Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Афанасьева Наталья Ивановна

Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и  жанровыми особенностями произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_zayachi_lapy.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

 по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы» в 3 классе

Афанасьева Н.И. МБОУ лицей №35 г. Ставрополь   УМК «Перспективная начальная школа»

Учебник: Н.А. Чуракова «Литературное чтение», в 2 ч., М., Академкнига/Учебник, 2017 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: создать условия для смыслового чтения и анализа рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и                жанровыми особенностями произведения

Этап урока

Содержание заданий

(для учащихся)

Виды деятельности,

формы организации работы

Планируемые результаты

                                                 

Предметные

Личностные,                                                                                    метапредметные (формирование УУД)

  1. Самоопределение к учебной деятельности

  1. Актуализация знаний

  1. Постановка проблемы

  1. Построение проекта выхода из затруднения

  1. Решение проблемы

Динамическая пауза

6.  Первичное закрепление

После приветствия учитель предлагает детям улыбнуться соседу по парте и пожелать хорошей работы и интересных знаний на уроке.

Учитель загадывает детям загадку:

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?

- Как вы думаете, почему в начале урока прозвучала загадка про зайца?

- Вспомните

литературные произведения,

в которых упоминается это животное,

?

- Определите  вид

сказки, которую вы вспомнили.

- Чем отличается рассказ от сказки?

Рассмотрите иллюстрации к произведению К.Паустовского?

- Выскажите предположение, о чем этот рассказ?

Что нам надо сделать, чтобы ответить на вопрос?

-прочитать произведение

-ответить на вопросы по тексту

-найти в тексте непонятные слова и выяснить их значение в толковом словаре

-Почему лапы у зайца обожжены?

-Почему ветеринар прогнал Ваню?

-Какие чувства испытывал Ваня?

- Как вёл себя заяц?

- Как вы думаете, почему Ваня и дед не последовали совету бабки Анисьи, а хотели любой ценой вылечить зайца?

- Какие новые препятствия возникли на пути деда и Вани?

- Как вы думаете, почему аптекарь все-таки дал адрес Карла Петровича?

- Почему Карл Петрович согласился лечить зайца?

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Класс делится на 5 групп.

Задание для каждой группы: постарайтесь подобрать прилагательные, наиболее точно характеризующие героев рассказа (дед Ларион, Ваня Малявин, бабка Анисья, аптекарь, доктор)

Дед Ларион: отзывчивый; робкий; добрый; благодарный.

Ваня Малявин: упорный;

заботливый; старательный;

шустрый; очень добрый;

отзывчивый.

Бабка Анисья:

любопытная; жалостливая;

душевная; добрая.

Аптекарь: нервный; сердитый;

раздражённый, но добрый.

Доктор Карл Петрович:

интеллигентный; образованный;

строгий; добрый; отзывчивый, знающий свое дело, милосердный.

Дети получают позитивный настрой на урок, улыбаются друг другу, желают хорошей работы.

Отгадывают загадку.

Высказывают предположения, почему загадка была именно про зайца.

(Коллективная форма)

Дети вспоминают произведения, где одним из героев является заяц.

В основном, речь идет о сказках.

Дают

определение сказки и рассказа.

(Коллективная форма)

Рассматривают иллюстрации, высказывают предположение, о чем будет рассказ, приходят к выводу, что заяц – один из главных героев. Формулируют тему урока: «Почему рассказ называется «Заячьи лапы?»

(Коллективная форма)

Комментированное чтение

рассказа.

Обращаются к толковому словарю, чтобы выяснить значение непонятных слов.

Отвечают на вопросы учителя после прочтения произведения

(Коллективная форма)

Комментированное чтение

рассказа.

Отвечают на вопросы учителя.

(Коллективная форма)

В результате подводящего диалога решают проблему урока.

Дети выполняют движения и повторяют слова вслед за направляющим учеником

Ученики работают в группах, размышляют, выдвигают гипотезы, приходят к общему мнению

(Работа в группах)

Знать: произведение К. Паустовского «Заячьи лапы», героев произведения,

особенности построения рассказа.

Уметь:

работать с текстом, работать с толковым словарем, подтверждать текстом литературного произведения свою точку зрения, давать характеристику герою,

отличать рассказ от сказки.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при знакомстве с литературным произведением.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме при ответе на заданный вопрос;

 Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать свое предположение при высказывании гипотез  о содержании  произведения.

Личностные УУД:

- осознание значимости чтения для личностного развития при работе с определением жанра произведения.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- умение структурировать знания при определении жанра произведения;

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении жанра произведения;

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать собственное мнение при определении жанра произведения.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при начале работы с литературным произведением.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при формулировании темы урока;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме при ответе на заданный вопрос;

Логические УУД:

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при формулировании темы урока.

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать собственное мнение при формулировании темы урока.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении произведения;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в словаре и тексте учебника при работе с текстом произведения;

- смысловое чтение при ответе на вопросы учителя;

Логические УУД:

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при ответе на вопросы учителя;

Коммуникативные УУД:

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при работе в парах.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении произведения;

Регулятивные УУД:

Контроль и коррекция способа решения учебной задачи при работе с текстом произведения;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в тексте учебника при работе с текстом произведения;

- смысловое чтение при ответе на вопросы учителя;

Логические УУД:

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при ответе на вопросы учителя;

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать своё мнение при ответе на вопросы учителя.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с характеристикой персонажей произведения;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе в группах.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками при работе в группах.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при работе с системой образов;

- умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме при ответе на заданный вопрос;

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с характеристикой героев.

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное при работе в группах;

- умение договариваться, находить общее решение при работе в группах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия деятельности

Домашнее задание

Докажи с помощью текста произведения, что почти все, кто так или иначе участвовал в судьбе зайца – очень хорошие люди.

Сравни две истории спасения: в рассказе «Слон» А. Куприна и в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы».

Подтверди примерами из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости.

- Почему заяц является одним из главных героев произведения?

- Что тебя тронуло в этом произведении?

- Что удивило?

-Что вызвало сострадание?

- Что вызвало улыбку?

Написать мини-сочинение на тему: «Что ты сделал бы, если бы оказался на месте Вани Малявина и его деда?». Сочинение можно проиллюстрировать.

Ребята обращаются к тексту, подтверждают цитатами из рассказа своё мнение, проверяют себя.

(Индивидуальная работа, коллективная работа).

Обращаются к текстам произведений, находят нужные цитаты, размышляют, доказывают, приводят аргументы.

( групповая работа по вариантам, коллективная работа).

Отвечают на вопросы, размышляют, отстаивают свою точку зрения.

Личностные УУД:

- понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций при перечитывании произведения.

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи при проверке правильности выбранных цитат;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при поиске необходимой информации;

- смысловое чтение при поиске цитат для характиристики персонажей.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с характеристикой героев.

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при работе с текстом.

Коммуникативные УУД:

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий отображаемых действий при  доказательстве правильности приведенных цитат.

Личностные УУД:

- понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций при перечитывании произведения.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при поиске необходимой информации;

- умение структурировать знания при сравнении двух историй.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при проведении аналогий в замыслах авторов;

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать своё мнение при ответе на вопросы учителя.

Личностные УУД:

- понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций при анализе художественного произведения;

Регулятивные УУД:

- оценка успешности решения учебной задачи при подтверждении текстом литературного произведения своей точки зрения, Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме при подтверждении текстом литературного произведения своей точки зрения Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при

 подтверждении текстом литературного произведения своей точки зрения,

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать своё мнение при ответе на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Заячьи лапы".

Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, развивать у младших школьников умение обобщать изученный материал....

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг».

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг»....

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)....

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ...

Технологическая карта урока литературного чтения «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произве...

Технологическая карта урока литературного чтения " К.Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения рассказа К.Г. Паустовского « Растрепанный воробей».Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с произведением К...

Технологическая карта урока литературного чтения " К. Г. Паустовский "Растрепанный воробей"" 3 класс

Цель урока: формирование читательской компетенции: составление характеристики героев; совершенствование навыков осмысленного выразительного чтения.Задачи урокаДидактические:Знать жанровые особенности ...