Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_unt_v_nsh_tabl.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе

       Основная цель уроков  литературного чтения  в начальных класса – помочь ребенку стать  читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Большую роль в этом играет изучение произведений устного народного творчества. С произведениями фольклора дети встречаются еще в дошкольном возрасте. Придя в школу, они уже знают колыбельные песни, загадки, пословицы и поговорки, сказки. В младшем школьном возрасте интерес к устному народному творчеству не пропадает, а наоборот, возрастает.

     В качестве примера изучения произведений устного народного творчества в начальной школе   рассмотрим курс «Литературное чтение»  УМК «Начальная школа  ХХI века». Начиная с первого класса, в процессе обучения чтению младшие школьники знакомятся с произведениями фольклора. На уроках литературного слушания формируются такие понятия, как Родина, семья, человек, правда, достоинство, любовь к природе и бережное отношение ко всему живому на Земле. От класса к классу материал усложняется в соответствии с возрастом и уровнем обученности детей — вводятся новые жанры, сведения об изученных произведениях обобщаются и систематизируются. Например, в 1 классе на уроке литературного слушания учащиеся знакомятся с народными песнями (хороводными и песенками-закличками), сказками, загадками. Во 2 классе читают народные песни (хороводные, календарные, колыбельные). В 3 классе повторяют малые жанры фольклора, волшебные сказки, изучают былины, раскрывающие смысл пословицы «Жить – Родине служить». В 4 классе выпускник начальной школы знакомится с героическими песнями и легендами. В данной  программе нравственно-этическое воспитание выделяется содержательной линией, которая реализуется на каждом уроке литературного чтения в процессе работы с произведением. Авторы  отобрали  такие произведения для изучения в начальной школе, которые формируют в сознании детей основы нравственно-этических норм, правила общения и построения отношений со сверстниками и взрослыми. Анализируя образы и поступки героев произведений, дети усваивают ключевые понятия: добро, правда, ложь, зло, любовь, ненависть, честь, дружба. 

     На протяжении всего периода обучения учащиеся так или иначе  затрагивают  морально-этические проблемы. Такой подход к отбору содержания позволяет решать задачу эмоционального развития у младших школьников, воспитания позитивного мышления, толерантного отношения к окружающему миру. Задача формирования национального и гражданского самосознания, чувств гордости за свою страну решается на протяжении всего курса: в 1 классе – в ходе изучения произведений (стихотворений) о Родине и родной природе. Со 2 по 4 классы – в ходе работы с фольклорными, летописными литературными произведениями разных жанров о героических подвигах и выдающихся личностях в истории нашей страны, о защитниках Отечества, русском народе и языке.

     Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций происходит постепенно от класса к классу.     Большое значение в этом процессе имеет понимание фольклорных традиций. Знание и понимание детьми фольклорных корней своей литературы помогает им понять и принять литературу и культуру других народов. Отбор произведений и система их изучения позволяют младшим школьникам воспринимать литературу как источник познания родной и мировой культуры, духовных и нравственных ценностей. Так, во 2 классе учащиеся, изучая народные сказки, знакомятся со сказками не только народов России, но и народов мира: на примере русской сказки «У страха глаза велики» дети определяют признаки и особенности народной сказки. Дополнительно они знакомятся со сказками народов мира (японской «Журавлиные перья», индийской «Золотая рыба», немецкой «Бабушка Метелица»). По страничке «Книжная полка» в учебнике ребята выбирают народную сказку для самостоятельного чтения. Сопоставляя сюжетные и жанровые особенности, дети учатся находить общее в казалось бы далеких друг от друга фольклорных традициях.

Большое внимание в курсе уделено формированию компонентов учебной и

читательской деятельности. На примере изучения пословиц покажем, как это реализуется на практике. В 1 классе в разделе «Учимся уму-разуму» сразу после рассказов К. Ушинского «Играющие собаки» и В. Осеевой «Кто наказал его?» дается пословица «Жизнь дана на добрые дела». Ребята работают с пословицей: объясняют ее смысл, определяют тему и соотносят ее с главной мыслью прочитанных рассказов. Таким образом, дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения. Во 2 классе школьники знакомятся с пословицами о Родине, труде, дружбе, человеке. Они оперируют понятиями («пословица о дружбе», «пословица о подвиге», «пословица о труде»), составляют схемы или таблицы, классифицируя пословицы по темам или подбирая пословицы на заданную тему. В 4 классе учащиеся используют пословицы для формулировки главной мысли того или иного произведения. Таким образом, отбор произведений для изучения, система заданий в учебнике и в рабочих тетрадях формируют компоненты учебной и читательской деятельности.

     Для развития устной речи в данном  курсе используются такие формы обучения, как пересказ, рассказывание, выразительное чтение, устное изложение небольшого произведения или эпизода по плану, выражение своей точки зрения о произведении, герое и его поступке с элементами рассуждения и описания. Работа с произведением строится на наблюдении, сравнении, обобщении, классификации и построении логического ряда, а использование схем, моделей, таблиц служит развитию мышления, внимания, формированию читательской зоркости и уровня начитанности младших школьников. С этой же целью детям предлагается работа с таблицами. Например, сравнивая русскую народную сказку «Снегурочка» и сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка», ученики 2 класса выявляют особенности каждой сказки (художественные, композиционные, функциональные), сравнивают героев. Для самопроверки детям предлагаются готовые схемы или таблицы. Учащиеся сопоставляют свои ответы с предложенными, исправляют ошибки и оценивают свою работу. Так формируется один из важнейших компонентов учебной деятельности – самооценка.

     Т.о.,   Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, дают возможность судить  об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе,  о культуре своего и других народов. Фольклорные традиции имеют большое значение в становлении  гуманистических ценностных ориентаций. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении, воспитании и развитии учащихся.  Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний, поскольку лишь  пережитые знания становятся истинными  убеждениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

Формирование патриотизма на произведениях устного народного творчества в начальной школе.

Привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...

Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.

Интеллектуально- развивающая игра "Живая старина", для учеников 2 -го класса,  помогает ученикам  проникнуть в обширный мир устного народного творчества народов России....

Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"

Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"...