Технологическая карта урока в 1 классе по обучению грамоте.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Тема урока: "Согласный звук /ш/, буква "ш".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31» г.Череповца

Урок в 1 «А»классе                                                       обучение грамоте по букварю Р.Н. Бунеева, Е.Бунеевой                                УМК  «Школа 2100»

Согласный звук [ш], буква ш.

Строчная буква «ш».

                                                                                                                                                               

Смирнова Е.В.                                    

                                                     учитель начальных классов

                                            2013г.

Открытый урок в 1 классе по обучению грамоте  по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК  «Школа 2100»)

Тема урока: Звук [ш], буква «ш». Строчная буква ш.

Задача: Познакомить с буквой «ш», со звуком [ш ], с его особенностями, с ролью звука и буквы  в русском языке

Цели:

– формирование умения выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;

формирование умения овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формирование умения писать предложения;

– формирование умения анализировать и записывать текст.

-  Развитие фонематического слуха, техники чтения при работе со словами  с буквой «Ш»

 - Воспитывание культуры поведения при работе в группах

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, касса букв и слогов, образцы печатных   букв «Ш» и «ш».                                            Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I. Организационный    момент

Слайд№1-

На слайде -колобок

II. Актуализация знаний.

слайд №2 -

схемы звуковичков

в лесу

III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

слайд №3 -

змея в лесу

III. Выдвижение версий

IV. Актуализация имеющихся знаний

V.Составление плана решения учебной проблемы

Слайд № 4 -

план

VI. Поиск решения проблемы  - открытие нового знания

Слайд № 5 -

Звуковичок в шляпе

слайд № 6 -

изображения

мыши- шалаша

слайд № 7 -

звуковичок в 2

башмачках

слайд №8 -

звуковички в лесу

слайд №9-22 -

под музыку

слайд №23-школа

          № 24-

изображение

буквы (4 вида)

слайд №25-

вилы

слайд №26-

план

VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

слайд №27-

написание буквы

(анимация)

слайд №28-

 буквы пляшут,          

крутятся и собира

ются в слово

молодец

слайд №29-

план

         

Слайд №30-

Синее море и слоги

Слайд №31 -

Сова и слоги

Слайд №32 -

Правило ши!

Слайд№33 -

Запись слов

Слайд №34 -

Шут, шутил,

шутка, шутник

Слайд №35-

записано

предложение

Начало формирования алгоритма самооценки

IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

Слайд №36 -

план

Слайд №37 –

смайлики

Сказке хочется начаться,

Шелестят её страницы,

И сейчас она начнётся,

 вы  хотите удивиться?

Но сначала, всё в порядке?

Книжки? Ручки и тетрадки?

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит.

И не бублик, не батон,

Хоть и в печке испечён.

По тропинке покатился

И домой не воротился.

 

- Катится колобок, катится и вдруг на лесной полянке встретил звуковичков, которые играя, запутались.

-Ребята, на какие группы колобок может разделить звуковичков?

побуждающий диалог - постановка проблемы

- Почему один звуковичок остался?

-Как вы думаете, какой у нас сегодня урок:

повторения изученного или урок «открытия» новых      знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

- что необычного вы заметили у схемы-человечка?

-Ребята, схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков.

- Какой возникает вопрос?

 проведение звуковой разминки

- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки, а для этого надо быть очень внимательным.

(минутка внимания)

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

 

 подведение к формулированию темы

- знакомы ли мы с таким звуком?

- Сформулируйте тему нашего урока

- Каковы  задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

 -Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему

 побуждающий диалог

- Нам нужно всё узнать про этот звук.

какой это звук гласный или согласный?  Почему?

Раз он согласный, что мы можем про него узнать?

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?

Надевает чёрную  шляпу на схему-человечка

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

- в шипении змеи этот звук, какой (твёрдый или мягкий)?

- мы можем надеть один башмачок? Какой?

- а второй?

-давайте определим, какое место занимает этот звук в словах.

(мышь, машина, шляпа, шмель, шалаш)

- какое слово чаще всего повторялось в характеристике

нового звука?

- можем надеть второй башмачок? Какой?

 побуждающий диалог

- Может быть,  в других словах этот звук произносится мягко?  Послушайте  стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком  [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?

-Назовите слова с новым звуком. Какой он?

 подведение к формулированию вывода

- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?

- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашей полянки?

 

ФИЗМИНУТКА – в лесу пляшут звери

знакомство с буквой

- А  что бы узнать какой значок нам поможет  увидеть звук [ш], колобок отправился в школу, где ребята познакомили его с новой буквой

- Что напоминает вам эта буква?

- друзья колобка увидели букву ш такой

- Откройте букварь на стр. 82 и проверьте, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква Ш?

-Решили мы с вами первую задачу?

(убираем первую задачу)

 анализ с учащимися написания  строчной буквы ш

- Почему в  букваре в левом уголке написано две буквы ш?

-Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

- ребята покажут как правильно писать букву.

-Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и

- Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт

Написание наклонной линии. Знакомство с написанием буквы Ш.

Сравнение письменной и печатной букв. Сравнение с буквой И (с. 27).

а) Запись элементов буквы Ш. (Счёт: раз-и-два-и-три-и.)

б) Обведение буквы Ш. Комментируют учащиеся.

в) Анализ ошибок: разная высота элементов, не сохранена параллельность. Можно показать возможные ошибки на доске, затем стереть их.

г) Заполнение схемы-«человечка» в прописи

-Красивые у вас получились буквы? Оцените себя.

ФИЗМИНУТКА  ДЛЯ ГЛАЗ

 письмо буквы ш, с написанием лишнего элемента, на доске

- Что вы заметили?

 Обведение буквы ш в словах

- Прочитайте и обведите зелёным цветом  в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось?

- поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте друг друга.

-Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Убирается вторая задача.

- Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак.

ФИЗМИНУТКА

  «шутка минутка»

- чтобы хорошо произносить шипящие звуки, разучим скороговорку

 

 организация работы по чтению и анализу слогов

- Путешествуя, колобок оказался на берегу синего моря, где  Черномор, при помощи рога издавал небычные звуки. Поможем колобку узнать, что же это за звуки?.

-Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука

-Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного  твёрдого звука

- Дополните до слова. Молодцы!

-А вот мудрая сова предложила задание посложнее прочитайте слоги хором с вопросительной, восклицательной  интонацией

– Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать?

 Работа в прописи.  

– Прочитайте слоги, которые нам надо записать.

– В каких словах есть эти слоги?

– Какой слог самый интересный? (Ши.) Чем?

- Какой звук не соответствует букве?

– Сколько одинаковых элементов в сочетании ши? (Пять.) Будьте внимательны, не пропустите элемент. Чтобы удобнее было читать этот слог, нужно последний элемент буквы Ш (прямую наклонную с закруглением внизу) немного удлинить. Посмотрите, вот как нужно это сделать.

Учитель на доске даёт образец (написать этот слог на доске не менее трёх раз).

– Произнесите ещё раз слог ши.

– Какой звук слышится после [ш]?

– А какая пишется буква? Написание этого буквосочетания надо запомнить. Это орфограмма, т.е. написание по правилу, а правило такое «ШИ пиши с буквой И»

 Подчеркните: ши . Это означает, что мы графически объяснили, почему пишется буква «и»

– Догадались, почему в руках у человечка был восклицательный знак?

- найдите в прописи слова, где есть слог «ШИ»

-обведите эти слова, выделите орфограмму

Проверка написания в парах,

Самопроверка по слайду

организация чтения и анализа слов с буквой Ш

- друзья, а кто это нас встречает? Прочитайте.

- прочитайте слова, которыми жонглирует клоун.

-Что вы можете сказать об этих словах?

- почему вы так считаете?

- Найдите эти слова в прописи, спишите их в строчку ниже и выделите корень.

- проверьте себя по слайду

Физминутка

Анализ предложения: У клоуна Паши шары.

а) Постановка ударения в словах.

б) Подчёркивание опасных мест.

в) Составление схемы.

г) Повторение правописания заглавной буквы в именах людей.

Комментированное письмо.

Проверка.

Вопросы к ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданием.

– Нам предстоит ещё что-то интересное узнать о клоуне Паше. Посмотрим в «Букваре».

Работа в «Букваре».  

Чтение текста «Паша-шутник».

1) Работа с текстом до чтения.

Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации.

– Кого изобразил художник?

– Что уже можно сказать?

– Чтобы до конца разобраться, прочитаем текст.

2) Работа с текстом во время чтения.

Чтение про себя, затем вслух по предложениям.

Вопросы по ходу чтения.

– Кто же Паша? (Паша – клоун.) 

– Кто такой клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.)

– Значит, какой Паша, раз он шутник? (Весёлый, задорный, остроумный.) 

– Можно ли приготовить окрошку из ромашек? (Нет, это Паша шутит.)

– А на самом деле из чего окрошку делают?

Повторное чтение.

3) Беседа после чтения. 

– Что смешного в Пашином наряде?

– Ещё раз посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте предложения, к которым она относится.  

– Почему Паша так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.)

– Как вы думаете, для чего Паше шишки? (Он ими жонглирует.)

– А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов?

– Подсчитайте, сколько слов с буквой Ш встретилось в тексте.

Прочитайте их.

– Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой.

– Какого цвета точка?

Работа в прописи

 Списывание слов с печатного образца письменными буквами.

   а) Прочитать, определить, что общего, чем отличаются эти слова, на какие группы можно их разделить.

   б) Разделить на слоги, поставить ударение, обозначить звуки.

    в) Списать.

    г) Провести самопроверку.

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– В чём самая большая трудность?

– Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании слога ши?

  Работа в «Букваре».      

Чтение – слушание рассказа  В. Драгунского

«Заколдованная буква»

1) Работа с текстом до чтения.

– Наш художник не нарисовал картинку к тексту, который написал Виктор Драгунский.

– Как называется текст?

– Что могло произойти с буквой? Кто её заколдовал? Это сказка?

2) Этот текст предлагается для слушания.

Учитель читает, дети слушают (книги закрыты). После чтения вопросы на понимание содержания.

– Сколько в рассказе героев?

– Можно ли определить, сколько детям лет? (Да, примерно 6–7, раз у них у всех выпадают молочные зубы...)

– А можно понять, когда происходит действие?

– Как вы догадались?

– Какая была ёлка?

– Что же так рассмешило друзей?

– Какой звук оказался для всех троих самым трудным?

А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести?

– Как вы думаете, почему этот рассказ смешной?

– А могла ли такая история произойти на самом деле или Драгунский всё выдумал?

– Можно ли сказать, что у автора рассказа Виктора Драгунского

есть чувство юмора?

Чтение текста хорошо читающими детьми.

3) Работа с текстом после чтения. 

– Кто же был прав из ребят? (Никто.) 

– Так кто же заколдовал букву (точнее, не букву, а звук [ш])?

– Как точнее: заколдованная буква или заколдованный звук? Почему?

– Вот вы говорите, что смеялись во время чтения, значит, это какой рассказ? (Юмористический.)

– Чем похож звук [ш] на другие согласные звуки? Чем отличается?  

– Чему сегодня научились?

-  У кого были затруднения? Какие?

– Что больше всего понравилось на уроке?

– Все ли пункты плана выполнили? (Возвращаемся к плану, составленному на прошлом уроке.)

– Как бы оценили своё настроение после урока?

–Оцените  вашу работу  на уроке.

Приветствие учителя, самоорганизация

диалог с учителем

-на гласные, звонкие согласные и глухие согласные.

- потому что мы не его не знаем.

- урок «открытия» новых знаний, потому что схема не раскрашена, нет на ней буквы.

- новый звук, новую букву.

-вопросительный знак.

- чем новый звук отличается от других звуков?

проговаривание звуков

-Ш-ш-ш

- ш-ш-ш

формулирование темы

- Нет

- Звук [ш], буква ш

- Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву. Научиться читать слоги и слова с буквой ш

- предположения учащихся

диалог с учителем

- согласный

Выдвигают версии

- Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?

- Он глухой.

(доказывают)

- Послушать, как он звучит в словах.

- твёрдый

- да, синий

- нет

 определение места звука в словах

- твёрдый.

- да, синий.

Прослушивание стихотворения

Слушают стихотворение, которое читает ученица  

Шуба, шапка, шляпа, шар,

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

 И шалаш в лесу нашли

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

- Звук [ш] всегда твёрдый

-Буква Ш

Предположения учащихся

- с согласными, глухими

- с буквами, которые обозначают глухие звуки

-Да

анализ строчной буквы ш

-Потому что одна – печатная, другая- письменная

-Из коротких палочек с закруглением вправо внизу

Пишут на ладони

Пишут в тетради

Рисуют себе знак-награду

Водят глазами за фигурами, буквами

- Лишний элемент

-Обводят буквы

- Слоги

Рисуют себе знак-награду:

На окошке крошку мошку

Ловко ловит лапкой кошка

чтение и анализ слогов

- это слоги

- таких слогов здесь нет

--ша, -шо, -шу,

- ашо, -ошу,-уша,

 -иши

- чтение слогов про себя

 - «Доскажи словечко»

- слышим звук[ ы], а написана буква  и

-Звук [ы]

- буква И

- потому, что это особенный звук, он всегда твёрдый

чтение и анализ  слов

- клоун Паша

- они однокоренные

- они обозначают шутку и у них есть общая часть шут

Мы будем читать про Пашу-шутника. Это понятно из заглавия. На иллюстрации мы видим клоуна, так как у него разрисовано лицо. Он смеётся. Это, наверное, и есть Паша. Одет Паша как клоун на сцене. У него штанишки на лямочках. На штанишках изображены ромашки. На голове смешная шляпа, на ногах смешные ботинки. А в руках держит ромашки.

Рассказывают о своих затруднениях

Показывают сигналы

Нет, Драгунский писал только рассказы.

Мишка, Алёнка и рассказчик.

Зимой, накануне Нового года.

Звук [ш].

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) экологическое воспитание;

5) эстетическое воспитание

Оценивание достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний.

-  Отметить учеников, которые выделяли звуки в словах.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в прописи

-  Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали  буквы.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в «Букваре»

- Отметить учеников, которые правильно составляли звуко-буквенный анализ слова.

2. Работа в прописи

- Отметить учеников, которые аккуратно и правильно записывали слоги и слова.

- Отметить учеников, которые правильно записывали предложение.

3. Работа в «Букваре»

- Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы по тексту.

                                                 Обоснование использования ИКТ на данном уроке.

Чтобы привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения темы урока, я решила подготовить наглядный материал на компьютере.

ИКТ на уроке обеспечили:

  • Мотивацию учащихся. Урок строился на путешествии «звуковичков» в лесу. Материал яркий, красивый, привлекал внимание детей  своей сказочностью, яркой наглядностью и повышал интерес к уроку.
  • Активизацию познавательной деятельности. Ученики сами открывали новый материал и делали выводы. Слайд № 5,6, 7.
  • Работоспособность обучающихся на различных этапах урока. Подобная работа позволяет в 4-5 раз по сравнению с традиционным процессом увеличить объем выполненных заданий в единицу времени. Дети с удовольствием включаются в работу и активны на протяжении всего урока.
  • Мультимедийное сопровождение существенно облегчает усвоение материала (за счет, например, наглядности)
  • Целесообразно использованы визуальные и звуковые эффекты. Все персонажи привлекательны внешне. Физминутка осуществляется под музыкальное сопровождение, а персонажи показывают нужные движения. Слайд № 9-22.
  • Целесообразно использованы рисунки, анимации, обеспечивающие комфортность в обучении. Слайд № 3, № 6 – движение персонажей, слайд № 27 – написание буквы.

                           Результативность использования ИКТ:

- способствовало решению дидактических задач

- способствовало достижению цели урока

- самоконтролю знаний учащихся

- повышению качества обучения

- усиление интенсивности урока

                  Использование компьютера повышает мотивацию детей, обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес к урокам обучения грамоте. Считаю, использование ИКТ на данном уроке оказалось успешным. Работа доставляет удовольствие не только ученикам, но и учителю.

Смирнова Е.В.        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка и обучения грамоте в малокомплектной школе

данный урок проведён в малокомплектной школе в 1 и 3 классах. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

технологическая карта по чтению в период обучения грамоте

Технологическая карта по чтению в период обучения грамоте "Школа XXI века"...

Урок обучения грамоте (технологическая карта урока) 1 класс УМК Школа России

Технологическая карта с применением Электронного приложения Обучение грамоте к Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской,М.. Бойкиной УМК Школа России...

Технологическая карта урока по литерному чтению (обучение грамоте). Согласные звуки Ф - Фь

Конспект урока по литерному чтению (обучение грамоте) по программе "Начальная школа XXI века"  на тему: "Согласные звуки Ф - Фь" 1класс (с презентацией)....

Технологическая карта урока по русскому языку (обучение грамоте) "Письмо строчной буквы о" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по формированию навыка каллиграфически правильного письма строчной буквы «о».Задачи урока:Дидактические:1. научить п...

технологическая карта урока по учебному предмету «Обучение грамоте» в 1-ом классе на тему «Письмо заглавной буквы Б»

Создать условия по ознакомлению с правильным  написанием заглавной буквы «Б» для формирования умения писать её в соединении с другими буквами и в именах собственных, развития моторики...

технологическая карта урока по учебному предмету «Обучение грамоте» в 1-ом классе на тему «Письмо заглавной буквы К»

Создать условия по ознакомлению с правильным  написанием заглавной буквы «К» для формирования умения писать её в соединении с другими буквами и в именах собственных, развития моторики...