урок литературного чтения с презентацией по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» для 3 класса
методическая разработка по чтению

Дрозд Наталья Александровна

Методическая разработка урока литературного чтения с презентацией по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» для 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения с презентацией по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» для 3 класса

Учебно-методическое обеспечение: Литературное чтение. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 ч Ч 1 / [состЛ. ФКлиманова и др.] М. :Просвещение, 2013

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока:

  1. Познакомить с биографией первопечатника Ивана Фёдорова;
  2. Доказать необходимость и неизбежность возникновения печатной книги, её значение для российской культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: знать историю создания первой печатной книги, уметь сравнивать древние рукописные и печатные книги, уметь рассказать о первопечатнике Иване Фёдорове, знать и толковать значение слов посох, друкарь, напраслина;

Метапредметные
регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности; оценивать свои достижения; 
познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; выделять главную мысль; обогащать и активизировать словарный запас; уметь устанавливать причинно-следственные связи; мыслить логически, выдвигать и доказывать гипотезы; самостоятельно находить правильные решения; 
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников; 
Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о появлении письменности на Руси и создания книг, бережно относиться к книгам.

Проблемный вопрос (проблемная задача): Нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Форма урока: урок-диалог

Методы, приемы обучения:

проблемно-эвристические, эвристическая беседа, побуждающий диалог;

Оборудование:

ПК, телевизор (видеопроектор).

Ход урока

I.  Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжаем беседу о САМОМ ВЕЛИКОМ ЧУДЕ НА СВЕТЕ: о книге.

Недаром книгу называют Страной Чудес.(Слайд 2)

Книга-учитель, книга-наставница,

Книга-близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота-набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признаёт.

Книга-советчик, книга-разведчик,

Книга-активный борец и боец,

Книга-нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…(Слайд 3)

Такими прекрасными словами мы открываем сегодняшний урок.

-- С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? ( С рукописными.) (Слайд 4)

--Почему они так назывались? (Их писали от руки.) Какими же они были?

Фронтальный опрос (за каждый ответ-дети получают букву и складывают слово)

П1.Запись исторических событий Древней Руси? (летопись)

Е2.Автор первой летописи? (Нестор)

Р3. Как называют произведение письменности? (рукопись)

В4.Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть ….. лет.» (временных)

О5.Кто чаще всего писал рукописные книги? (монахи)

П6.Что использовали для письма? (пергамент)

Е7. Что служило орудием письма? (перья)

Ч8.Чем обтягивали переплёт? (кожа)(слайд 5)

А9.А ещё? (ткань)

Т10.Из чего делали переплёт рукописных книг? (доски)(слайд 6)

Н11.Откуда появилась «красная строка»?(от первой буквы, которую писали красным цветом)

И12.Откуда появлялись чернила для письма? (из ржавчины, также добавляли мёд, вишнёвый клей для цвета)

К13. О чём рассказывалось в летописях? (О событиях тех времён)

ПЕРВОПЕЧАТНИК

III.Самоопределение к деятельности.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока. (Ответы детей)

Выделяется центральное слово

-Посмотрите, какое слово у нас получилось.

(Выделилось слово «первопечатник»)

-Как вы понимаете слово «первопечатник»? (Ответы детей)

-Откройте страницу 8 и прочитайте тему урока.(Первопечатник Иван Фёдоров)(слайд 7)

IV. Создание проблемной ситуации.

-Ребята! Посмотрите на свои учебники. Похожи ли они на те книги, о которых мы сегодня говорили? ( Нет, они напечатаны)

-Как вы считаете, нужно ли было создавать печатные книги вместо рукописных?

(Ответы учащихся)(слайд 8)

V. Изучение нового материала.

-Посмотрите, что вы видите на картинках? (Памятник, печатный станок)

Это памятник Ивану Фёдорову. Он основал книгопечатание на Руси.

Рассказ учителя об Иване Фёдорове с показом слайдов. (Слайд 9)

Иван Федоров (ок. 1510—1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. (Слайд 10)  Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563—1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. (Слайд 11) В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). (Слайд 12,13)  Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь — первый русский печатный учебник. (Слайд 14,15) Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер во Львове.

VI. Физкультминутка. 

VII. Продолжение работы по новой теме.

1.--Как вы думаете, почему Иван Фёдоров захотел напечатать книгу-- недорогую, доступную, большим тиражом?(Предположения детей) Учитель репликами побуждает детей к высказыванию различных предположений.

--Давайте просмотрим отрывок фильма «Первопечатник Иван Фёдоров» и узнаем, верно ли мы ответили на этот вопрос.

Просмотр фрагмента фильма «Первопечатник Иван Фёдоров». https://www.youtube.com/watch?v=ZTaETipRGSs (слайд 16)

Вопросы к просмотренному фрагменту.

--Почему же Иван Фёдоров захотел напечатать книгу? (Чтобы люди потянулись к чтению, знаниям; хотел отдать дань родной земле; рукописные книги долго писались) Дети сравнивают свои предположения с полученной информацией.

2.Чтение текста. (Слайд 17)

--А теперь прочтём рассказ об Иване Фёдорове.

(Учащиеся читают текст на с. 10-12)

3. Работа с терминами.

--Найдите в тексте незнакомые слова. У нас есть ребята, которые заранее нашли толкование этих слов в словаре.

(Дети объясняют значение слов. На экране открываются значения слов ).(Слайд 18)

Посох - длинная и толстая трость.

Друкаръ — типограф, печатник.

Напраслина - ложное обвинение.

VIII. Рефлексия.(слайд 19)

--Каким человеком был Иван Фёдоров?

--Как вы считаете, почему появление первой печатной книги на Руси явилось великим событием? (Ответы детей)

IX. Заключительное слово учителя.

--Завершить наш урок я хочу отрывком из стихотворения Сергея Михалкова «Мы дружны с печатным словом».

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

X. Домашнее задание. (Слайд 20)

- Прочитать стр.10-12 Подготовить краткий рассказ об Иване Фёдорове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

Урок литературного чтения с презентацией по теме "В.К. Железников "Рыцарь""

Разработка урока литературного чтения  по теме "В.К.Железников "Рыцарь", 2 класс, УМК "Планета Знаний". К конспекту урока прилагается презентация. Урок разработан с учетом требований ФГОС....

Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и ИЗО на тему: Знакомство с творчеством В.А.Жуковского

Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и ИЗО на тему: Знакомство  с творчеством В.А.Жуковского...

Конспект урока по литературному чтению с презентацией по теме "Первопечатник Иван Фёдоров" для 3 класса

Данная методическая разработка составлена по УМК "Школа России" для 3 класса, тема "Первопечатник Иван Фёдоров", в разработке есть презентация и присутствует ссылка на фрагмент из исторического фильма...

Урок литературного чтения с презентацией. Тема "Б. Заходер "Про пана Трулялинского"

Урок проведён во 2 классе по УМК "Планета знаний". Дети знакомятся с биографией и творчеством Б. Заходера,отрабатывают технику чтения, привлекают прошлый читательский опыт для оценки персона...

Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов (3 класс)

      Методическая разработка урока по литературному чтению с презентацией на тему "Ещё мама" А.Платонов для 3 класса к УМК "Школа России" в форме урока-иссле...