Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи.
статья по чтению

Еловикова Наталья Сергеевна

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья

на уроках чтения и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья

на уроках чтения и развития речи.

1-слайд Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия.

2- слайд Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

        3- слайд  «Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова»,-писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.

        4 – слайд Уроки чтения и развития речи создают условия для общения школьников, как с учителем, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения, при работе над учебными диалогами. Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

      5 – слайд На уроках  чтения провожу специально организованные упражнения, что  способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками. Диалог, живое общение, тренинги, работа с текстом, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

      6- слайд  Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке  использую:

  • игровые приёмы (кроссворды, ребусы, анаграммы ит.д);
  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

 1. «Рассказ от первого лица»

 - рассказать от лица зайца о том, как её лечили (К. Паустовский "Заячьи лапы").

 - повествование от имени предмета: «Превращение палки» (Дж. Родари "Как один мальчик играл с палкой").

2. «Комплимент»

  - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали).

3. «Сказка в заданном ключе»

 - введение в название сказки нового объекта, например «Снежная королева и ковёр-самолёт» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

 - придумать другое окончание сказки, рассказа.

Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, следует особое внимание уделять обучению школьников умению самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту. Например: Игра «Почемучка». Задай вопрос, который бы начинался со слова «почему». Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).

Например, С. Михалков "будь Человеком!" (Почему пришла беда в муравьиный дом? Почему в стихотворении слово "Человек" пишется с заглавной буквы? и т.д.)
         Работа с подстановочными таблицами - в первой части таблицы записываются начальные слова вопроса, а во второй ее части формулируются отдельные элементы ситуаций или дается иллюстрация. Учащиеся формулируют вопросы, используя начальное слово вопроса или иллюстрацию.

Взаимодействие учителя и учащихся по типу «ученик-ученик» может проходить и в виде игр «Шапка вопросов» или «Ящик вопросов». Учащиеся заранее пишут на листочках вопросы к изучаемому произведению, кладут их в шапку или опускают в специальный ящик. На уроке каждый ученик вытягивает вопрос и задает его классу, вопросы и ответы коллективно анализируются, обсуждаются и оцениваются.

Чтобы научить школьников доказывать свою точку зрения, спорить и дискутировать по заданной теме, учителю необходимо начать с обучения составлять рассуждение, опираясь на иллюстрации и схему рассуждения.  

7 – слайд Например, былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник": добрый молодец - благословение - ратный подвиг - святорусская земля - защитник. Умелое применение разнообразной наглядности на уроке, дозированность количества наглядности, использование современных компьютерных технологий делает урок более интересным и продуктивным как для учителя, так и для учащихся. Изложи в правильном порядке ход событий в былине:

Событие 1

Он стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать да стал копьём колоть.

Событие 2

Из того ли из города Мурома,

Из того ли села Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Событие 3

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать.

Событие 4

Он тетивочку шёлковеньку натягивал,

А он стрелочку калёную накладывал,

То он стрелял в того Соловья-разбойника…

Событие 5

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались…

Событие 6

Он приехал-то во славный стольный Киев –град

А ко славному ко князю на широкий двор.

Событие 7

Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле.

И он срубил ему да буйну голову.

Учащиеся объясняют, почему произошли те или иные события с героями, изображенными на иллюстрациях.

8 – слайд Инсценирование отрывков  из произведения развивают у детей эмоциональность, умение выражать свои чувства, владеть своим телом, готовят школьников к инсценировке и драматизации. Стимулом является участие обучающихся на конференциях, агитбригадах, сценках.

Для развития коммуникативных качеств речи используются скороговорки, чистоговорки для развития силы и высоты голоса, темпа речи (упражнение «Радио»), правильности звукопроизношения, интонационной окрашенности голоса (упражнение «Лесенка» - выделение интонацией голоса слов скороговорки по порядку).

9 – слайд Использование словарей также обогащает лексикон обучающихся.

Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить детей знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире.

 10 – слайд Для овладения умелой, искусной речевой деятельностью практикуются разные формы устной речи:

-ответы на вопросы к рассказу, 
-подробный или выборочный пересказ, 
-подробный и сжатый пересказ содержания прочитанного по плану,
- составление творческих рассказов с изменением лица рассказчика от имени одного из героев произведения, 
-построение простейших предложений по схемам, 
-устное рисование картинок к тексту,
- составление характеристик персонажей произведения. 

11 – слайд На уроках чтения много времени отвожу формированию таких коммуникативных умений как:

  • умение раскрывать тему, основную мысль;
  • находить материал к высказыванию;
  • систематизировать материал к высказыванию;
  • строить высказывание в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
  • определять авторскую позицию;
  • высказывать собственное мнение.

Учащиеся, работая с текстом учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта.

 Работа в парах и группах помогает организации общения, так как каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. В своей работе широко применяю творческие игры, способствующие  формированию коммуникативных умений.

12 – слайд Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно–ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.

Конструктивные вопросы

Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы

Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Наводящий вопрос

Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется  и формулирует ответ.

13 – слайд В заключении хочется отметить, что учителю для развития коммуникативных умений следует давать обучающимся как можно большую самостоятельность. С этой целью необходимо создавать такие ситуации, которые вызывали бы интерес подростков к обозначенной теме, задействовали их жизненный опыт, по поводу которых возможно формирование собственного мнения, желания высказаться, проявить определенную настойчивость в отстаивании своего мнения. Таковым является участие в СМИ.

14 – слайд Литература
1.
Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник. [Текст] / П.В. Алексеев.–М.:Проспект, 1998.-563 с. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития/авт. -сост. Л.В.Афанасьева. — Волгоград: Учитель, 2010. 

2. Лернер, И.Я, Скаткин, М.Н. О методах обучения [Текст]/ И.Я. Лернер., И.Н. Скаткин // Советская педагогика.- 1965.- №3. Никитина М.И. Чтение и развитие речи- С-П; «КАРО»-2008
3. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики [Текст]/ М.Н. Скаткин. – М. 1982. 

15 – слайд Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...

Статья. Формирование и развитие коммуникативной функции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компе...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального  общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов

Данная программа адресована учащимся 1 (1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа №2 им...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Технология» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа №2 име...

Тема "Формирование и развитие коммуникативной функции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компе...