Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бондаренко Татьяна Владимировна

Целью  данного урока является знакомство с героями рассказа  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения. Урок дает понятие о взаимосвязи человека с окружающей природой, воспитывает чувства сострадания и доброты, учит бережному отношению к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.g._paustovskiy_zayachi_lapy.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Тема К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Цели задачи урока в формировании УУД

Образовательные и познавательные УУД: учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа;

Развивающие: развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа, развивать читательские умения при различных видах работы с текстом: 

а) моделирование;
б) анализ сюжета;
в) поисковое чтение;

-формировать читательские умения: правильно называть произведение, тему, жанр;

- совершенствовать навыки скоростного чтения;

Воспитывающие: воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия, трепетное отношение к природе.  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

2. Упражнение в выразительном, беглом, осознанном  чтении

3. Вступительное слово, постановка темы и целей урока

4. Работа над новым материалом.

5. Осмысление прочитанного

6. Проверка домашнего задания

(словарная работа)

7. Работа в парах

8. Анализ произведения

Физминутка

9. Работа в группах

10. Закрепление нового материала

11. Рефлексия.

12. Домашнее задание

Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.

Давайте наш урок начнём  с упражнения «3 точки».

Посчитайте, сколько слов вы прочитали первый раз и запишите в читательские дневники.

Слайд 1

- Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, который очень любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. Он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, Полесские болота, Карелия, Крым и Кавказ,  описаны им в его  произведениях.

Я думаю, вы уже догадались, произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский.  

Слайд2 ( портрет писателя)

-Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Сегодня готовы поработать над этим произведением?

Слайд3 (эпиграф)

-Считаете ли вы, что слова,  записанные на доске, французского баснописца связаны с этим произведением?

 "Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим"

(Жан Лафонтен).

Сегодня на уроке мы будем работать над этим произведением.

-Как вы думаете какие задачи на уроке мы можем поставить?

К какому жанру относится это произведение и почему?

Дома вы должны были выписать лексическое значение слов со звёздочками

Слайд4 (словарная работа)

Давайте поговорим о действующих лицах этого рассказа.

Поработайте в парах и перечислите друг другу всех персонажей.

- Назовите действующих лиц этого рассказа.

Моделирование. 2 учащихся составляют схему на доске

-Почему Ваня пришел к ветеринару?

- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

- Найдите в тексте и зачитайте, как заботился Ваня о зайце, неся его домой?

«Бегущие огоньки»

Предлагаю поработать в группах

После выступления 1 и 2 группы.

Давайте вернёмся к схеме с персонажами произведения

- Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему?

Слайд5 (Дед и Ваня пришли к доктору)

Найдите строки в рассказе, которые относятся к этой иллюстрации).

А доктор вызывает осуждение?

- В рассказе есть еще одно действующее  лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей. (ПРИРОДА) в схему.

-Найдите в тексте строки, которые подтверждают  это.

-Как вы думаете кто ещё из персонажей должен быть в центре? Вокруг кого развиваются все события? Он является частью природы? (ЗАЯЦ) в схему.

-Как мы, люди должны относиться к природе? (Я) в схему.

- Как же автор относится к природе?

(АВТОР) в схему.

Выступление 3 группы.

Так построены действия в рассказе.

-Как же было в жизни, с чего началась эта история?

 Слайд6  (действия в рассказе и действия в жизни)

-Какие чувства испытываете вы, когда слышите слово пожар или видите его?

Слайд7 (Пожар в лесу)

-Отчего начался в лесу пожар?

-Почему автор описание пожара поместил почти в самом конце произведения?

- От чего ещё случаются пожары в лесу?

Слайд8 (Из одного дерева)  

Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может погубить миллион деревьев.

Выступление 4 группы. Почему из всех пословиц и поговорок вы выбрали именно эту? А сейчас проверим, все ли внимательно читали это произведение.

Тест с использованием мобильного класса.

Оценивание учащихся.

-Какова идея данного произведения?

-Почему этот рассказ поместили в раздел «Учимся любить»?

-А вам бы хотелось, кого то, спасти.

-Легко это делать, спасать?

Недавно мы с вами рисовали рисунки о спасателях, сегодня будем читать стихи о героях Отечества.

-Кого из героев можно назвать героями?

Уч. с. 163-169, подготовить краткий пересказ. Кто желает выучить наизусть описание грозы на стр. 166

Учащиеся читают художественную литературу

Константин Георгиевич Паустовский

Читают эпиграф на доске.

Размышляют о смысле сказанного в эпиграфе урока.

Это рассказ.

Это сравнительно небольшое по объёму произведение. Чаще всего события и действующие лица рассказа группируются вокруг одного эпизода, одного события или характера. 

Учащиеся читают значение слов:

Оголец - озорной мальчишка, молодой парень. 

Онучи - длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги.

Пенсне - очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей  переносицу.

Кратер – чашеобразное или воронкообразное углубление в вершине вулкана 

Шамкать – говорить невнятно пришептывая 

Посох - длинная палка, трость с загнутым верхним концом или набалдашником

Коновал знахарь, лечащий лошадей.

(Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

Ответы учащихся

Стр. 165, верхний абзац

1 группа выполняет задание. Дайте характеристику героям: Ваня, доктор, аптекарь.

2 группа выполняет задание. Дайте характеристику героям: Дед, Анисья, Ветеринар.

3 группа выполняет задание. Восстановите порядок действий описанных в рассказе.

4 группа выполняет задание. Выберите из пословиц ту, которая больше всего относится к нашему рассказу.

Ветеринар

Стр. 166 второй абзац снизу

Стр. 166, нижний абзац

Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.

Бережно. Должны помогать и защищать природу.

События в рассказе:

  1. Ваня у ветеринара.
  2. Совет бабки Анисьи.
  3. Дорога в город.
  4. Встреча с доктором.
  5. Лесной пожар.
  6. Заяц у деда.

От жары, которая стояла в то лето.

Описание пожара нужно в рассказе для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком».

- Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Учащиеся выполняют экзамен в программе Classroom  Management.

Ответы учащихся

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Предметные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Предметные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Личностные

Регулятивные

Личностные

Предметные

Познавательные

Личностные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Общение – путь к познанию», 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века».

Нестандартный урок, позволяющий научить детей думать, анализирова, формулировать собственную точку зрения. ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний имён прилагательных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании окончаний имен прилагательных.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о правилах в на...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...