Урок литературного чтения 1 класс с презентацией
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Котлярова Расима Сайфутдиновна

Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока:    создать условия для восприятия  русской народной сказки «Рукавичка»,
                           совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения,
                           развивать умение анализировать и сравнивать,
                           развивать речь, логическое мышление, внимание,
                           воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тайнинская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по литературному чтению

1 класс

Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»

Разработала: учитель начальных классов Котлярова Р. С.

Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока:    создать условия для восприятия  русской народной сказки «Рукавичка»,
                          совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения,
                          развивать умение анализировать и сравнивать,
                          развивать речь, логическое мышление, внимание,
                          воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Планируемые  результаты:

- предметные:    - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся  анализировать, сравнивать и воспроизводить   текст по        

                                картинному плану;


- метапредметные:

       а) познавательные УУД:

           формулировать проблему с помощью учителя;  строить речевое  высказывание в устной форме;

       б) коммуникативные УУД:

            формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в    

             ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра;

        в) регулятивные УУД:    

            выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя,  принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и    

            пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  

            реализации;

- личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу;
                                                стремление к приобретению новых знаний и  умений;
                                                способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Технология:  системно-деятельностный метод обучения.
Ресурсы:  учебник «Литературное чтение»,  карточки- предложения, карточки - словарики,   иллюстрации главных героев сказки  «Рукавичка»,    

                 «Теремок», электронное приложение (презентация к уроку).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент)   Цель: проверка готовности к уроку  (30с)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

Чтение со слайда

Эмоциональный настрой

Личностные УУД:

– создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности в УД

– устанавливаются тематические рамки

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.  Цель: формулировать познавательную цель с помощью учителя.(3 мин)

(музыка – песня « Приходи,  сказка»)
- Кто зовёт нас в гости?

- Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?
На доске в хаотичном порядке расположены карточки:

научились     читать 

сказки          Мы

Составьте из данных слов предложение.

-Прочитайте, что у вас получилось? Достаточно того, что мы уже умеем читать? Чему мы  будем учиться сегодня на уроке?

Работа с презентацией

Ответы детей

Дети составляют предложение:

 «Мы научились читать сказки».

Дети формулируют цель урока:

«Сегодня на уроке мы будем учиться правильному выразительному чтению».

Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Регулятивные УУД:
(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

3.Мотивация учебной деятельности.    Цель: проверка домашнего задания.  Выставка детских рисунков.  (4мин)

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?


- Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки

 Е. Чарушина «Теремок». Давайте немного поиграем.
Игра «в прятки»

(на доске выставлены иллюстрации главных героев)

- В правильном ли порядке расположены главные герои сказки на доске?

«Мы познакомились со сказкой  Е. Чарушина «Теремок».

Выразительное чтение отрывка из сказки детьми «по цепочке».

Дети ищут и исправляют ошибки.

Познавательные УУД:

выбирать вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение информации.

4. Формулирование учащимися темы урока и уточнение цели. Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя (3 мин)

Нам нужно подготовиться к чтению нового произведения.
Речевая  разминка   (СЛАЙД )
РИ –
РУ – РЮ – РЯ – РЕ  -
О-ПА-ДА-ЮТ  ЛИС-ТЬЯ  В  СЕН-ТЯБ-РЕ
ГА – ГУ – ГЫ –
КА – ГО – ЕСТЬ   ИГРУШКИ  У  МАР-ГО
   ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –
ЧИ-ТА-ЕМ  МЫ  НЕ  ПРОСТО  ТАК
АК – ОК – ИК –
КА – УК –
 НА  ЛИСТ  УСЕЛСЯ  МАЙ- СКИЙ  ЖУК
- Какие  слоги  в  каждой  строке  были  лишние? Почему вы  так  считаете?
Постройте из  лишних  слогов  слово. Что получилось?  

- Повторим цель нашего урока и определим тему.

Работа с презентацией. Чтение хором вслух.

Работа в паре. Ру-ка-вич-ка

Мы  будем  учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка».

Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.




Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

5. Динамическая пауза (Упражнение для глаз). (1 мин)

6. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений,   постановка проблемы урока.  (3 мин)

- Откройте  учебник  на  с. 38.  Попробуйте  определить,  кто  автор произведения?
- Как  догадались, что  эта  сказка  народная? Какие  сказки  мы  называем народными?  Какие  - авторскими? Какие  ещё  русские народные  сказки  вы  знаете?
-
 Проблемная  ситуация.
Отгадайте загадку.
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их ………..
 
- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?
- Как ещё можно сберечь руки от холода?
- Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?
- Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? …

Ответы детей

«Колобок», «Репка»

Ответы детей.

Ответ детей:

«Нет, не можем».

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.

7. Решение учебной задачи   Цель: построение проекта выхода из затруднений.  (10 мин)

- В сказке  встретятся  слова, которые  я  вам  предлагаю  прочитать хором

спра-ши-ва-ет        по-сре-буш-ка
поп-ры-гуш-ка                по-бе-гай-ка
ра-зор-вет-ся                 бре-дёт
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся
врас-сып-ну-ю

Толковый словарик.

– В сказке  встретятся слова, значения которых бывают непонятными. Поэтому мы обратимся к "Толковому словарику".

-Посоветуйтесь в парах и установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого слова из левого столбца найдите его толкование в правом столбце. Проведите на карточках линии от слова к его толкованию.

– Договоритесь, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

бредет – уронил

врассыпную – идти с трудом или тихо

обронил движения в разные стороны

Проверка выполненного задания

Знакомство со сказкой
Чтение учителем по слайдам.

Работа с презентацией.

Слайд

Работа в паре

Слайд

Рассуждения учащихся, обоснование своего выбора

Слушание сказки

Познавательные УУД:

выбирать вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение информации.

Регулятивные УУД:
применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей, (контроль и самоконтроль) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; (оценка) устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.

 

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто обронил рукавичку?

- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?

- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос:

«Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».

Наводящие вопросы:

«Куда пошёл дедушка?»

«Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?»

«Можно ли догадаться?»

«Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?»

«Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»

- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали?

- Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать.

- Назовите родственное слово к слову «рукавички».

- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица».

- Что услышали?

- Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова

Варежка имеет только два отделения: для большого пальца и для остальных. Их носят и в городе, и в деревне, только от мороза. Могут украшаться. Не бывают из тонкого материала; обычно, вязаные.
Рукавицы (для большого пальца и для остальных). Для тепла в деревне могут быть повседневными, обязательно тёплые (лучшие — из овчины); в городах могут надеваться уж в
самые лютые морозы.
Рукавицы для работы. По утеплению бывают разные: для улицы зимой или в помещении и летом.

Ответы детей.

Дед
7
напугала собака

Ответ детей: «Нет, не можем».

В лес

Ответы детей.

Ответ  детей: «Рукавицы».
Ответ: «Слово состоит из двух частей:

«рука» и «виться», то есть «виться вокруг руки».

А какая разница: рукавицы и варежки?

Личностные УУД:

- проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу;
стремление к приобретению новых знаний и  умений;

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимный контроль.

  Познавательные УУД:
осуществлять поиск и выделение информации

8. Динамическая пауза  ( 1 мин)  Цель: сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости. (Учитель  называет разных  животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» ) Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.   

9. Введение знаний в систему.  Цель: самостоятельно учитывать приобретённое знание; ( 4 мин)

Подготовка к пересказу.

Составление картинного плана:

- Посоветуйтесь в группе и решите: кто за кем появляется в сказке.

– Договоритесь, кто из вас будет исполнителем у доски,    расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек, кто будет чтецом.
- Как начинается сказка? Прочитайте

- Кто первый стал жить в рукавичке?

- Кто за кем появился в сказке?

- Кто был последним?

- Пустили звери медведя в рукавичку?

Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка».
- Чем  похожи прочитанные нами произведения?

- Чем они отличаются?

Соотнесение  пословиц  со  сказками.
- Найдите  среди  списка  пословиц ту, которая  больше  подходит к сказке  «Рукавичка»?
Объясните   своё  решение.
- Одинакова  ли   главная  мысль  сказок?
В тесноте, да не в обиде.
Знает сорока , где зиму      зимовать.                
Согласие крепче каменных стен.
Не учись разрушать, а учись строить.

Ответы детей.

Работа в группе

Чтение выборочное детьми

Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведюшка

Похожи:  оба произведения – сказки, главные герои – животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь, находят себе пристанище в одном месте.

Различие:  есть народная и литературная сказка “Теремок”, разные названия сказок, события происходят в разное время года: в “Теремке” – летом, в “Рукавичке” – зимой, в “Рукавичке” появляется новый герой-кабан; разные слова-характеристики героев; разное содержание и конец сказки.

Работа с презентацией.

Выбирают пословицу, содержание которой выражает главную мысль прочитанной сказки, обосновывают свой выбор.

В тесноте, да не в обиде”.

Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

осуществлять поиск и выделение информации

Регулятивные УУД:

применять установленные правила, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

10.  Рефлексия деятельности. Итог урока. Домашнее задание  Самооценка результатов деятельности. (1 мин)

-С какой  сказкой  познакомились?  Какая это сказка?
– Чему учит эта сказка?
– Удалось ли решить поставленные задачи?
– Что нового узнали?
– Что на уроке у вас хорошо получалось? А что далось с трудом?
Дома:  рассказать маме, что делали на уроке и нарисовать  понравившегося  героя  сказки (по представлению)

– Спасибо за урок.

– Со сказкой “Рукавичка”.– Эта сказка – народная.

– Доброте, отзывчивости, взаимопомощи.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений осознание учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

 

Дополнительно: игра

Как-то  раз  в  лесу  густом  
Вырос  домик  под … (кустом).
Рада  мышка-по-скре-буш-ка
И  зелёная …  (лягушка).
Рад  и  по-бе-гай-чик
Длин-но-у-хий …    (зайчик).
Ничего, что ростом  мал
Меховой  домишко,-
И  кабан  туда  попал
И лиса, и …(мишка).
Всем  хватило  места  в нём.
Вот  какой  чудесный  …  (дом).
Дзинь-ля-ля – поёт  синичка!
Это  сказка  …(«Рукавичка»)  

У перчаток — тот первый признак, который помянула и забыла Марго: пятипалые. Не только на балы в старину, но и в холод нынче у городских жителей — утеплённые.
Варежка имеет только два отделения: для большого пальца и для остальных. Их носят и в городе, и в деревне, только от мороза. Могут украшаться. Не бывают из тонкого материала; обычно, вязаные.
Рукавицы (для большого пальца и для остальных). Для тепла в деревне могут быть повседневными, обязательно тёплые (лучшие — из овчины); в городах могут надеваться уж в
самые лютые морозы.
Рукавицы для работы. По утеплению бывают разные: для улицы зимой или в помещении и летом. Утеплённые случаются с тремя отделениями: большому, указательному и остальным пальцам (что-то среднее между перчаткой и рукавицей, называют перчатками).
Голицы. Это рукавицы из очень грубого материала — для физически трудных работ. Не от холода, а от повреждения рук.

Хором проговаривают пропущенные слова в рифму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по литературному чтению

Слайд 2

Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим, И тихонечко сидим.

Слайд 3

РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ - О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГ-РУШ-КИ У МАР-ГО ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОС-ТО ТАК АК – ОК – ИК – КА – УК – НА ЛИСТ У-СЕЛ-СЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК

Слайд 4

по-пры-гуш-ка – попрыгушка по-скре-буш-ка поскребушка спра-ши-ва-ет – спрашивает по-бе-гай-ка – побегайка бре-дёт – бредёт врас–сып–ну-ю – врассыпную ра-зор-ве-тся [ца] – разорвётся по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

Слайд 5

Толковый словарь уронил идти с трудом или тихо движения в разные стороны бредёт врассыпную обронил

Слайд 7

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку.

Слайд 8

Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: — Тут я буду жить . А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает: — Кто, кто в рукавичке живет? — Мышка-поскребушка. А ты кто?

Слайд 9

— А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня! — Иди. Вот их уже двое.

Слайд 10

Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает: — Кто, кто в рукавичке живёт ? — Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка. А ты кто? — А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!

Слайд 11

- Иди. Вот их уже трое. Бежит лисичка: - Кто, кто в рукавичке живёт?

Слайд 12

- Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто? - А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Слайд 13

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает: — Кто, кто в рукавичке живёт?

Слайд 14

- Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. - А ты кто? - А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

Слайд 15

- Ну уж иди! Влез и этот, уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись — бредёт кабан: — Хро-хро-хро, кто в рукавичке живёт?

Слайд 16

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто? — А я кабан-клыкан. Пустите и меня!

Слайд 17

Вот беда, всем в рукавичку охота. — Тебе ведь и не влезть! — Как-нибудь влезу, пустите! — Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь! Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревёт: — Кто, кто в рукавичке живёт?

Слайд 18

- Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто? - Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!

Слайд 19

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. - Да как-нибудь! - Ну уж иди, только с краешку! Влез и этот — семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвётся. А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать её. А собачка вперёд побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: — Гав-гав-гав!

Слайд 20

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришёл и забрал рукавичку.

Слайд 21

Рукавица Рука- вица Рукавичка

Слайд 22

Рукавицы Варежки

Слайд 24

Сказка « Теремок » Мышка – норушка Лягушка – квакушка Заяц - на горе увёртыш Лисичка – сестричка Сказка «Рукавичка» Мышка – поскребушка Лягушка – попрыгушка Зайчик – побегайчик Лисичка – сестричка Волчок - серый бочок Кабан – клыкан Медведюшка - батюшка Главные герои:

Слайд 25

В тесноте, да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен. Не учись разрушать, а учись строить. Какая пословица ?

Слайд 26

Рефлексия Мне понравилось…

Слайд 27

Мне было трудно…

Слайд 28

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс с презентацией

Тема урока: Гласные и согласные звуки (закрепление)Тип урока:  урок закрепления.Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе с презентацией. А. Ишимова."Славяне"(учебник Р.Н. Бунеева "В океане света")

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу А. Ишимовой "Славяне". В ходе выполнения аналитического задания ,дети сами выходят на тему урока, проводят большую работу с текстом доо чтения, пре...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

урок чтения в 1 классе с презентацией "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"

Данный урок представлен по ходу изучения темы «Буква Ь (мягкий знак)» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России».             ...

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....

Конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса с презентацией для интерактивной доски

Урок проводился во 2  классе во II четверти по теме "Русские писатели". ОС "Школа России". К уроку прилагается презентация....

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» презентация

МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ.  ЧТЕНИЕ  С  УВЛЕЧЕНИЕМ»...