Урок литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России". В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Фоос Светлана Леонидовна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтения  4 классе (УМК «Школа России»)

Тема: Загадки  В.М.Гаршина  в произведении «Сказка о жабе и розе»

Учитель: Фоос Светлана Леонидовна

Цель:  учить анализировать текст произведения, составлять  сравнительные характеристики героев

Задачи:

Личностные:

  • Создавать условия для формирования в детях чувства сострадания к другим,
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Метапредметные:

Организовать исследовательскую деятельность через вдумчивое осознанное чтение,

 развивать творческие способности, навыки работы  в паре;

Предметные:

  • учить находить в тексте ответы на вопросы;
  • развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;
  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;
  • расширять словарный запас;

            Разработан урок  с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и  приёма работы с компонентами художественного произведения.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), предметы: жаба, роза, портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия»: раздаточный материал – таблица, тест, воздушный пластилин (для рефлексии).

                               

Ход урока

  1. Орг. момент 

Приветствие.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

Вводная беседа (слайд №      ).

 - Слушая музыку подумайте: Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

- Какие чувства она вызвала у вас? (чувство прекрасного, спокойствие)

-Какие картины возникли в  вашем воображении? (летний день, солнце светит)

    Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в частном  доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

- Прочитайте отрывок (слайд №    ).

     Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

- Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке? (слайд №     ).

Достаю предметы – роза и жаба

-Перед вами предметы из этой сказки.

  1. Сообщение темы урока. 

Я предлагаю сегодня ответить на эти вопросы и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к  уроку вы могли бы поставить?

  1. Разгадать загадку заголовка.
  2. Узнать, почему такой финал.

 3. О чём заставляет задуматься это произведение?

    А теперь давайте порпробуем сформулировать тему  нашего урока.

 «Загадки писателя В.М.Гаршина  в произведении  «Сказка о жабе и розе». (слайд №     )

Какая цель будет цель    нашего урока (разгадать загадки….)

    Чтобы понять удивительный мир образов, которые создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но извлечь из сказки уроки.

-Предлагаю провести исследование загадок писателя  этой сказки.

Что для этого мы будем делать? (исследовать, сравнивать, находить эпитеты, пользоваться литературными приёмами)

Каждый этап исследования предлагаю оценивать по критериям, которые у вас на столах.

  1. Работа по теме урока.
  2. Словарные слова          (Запись на слайде)

 Кол-толстая заострённая палка.

Пика – колющее оружие, род копья.

Барбос – большая дворовая собака.

Повилика – сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим стеблемдругие растения.

Коровяк – род трав и полукустарников семейства норичниковых. Существует коровяк обыкновенный или медвежье ушко и коровяк лекарственный.

Пронизать – резко проникнуть внутрь кого-,чего-нибудь, сквозь кого…

- Вспомните героев сказки.  Назовите их.  (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)

- Где происходили события?  (В цветнике). (слайд №     )

- Найдите описание цветника. (стр.169 Цветник был..

    - Чей это был цветник? ( стр.171)

- Почему он был так запущен?  (Мальчик заболел) (стр.172)

-  Стал ли цветник от этого хуже? Подтвердите словами текста (стр.169)

- Кто находился в этом цветнике?

На столах у вас таблица: 1ряд – описание розы; 2ряд – описание жабы; 3 ряд – описание мальчика. Работа в паре.

Характеристика

Роза    

Жаба

Мальчик

Внешний

вид

Нежный, роскошный, бледный,      тонкие лепестки

Жирная старая жаба, грязно-серые бородавчатые и  липкие бока ,безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное….

Лет 7, с большими глазами, большой головой на худеньком теле

Характер

Тонкий и свежий запах, был её словами, слезами и молитвой

Ленивая, злая

Слабый, тихий, кроткий

Чувства

Мечты

Плакать не от горя, а от счастья жить. Хоть бы умереть другою смертью

Быть поближе к прекрасному созданию, слопаю

Радость

- Наша задача на уроке – понять, почему  же сказка так названа? (что существует  мира: добро и зло и т.д.)

-Оцените свою работу на этом этапе по критериям, которые перед вами.

– Главное для розы: -Счастье жить.

-   Какие чувства испытывает роза?  (Плакать не от горя, а от счастья жить).

-   Разве роза может плакать?   (Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания). Какой  литературный  приём использует автор?  (Олицетворение). (слайд №    )

-   Что помогает нам понять счастье розы?  (Аромат).

-  Для описания этого состояния, автор использует эпитеты.  Найдите строчки в тексте.  (Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами). (слайд №    )

- А если человек  достигает расцвета своей души, что он может подарить людям?  (Любовь, заботу, тепло, счастье).

-  Оцените  действия жабы.  (Главное  для жабы –  это  плотно  поесть  и отдохнуть после  еды, т.е.  жаба  ленива  и  прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать  розу, уничтожить красоту. А это плохо.)

-  О чём мечтает жаба?  Что она чувствует?  (Не  умеет  радоваться солнцу,  утру,  хорошей погоде,  мечтает слопать розу,  погубить её.  Запах  розы причиняет ей  смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть,  жаба не видит красоту, она её не чувствует).

- Итак, мы видим два мира, два противоречия.

-  В чём счастье для жабы и розы?  (слайд №       )

-  Сохранился ли конфликт между ними? Почему?

-Разгадали ли мы первую загадку писателя?  В чем смысл заголовка?

  1. Физ.минутка. 
  2. Продолжим работу.

-  Скажите, кто из персонажей  похож на розу? (Мальчик).

- Чем? Какая у них душа? Что же  сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).

-   Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)

-   Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр. 233).

-  Зачем мальчику нужна была роза?

-   А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. 233).

-  Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).

- А теперь можем ли мы ответить на вторую загадку: почему такой финал сказки?

( потому что они оба умирают с любовью к прекрасному. Роза и мальчик навсегда остались в памяти своих близких)

(Слайд №      )

  1. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

-  О какой миссии идет речь?  

(Миссия - Ответственное задание, роль, поручение)

-   О чём заставляет задуматься это произведение?  (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).

Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопрос третьей загадки.

- Ребята,но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.)

А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.)

Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (Надо смотреть по делам.  Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)

  1. Проверка знаний. . (слайд №            )

-  Подводя итог урока, давайте составим «Синквейн»  (девочки про жабу, мальчики про розу)

1Имя существительное      

2.записать 2 прилагательных

3.записать 3 глагола

4.Своё отношение к этому существительному(предложение)

5.Синоним к существительному

Заслушали 2 - 3 учеников

- Оцените свою работу по критериям.

- А теперь подсчитайте общее количество баллов, сколько у вас получилось

У кого 8 и более – «5»

7-6 – «4»

5-4 – «3»

И я надеюсь, что ни у кого нет меньше 4 баллов.

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание:

1. выразительное чтение понравившихся отрывков

2.Пересказ сказки от лица розы или жабы

3. Творческое -  придумать счастливый финал сказки

Заканчивая урок, мне хочется вас оценить.

Я хочу быть сегодня волшебником .У себя в кармашках ваших ранцев возьмите предмет.  Это воздушный пластилин. Попробуйте за 1 минуту вылепить розу. Роза, которая отражала бы ваше представление о мире прекрасного.

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.

Спасибо за работу!. (слайд №         )

«В жизни по- разному можно жить

В горе можно, и в радости

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать, и ,не помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Приложение 1.

Критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке

  1. Критерии оценивания устного ответа учащихся

2б.

Полный ответ на вопрос (если после ответа не было дополнений)

1б.

Если ответ требовал дополнения.

0б.

Если ответ был неверный

  1. Критерии оценивания  заполнения таблицы

балл

Критерии

3б.

Записаны правильно все 3 параметра (внешний вид, характер, чувства, эмоции)

2б.

Записаны правильно 2 параметра (внешний вид, характер, чувства, эмоции)

1б.

Записан правильно 1  параметр (внешний вид, характер, чувства, эмоции)

  1. Критерии оценивания выбора отрывка

1б.

Правильный выбор отрывка

0б.

Неправильный выбор отрывка

  1. Критерии оценивания дополнений к ответу

1б.

Дополнение к вопросу

  1. Критерий оценивания синквейна

2б.

все условия выполнены

1б.

если 1-2 ошибки

0б.

более 3 ошибок

Приложение 2.

Что такое синквейн, правила составления синквейна.

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Урок по литературному чтению на тему: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок по литературному чтению на тему:  В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного про...

Конспект урока литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс

Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".Презентаия к уроку прилаг...

Конспект урока литературного чтения по теме В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Представлен первый урок по ознакомлению с произведением В,М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" , УМК "Школа России"...

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...