Конспект урока для 1 класса « Обучение грамоте» [по теме « Знакомство со звуком [щ]. Буквами Щ. щ.»
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Познакомить с новым звуком и  буквами Щ, щ

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа» п. Каджером

Конспект урока        

для 1 класса                            « Обучение грамоте»

[по теме « Знакомство со звуком [щ]. Буквами Щ. щ.»

Составила учитель начальных классов Комлева Татьяна Михаиловна.


        Конспект урока по предмету « Обучение грамоте»

                 Знакомство со звуком –[щ]. Буквы Щ, щ.

Цель: Познакомить с новым звуком и  буквами Щ, щ

Задачи:

  1. Формировать представление детей о звуке щ, как о глухом мягком непарном звуке;
  2. Формировать навыки чтения, работы с текстом, умение фантазировать, составлять рассказ;
  3. Продолжить работу над формированием связной речи;
  4. Продолжить работу над развитием внимания, мышления, памяти, воображения;
  5. Продолжить работу над формированием правильной осанки учащихся;

Оборудование :

  1. Картинки щука, лещи, овощи, плащ, щит, щётка.
  2. Сюжетная картинка со словами содержащим звук щ.
  3. Набор сюжетных картинок для составления рассказа.
  • Диск по программе  УМК России  «Обучение грамоте»
  1.  Смайлики по 3 штуки у каждого ученика.
  2. Схемы слов, слогов-слияния и отдельных звуков.

Ход урока:

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

1.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Кто из вас принёс фотографии на выставку? Кто из вас любит путешествовать? В каких местах вам хотелось побывать с родителями?

-С какой новой буквой познакомились на прошлом уроке? Какой звук она обозначает?

-Обучение по «АЗБУКЕ» скоро завершится, и вы станете изучать новые предметы: литературное чтение и русский язык.

Проверяем готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

-Какие бы вопросы вы поставили здесь: и, ш, ц, а, ы, л, щ.

-Какие звуки называются гласными, согласными?

 

Проблемное диалог

-Найди лишнюю букву;

-Какой общий элемент;

-На какие группы можно разделить? (разделить на 2 группы: гласные и согласные.)

3. Постановка цели и задач

-Мы столкнулись с новой буквой. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Какие задачи мы должны решить?

Итак, тема нашего урока   « Знакомство с новым звуком и буквами, которыми он записывается.»

Проблемное диалог

-Дети вместе с учителем формулируют тему и задачи урока:

Тема: Знакомство с новым звуком и буквами.

1.Познакомимся со звуком щ. Дадим характеристику.

2. Познакомимся с буквами, которыми он записывается.        

3. Продолжим работу над умением списывать cлова, предложения с новыми буквами.

4. Продолжим работу над умением читать слоги-слияния, слова с новыми буквами.

5. Будем работать над развитием речи.

4. Работа над темой урока.

1)Знакомство с новым звуком

2) Фонетический анализ слов, составление схем.

  -Посмотрите на картинки. (щука, лещи, овощи, плащ, щит, щётка) .

-Произнесите . Услышали ли вы новый звук.

-Кто помнит тему нашего урока? Дадим характеристику звуку.

-Какие ваши предположения?

-Ещё раз произнесите. Как мы его произносим? Воздух встречает преграды (губы открыты, мешают зубы, язык).

-Значит он согласный или гласный?

-Что мы ещё знаем о согласных? Какие они бывают? Ваши предположения.

Проверяем ваши гипотезы. Вывод-звук глухой.

Проверяем ваши гипотезы. Вывод-звук мягкий.

ВЫВОД: СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, МЯГКИЙ.

- На картинке найдите слова со звуком щ. (сюжетная картинка)

-Проанализируем любое слово. (слоги, ударение, по звукам).

Молодцы! А теперь разделимся на группы. Каждая группа получает картинку и несколько схем. Ваша задача подобрать схему к слову.

-Проверка работы в группах.

-Учитель проверяет работу.

-Что мы узнали о звуке щ?

Выделяют новый звук [щ].

Проблемный диалог

Гипотезы: он может быть гласным или согласным.

Согласный.

Они могут быть звонкими или глухими.

Они могут быть твердыми и мягкими.

ИКТ

На картинке (слайде) находят слова с новым звуком, указывают его место в слове.

Анализируют любое слово, составляют схему коллективно.

Работа в сотрудничестве

Работа в группах.

Выступление одного участника из группы.

5. Контроль и оценка своих достижений.

Оцените свои достижения смайликами:

1.Было легко. Со всем справился сам. Без ошибок.

2.Нашел с трудом.

 3.Было трудно.

-Молодцы. Уверена, что в следующий раз у вас всё получится.

Дети смайликами оценивают свою работу, объясняя, что и почему не получилось. Что нужно, чтобы в следующий раз получилось.

6.  Физминутка.

    Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел. 

-Какое слово услышали с новым звуком?  Его место в слове.

Здоровьесбережение

-Щенок, в начале слова.

7. Продолжение работы над темой урока.

  3)Знакомство с буквами.

4)Контроль и оценка своих достижений.

5)Знакомство с письмом строчной буквы щ.

6)Контроль и оценка своих достижений.

7)Отработка навыков письма соединения буквы щ с другими буквами.

8)Чтение  слогов, слов с новыми буквами. (слайд + доска).

-Познакомимся с буквами. (Показ печатных букв).

-На что они похожи?

 На расчёску Щ похожа.                              Буква Щ поможет нам  

 Три зубца всего?

 Ну что же?                    Чистить зубы по утрам.

-Кто уже знает как она пишется? Показ учителя.

 ( Помощь учителя).

 - Оцените свои достижения. Подчеркните самую красивую букву.

-Почему букв 2?

- С какими буквами познакомились?

-Достаточно ли мы знаем? Что ещё нам надо узнать?

-Вот они.

-С какими буквами их можно спутать? Ваши предположения.                   ( Предположим: с и, с ц, с ш.)

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы Щ, щ.

-  Давайте, посмотрим в прописи. Сравним заглавную, строчную буквы.

-Из скольких элементов они состоят? Что нового появляется?

-Итак, сделайте вывод.(3 элемента наклонная линия с закруглением внизу вправо, маленькая петелька)

-Молодцы!

-Теперь понаблюдаем и сравним буквы Щ, щ с буквами И, и; Ц, ц; Ш, ш.

- Какую проблему мы ставили, какие гипотезы выдвигали, к какому выводу пришли.

-Давайте напишем строчную букву щ. Показ учителя.

- Оцените свои достижения. Подчеркните самую красивую букву.

-Письмо  букв, их соединений. (Дружим буквы)Установка- на правильную посадку и положение тетради во время письма. Помощь учителя слабым ученикам.

Щавель

Плащи  

 Щепотка  

Щётка

то-ва-рищ                         то-ва-ри-щи

  о-вощ

  о-во-щи

 Щука

-Найдите лишнее слово в 1 столбике, чем похожи и чем отличаются слова во 2 столбике? Сделайте вывод.

-Какую задачу решали, что повторили?

Предположения детей.

 Печатание детьми букв Щ, щ.

Дети подчёркивают самую красивую букву.

Ответы детей.(есть слова, которые начинаются на эту букву, есть имена собственные.)

С буквами Щ, щ.

Мы узнали , как  пишутся печатные буквы. Мы еще не знакомы с письменными буквами Щ, щ.

С буквами И, и; Ц, ц; Ш, ш.

-Понаблюдать-сравнить буквы; посмотреть в книге, как пишется; спросить у взрослых).

Дети сравнивают заглавную и строчную буквы. (отличаются лишь размером)

-Они состоят из 3 элементов- наклонной линии с закруглением внизу вправо и маленькой петелькой.

Дети сравнивают, делают выводы.

Проблемный диалог

Рассуждения детей.

Дети прописывают строчную букву щ.

Дети подчёркивают самую красивую букву.

Дети прописывают букву щ с другими буквами в прописи.

Разноуровневое обучение

Читают слабые дети.

Лишнее слово-щука, плащи.

Рассуждения детей.

9) Контроль и оценка своих достижений.

10)Работа над текстом.

11)Контроль и оценка своих достижений.

12)Отработка навыков письма слов, предложений с новой буквой.

Оцените свои достижения смайликами:

1 .Было легко. У меня всё получилось.

2.Было немного сложно в начале, но  помощью учителя я все выполнил.

3.Мне трудно выполнить работу без помощи учителя.

-Молодцы. Уверена, что в следующий раз у вас всё получится.

 Чтение текста «Два товарища» с.68

-Что с ними случилось? Как повели себя ребята?

-Как бы вы себя повели?

-Что хотел сказать автор?

-Почему с ребятами это случилось? Можно ли ходить в лес без взрослых?

-Какую задачу мы решали?

 Оцените свои достижения:

1.Я ответил на все вопросы учителя.

2.Я затруднялся при ответе на вопросы.

3.Я не смог ответить на большинство вопросов учителя.

-Какую задачу будем решать дальше? Что мы должны знать, чтобы справиться с этой задачей?

Работа в прописи с. 27- 28

-Что нужно знать, чтобы правильно написать слова?

Дети смайликами оценивают свою работу, объясняя, что и почему не получилось. Что нужно, чтобы в следующий раз получилось.

Разноуровневое обучение

Чтение текста сильными учениками.

Ответы детей на вопросы учителя. Рассуждения и выводы.

Ответы детей.

Дети смайликами оценивают свою работу, объясняя, что и почему не получилось. Что нужно, чтобы в следующий раз получилось.

Будем учиться писать слова с новой буквой.

Нужно знать написание букв, соединений.

Письмо слов в прописи.

8. Работа над развитием речи.

Работа по составлению рассказа по сюжетным картинкам, просмотр мультфильма

Дети составляют устно рассказ по сюжетным картинкам.

9. Итог урока

-Что нового узнали?

-Что было трудно?

Познакомились с новым звуком и буквами.

10.Рефлексия.

-Оцените свои достижения:

1)Было легко. Со всеми заданиями справился сам

2)Было нелегко, но с заданиями справился сам, но потребовалась помощь.

 3) Было очень трудно. С заданиями сам справиться не смог, потребовалась помощь учителя.  

помощь учителя

Дети смайликами оценивают свою работу, объясняя, что и почему не получилось. Что нужно, чтобы в следующий раз получилось.

Методическая литература:

  1. Жиренко О.Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо:1 класс- 6 издание., перераб. и доп.-М: ВАКО, 2012.-448 с.
  2. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению ): 1 класс: система уроков по учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной /авто-составитель Е.В. Кислякова.- Волгоград: Учитель, 2012,- 339с.
  3. Азбука. 1 класс Учебник  для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 частях/ [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]- 2 издание- М: Просвещение,2011-127 с.: ил.-(Школа России ),-ISBN978-5-09-02-6003-9.
  4. Электронный носитель -диск « обучение грамоте» 1класс.
  5. Интернет портал: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/fizminutki-dlya-urokov-obucheniya-gramote

Самоанализ :

С внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта обучения в начальных классов перед учителем встали новые вопросы , как работать над развитием, воспитанием и обучением личности в новом аспекте. Необходимы более деятельностные подходы к обучению, новые технологии. На мой взгляд, одна из эффективных- технология проблемного обучения. Данный урок обучения грамоте проведён  в 1 классе по образовательной системе УМК «Школа России». Тема урока «Знакомство с о звуком [щ].Буквы Щ, щ.»

.Цель данного урока- Познакомить с новыми звуком и буквами Щ, щ. Задачи-

1)Формировать представление детей о звуке щ, как о глухом мягком непарном звуке; 2)Формировать навыки чтения, работы с текстом, умение фантазировать, составлять рассказ. 3)Продолжить работу над формированием связной речи.

4)Продолжить работу над развитием внимания, мышления, памяти, воображения.

5)Продолжить работу над формированием правильной осанки учащихся.

    Данный урок построен по типу интегрированного урока с элементами проблемного обучения. Для первоклассника очень сложно целый урок только заниматься отработкой чтения, либо только отрабатывать навык письма, поэтому данный урок построен таким образом, что чередуются этапы урока чтения с этапами урока письма. Это снижает физическую и эмоциональную усталость. Урок построен таким образом, что у учителя есть возможность поработать как со слабыми, так и с более сильными  учениками. Также предложена работа в группах, где ребята должны выполнить работу совместно, что способствует развитию умения общаться между собой, умение договариваться, умение распределять обязанности, слушать собеседника, приходить к общему решению. Дети отрабатывают навыки чтения и письма слогов, слов, предложений. Более сильные работают с текстом- читают, анализируют. На уроке выполняется здоровьесберегающая технология, что способствует снижению усталости у детей- это и проведение физминутки, и  постоянный контроль за  правильной посадкой детей, правильным положением тетради. На каждом этапе работы дети осуществляют контроль за выполнением своей работы, анализируя, оценивают её, выявляют причины успеха и неуспеха, способы достижения более лучших результатов. В конце урока ребята делают рефлексию. Ребята положительно настроены на урок. Учитель старается каждый раз эмоционально поддерживать детей: « Молодцы, у вас всё  получится и т.д.». На уроке использовалось ИКТ-диск, что позволило заинтересовать ребят, увлечь .Ребята смогли не только сами составить рассказ по сюжетным картинкам, но и в конце просмотреть мультфильм, сравнить свой рассказ с рассказом авторов программы, проанализировать свой рассказ и сделать выводы, что получилось, а что нет и почему. Также использование материала на диске (картинки для выделения нового звука, сюжетные картинки, звуковых схем, слова, предложения и другое) помогло слабовидящим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)

Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков....

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф] и [ф\']».

           Технологичекая карта. Конспект урока по обучению грамоте на тему     «Знакомство с буквами Ф, ф и звуками [ф]  и  [ф\']»....

Урок в 1 класса обучение грамоте по теме «Знакомство с буквами Г, г»

Урок в 1 класса обучение грамоте по УМК "Школа России"  по теме «Знакомство с буквами Г, г»...

Конспект урока обучения грамоте на тему: "Знакомство со звуками [д], [д’], буковой Д, д" 1 класс (УМК Начальная школа XXI века) + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о букве Д, д и звуках, которые она обозначает - [д], [д’]; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять з...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Знакомство со звуками [р], [’р] и буквой Р, р»

Цель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [р], [’р] и способах их графического обозначения с помощью буквы Рр.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с ...