценно воспринимать художественное произведение нужно систематически, начиная с первого класса, тогда на четвёртом году обучения результаты будут значительно выше.

Использованная литература

1. Ерошина Ю.Г. Эстетический аспект читательской деятельности младшего школьника // Начальная школа. 2012. № 11. С. 46-50.

2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности

Статья из опыта работы классного руководителя с учащимися коррекционной школы VIII вида. Младший школьный возраст- возраст, когда закладываются основы духовности личности, которая учится жить в мире и...

Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности

Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою деятельность с...

Развитие интереса к чтению, как одна из форм приобщения к самостоятельной читательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов...

Статья. Эстетическое воспитание в процессе учебной деятельности.

Эстетическое  развитие личности  начинается с момента его рождения. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей.  Учитель...

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога

4.4. результаты внеурочной деятельности обучающихся, дополнительного образования по профилю профессиональной деятельности педагога...

Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и результаты внеурочной деятельности обучающихся

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию. А это значит, что основной упор должен быть не только на развитие творческих способностей детей,...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...