Конспект урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по произведению В.Бианки "Мышонок Пик" второй урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Бианки «Мышонок Пик»

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель: Воспитание чувства сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе.

Задачи:

  • Продолжить знакомство со сказкой В.Бианки «Мышонок Пик» из цикла «Люби живое».
  • Развивать навыки беглого чтения, развивать память, внимание, воображение.
  • Развивать умение детей работать с книгой, текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением В. Бианки «Мышонок Пик»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: пользуются элементарными приёмами убеждения, проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точки зрения оппонента;

личностные:

самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению.

Оборудование: учебник, портрет автора,  презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Начинаем наш урок. Я желаю вам хорошего настроения и удачи в работе. Садитесь.

II. Актуализация знаний учеников

– С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто его автор?

Назовите тему сегодняшнего урока.

III. Постановка цели урока

Давайте прочитаем эпиграф нашего урока (чтение глазами, чтение шепотом, чтение вслух)

Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая лучшая работа та, которую ты любишь.
Самая большая потребность – общение.
Самоё большое богатство – здоровье.
Самый большой дар - любовь.

- Так что же нужно человеку?

 Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

IV.  Беседа по прочитанному тексту.
– Давайте вспомним, почему ребята назвали мышонка Пиком?
– Кем стал мышонок Пик? 
(Мореплавателем)

1. Какие два корня входят в состав этого слова и помогают понять его значение? (Море, плавать – плавать по морю) 
2. Подберите слова-синонимы к слову мореплаватель. (
Мореход, моряк)

3. - Возьмите карточку на столе. Работайте в парах.

Вспомните содержание первой главы.

Найдите верные и неверные высказывания. Поставьте рядом с ними знаки: +, если оно верное, -, если неверное.

  1. Ребята пускали по реке лодочки. – 
  2. Брат делал их из бумаги. – 
  3. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. + 
  4. Мышонок был один и жил под камнем. – 
  5. Он был серого цвета. + 
  6. Это был дикий мышонок. + 
  7. Мальчик ранил его ножом, когда доставал. + 
  8. Ребята решили убить мышонка. – 

V. Чтение по ролям 1 главы

Сколько человек потребуется, чтобы прочитать по ролям первую главу? (автор, брат, сестра)

Спасибо, молодцы! (выставление отметок за чтение)

– Мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на кораблике.

⸻ Для того, чтобы преодолеть все испытания, которые выпали на долю мышонка, мы будем сегодня выполнять различные задания.

⸻ Послушайте краткое сообщение о полевой мыши и подумайте, чем данный текст отличается от произведения Бианки

 Сообщение  о полевой мыши.

Мышь-полёвка живёт на полях и лугах, где хоть изредка растёт небольшой кустарник. Длина мышки небольшая, доходит до 12см, а длина хвоста 6-8см. Весит от 16 до 24 граммов.

Характерный признак её – узкая чёрная полоса вдоль спины. Активна мышь и днём, и ночью.

Мышь – полёвка строит себе гнездо в земле, а на зиму в вырытых ходах строит подземные кладовые.

Поедает семена, побеги и почки, а также иногда насекомых и червей.

Мыши – полёвки могут прожить  2-4 года, но им редко удаётся уцелеть.

- Чем данный текст отличается от рассказа Бианки?  (У В.Бианки – сказка, а это научная статья)

- На доске вы видите  карточки с чертами характера мышонка:

Наивный

Смелый

Находчивый

Неутомимый

Осторожный

Умный

Ловкий

Сообразительный

– Выберите  карточку с  качеством, которым обладал мышонок,   и подтвердите своё мнение предложениями из текста.

Следующая глава  «Кораблекрушение»

- Автор говорит, что весь мир был против Пика. Вы согласны с этим? Тогда расскажите, какой же это мир и чем именно он был против Пика? В помощь вам таблица.

Враги

Их действия

Животные

Чайки

Кричали, хотели прикончить мышонка

Щука

Ждала, когда чайки скинут мышонка в воду

Скопа - рыболов

Крылом задел парус, и судёнышко перевернулось

Объективные обстоятельства

Возраст мышонка, а, следовательно, его неопытность

Сильный ветер

Хотел опрокинуть судёнышко

Волны

Кидали кораблик, хотели утопить его

У каждого события есть две стороны: у хорошего события есть минусы, а в грустном событии можно найти плюсы.

Сделайте вывод:

Кораблекрушение для Пика

-                                                                     +

Вывод:

-Вы рады тому, что Пик сумел выбраться на сушу?

Глава «Страшная ночь».

Зачитайте предложения из текста, которые помогут вам доказать, что ночь для Пика была действительно страшной.

Выборочное чтение главы

(Но выйти из-под куста он боялся….

Так он и просидел голодный весь день.

Плюх-шлёп! Кто-то скакал …..

Что дальше было, Пик не видел….

Какое событие было самым страшным? (Змея съела лягушонка)

Главы «Хвост - цеплялка и шёрстка-невидимка»

и «Соловей-разбойник»

Почему автор называет шёрстку невидимкой, а хвост – цеплялкой? (Шёрстка помогает спрятаться, стать незаметным, а хвост помогает лазать по веткам)

С каким зверьком Бианки сравнивает мышонка? Почему?

Кого в произведении называют «соловей-разбойник»? Откуда такое сравнение? (Птица красиво пела, но оказалась хищницей)

- Как выглядит соловей-разбойник у Бианки? Найдите все слова, которыми автор его рисует? (Дети находят)

 - Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? /(Прочитать). /Его разбудила… Пик и опомниться не успел…/.

- Что спасло Пика? (Прочитать)./Он упал в траву…/.

- Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника? /Может быть, впопыхах…/

-Как вы думаете, на этом приключения мышонка закончились?

Вы правы, у этой истории есть продолжение, и, если вас заинтересовала судьба мышонка, найдите и прочитайте продолжение сказки.

VII.  Итог урока.

Беседа

А сейчас давайте сделаем вывод: чему научился мышонок за время своего путешествия?

Как вы думаете, чем Виталий Бианки хотел поделиться со своими читателями?

О чём прочитанное произведение заставило нас задуматься? 

Зачем В.Бианки сочинил сказку? (Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из любой сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться)

Рефлексия.

  1. Самооценка

Прикрепить лучики к солнышку.

- За что Вы можете похвалить себя?

- За что можете похвалить одноклассников?

Д.З.

Пересказ наиболее понравившейся главы.

«-Берегите эти земли, эти воды. Каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы! Убивайте лишь зверей внутри себя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...