Методическая разработка к уроку литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Атапина Елена Васильевна

Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл С.А.Клычков "Весна в лесу"21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по литературному чтению 4 класс  УМК «Школа России»

С.А. Клычков « Весна в лесу»


Цель: познакомить с жизнью и творчеством С.А. Клычкова; учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтение текста, воспринимать на слух поэтическое произведение,

Метепредметные:Р – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы, П- анализ произведения, выделение темы и главной мысли, К- осмысление правил работы в паре,

Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

 Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступление (эмоциональный настрой).

1) Урок литературного чтения. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:

Шагает красавица
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку
И по снежку и по цветку.

Тема урока “Весна”.

3. Работа с новым материалом.

1) Знакомство с творчеством Сергея Антоновича Клычкова.

  • О каком времени года пойдет речь в стихотворении, которое мы будем изучать?
  • С жизнью и творчеством какого автора мы познакомимся?

Сегодня мы будем изучать стихотворение Сергея Антоновича Клычкова “Весна в лесу”.

Познакомимся с его биографией. (Чтение детьми по абзацам.)

“Сергей Антонович Клычков (настоящая фамилия Лешенков) (1889-1937) поэт, прозаик, переводчик. Сын сапожника из деревни Дубровки Тверской губернии.

Свой творческий дар он унаследовал от “речистых” родителей и предков. Учился в сельской школе, в училище в Москве, на разных факультетах Московского университета. Благодаря поддержке композитора Чайковского совершил поездку в Италию, где познакомился с Максимом Горькими А.Луначарским.

В 1910 году выпускает первый сборник стихов. О поэзии Клычкова восторженно писали знаменитые поэты Гумилев, Брюсов, Волошин. Позже он познакомился с творчеством с творчески и душевно близкими ему писателями - Сергеем Есениным и Николаем Клюевым.”

  • Какая настоящая фамилия поэта?
  • Из какой семьи он был родом?
  • Какие стихи писал?

2) Чтение и анализ стихотворения.

а) Словарная работа. Работа в тетради.

Утренник  -1. Утренний спектакль, представление (для детей) 2.утренний мороз весной или осенью.

Рудый – 1. Красный, 2. Рыжий.

Лом – ломаные или годные только для переработки железные предметы.

Никнуть - 1. Опускаться, пригибаться, 2.(перен..ослабеть, становится вялым , бессильным.

Клохтать – ( о курах самках других птиц: кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки.

Свирелка -  свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника.

Сойка – пёстрая лесная птица семейства вороновых.

Яр –крутой, обрывистый берег реки.

Истома – чувство приятной расслабленности.

  • Подберите синонимы к словам:

 “рев – плач, крик,

чудный – изумительный, восхитительный, волшебный, сказочный, великолепный, роскошный, прекрасный.”.

  • Подберите антонимы к словам “мягкий- жёсткий, резкий, суровый, твёрдый, черствый.

Никнуть –расцветать, цвести”.

Б) Чтение стихотворения учителем.

В) Чтение самостоятельно жужжащим чтением.

Работа по содержанию.

 - Какие картины изображает поэт? Прочитайте.

 - Как ему удаётся показать, что наступает весна и природа оживает? Прочитайте.

- Почему автор приглашает нас рано в утренник? (Чтобы больше увидеть).

 - Почему зайцы собираются гурьбой? (Место сухое).

- Прочитайте, какой ствол выбирает дятел ( Рыжий).

- У какого дерева ствол рыжий? ( Может, это сосна.)

-Какие звуки можно услышать при чтении этого стихотворения? (Звук капели, стук дятла).

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?(Радость, веселье, оптимизм, т.к. природа пробуждается.

- Как автор относится к весеннему лесу?( Лес ему нравится , хочет уйти в лес до завтра).

- Найдите отрывок, где С.А. использует приём олицетворения.

 - Найдите в стихотворении эпитеты, метафоры. Прочитайте.

-Какое самое красивое образное выражение тебе понравилось? Почему?

4.Подготовка к выразительному чтению.

- Что значит прочитать выразительно(

- Заметьте, что в конце 3-4 –х строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? ( Там нет пауз).

-- Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю?

- Прочитайте выразительно.

5. Физминутка.

А теперь под звуки весеннего ручейка немного отдохнем.

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

6. Закрепление  и осмысление знаний.

1.Работа по иллюстрации к стихотворению.(с.116)

- Какое время года изображено?

- По каким признакам догадались, что изображена весна?

2.Работа по картине Н.Крымова «К весне» (с.117) Ученик рассказывает.

- Николай Петрович Крымов – заслуженный деятель искусств РСФСР.

Он был не только известным художником – пейзажистом, но и теоретиком живописи и преподавателем, оставившим после себя многочисленных благодарных учеников. Картина «К весне» была написана Крымовым в 1907 году и относится к раннему периоду творчества художника.

      Здесь Крымов запечатлел переход от зимы к весне. В природе это время столь быстротечно и неуловимо, что люди его часто и не замечают. Художник в своей картине словно останавливает этот момент , фиксируя его на полотне.

- Что вы видите на переднем плане картины?( На переднем плане картины, справа, мы видим ствол дерева, такой же ствол тянется из левой части картины, как бы случайно попадая на полотно. Ветви этих деревьев причудливо сплетаются в вышине. На деревьях нет листьев, даже почек. Природа только пробуждается от долгого зимнего сна).

- Кого художник изобразил на ветках деревьев? (На ветвях расположились красногрудые снегири и синички с ярко-жёлтыми красками. Да, зима не спешит сдавать свои позиции).

- Что изображено за деревьями? (За деревьями изображены фасады и крыши домов.Левую часть картины занимает обыкновенный дровяной сарай. А во на доме справа художник раскрасил яркими красками стены дома  флигеля привлекают внимание и вносят свой вклад в общее весеннее настроение картины).

- Каким художник изобразил снег на крыше дома?( На крышах до сих пор лежит снег, но видно, что он доживает последние деньки. Ещё немного – и весеннее солнце окончательно уничтожит эту зимнюю примету. По крыше , наслаждаясь первыми солнечными лучами, важно прогуливается кот).

- Сравните репродукцию картины Н.Крымова и стихотворение С. Клычкова.

7.Рефлексия.

- Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за ….
  • После урока мне захотелось….
  • Сегодня я сумел…

8. Итог урока.

С творчеством какого поэта мы познакомились?

8. Домашнее задание.

Читать стихотворение. Найдите другие стихотворения Сергея Антоновича Клычкова, подготовьте их для чтения в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) 1 класс,УМК "Школа России"

В методической разработке представлен план-конспект урока литературного чтения ФГОС НОО первый класс,УМК "Школа России".Тема: "Звуки [л],[л].Буква Л.В плане отражены основные этапы урока открытия ново...

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса

Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством К. Г. Паустовского;развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;развивать ...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России»)

Тема урока: К.И.Чуковский «Телефон». Урок составлен  в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса

Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...