Мой инновационный педагогический опыт «Системно – деятельностный подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Немцева Татьяна Геннадьевна

Уважаемые коллеги! Предлагаю инновационную разработку для уроков литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Путиловская основная общеобразовательная школа»

Мой инновационный педагогический опыт

«Системно – деятельностный подход к обучению на уроках  литературного чтения

 в начальной школе»

Немцева Татьяна Геннадьевна

Учитель начальных классов

Первая квалификационная категория

с. Путилово

2017 год

                                                               Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;

                                                               они будут открывать это новое сами.

                                                               Моя главная задача – помочь им раскрыться,

                                                               развить собственные идеи.

И.Г.Песталоцци

     Меня зовут Немцева Татьяна Геннадьевна. В 1999 я году окончила Ленинградский государственный областной университет г. Пушкина, но в школу пришла не сразу. С 2002 по 2010 годы я работала в МДОУ № 26 п. Назия. С 2003 по 2004 годы прошла профессиональную переподготовку в ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» по программе «Специальная психология». Первый опыт моей преподавательской деятельности пришёлся на 2010 – 2012 годы в МБОУ «Назиевская ООШ» в качестве учителя начальных классов. С 2012 года по настоящее время работаю в МКОУ «Путиловская ООШ».

     I. Информационная часть

     В XXI веке произошли значительные изменения в сфере образования. Принятие нового образовательного стандарта в начальной школе повлекло за собой  пересмотр традиционной системы образования, существующей ещё с советских времён. Это позволило педагогам по-новому подойти к своей работе с детьми, и тем самым выстроить совершенно новое образовательное пространство, с помощью которого можно добиться невероятных результатов.

     В основе нового образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход. Он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Чтобы соответствовать этим требованиям, каждому педагогу начальной школы важно понять, что изменить в своей деятельности, какие новые технологии взять на вооружение.

     II. Актуальность опыта

     В самом начале своего пути мне довелось работать сразу с третьеклашками – моими первыми учениками. Я училась вместе с ними, так же, как и они, совершала ошибки.  Чтобы их было меньше в моей работе, я начала заниматься самообразованием, искала новые формы работы, изучала различные методы и приёмы обучения и воспитания. Начав преподавать, я сразу же отметила, что устные предметы даются ребятам не так легко, как хотелось бы. Казалось бы, что тут сложного? Читай, рассуждай о прочитанном, высказывай своё мнение, но не тут-то было.… Даже в общении друг с другом ребята затруднялись выражать свои мысли: они использовали слова-паразиты, междометия, делали длительные паузы, подбирая то или иное слово. На уроках литературного чтения стеснялись читать перед аудиторией, а особенно переживали, когда проверяли технику чтения.

     2.1. Причины отказа от чтения

     Я понимала, почему это происходит. Современные дети совершенно перестали читать. И причин этому достаточное количество.

     Во-первых, книга перестала быть главным источником информации, появился Интернет, который целиком и полностью поглотил детское сознание. Вместо того чтобы почитать интересную книжку, почти каждый ребёнок, придя домой, включает компьютер и проводит за ним всё своё свободное время. Даже на переменах в школе многие обсуждают не прочитанную книгу, а какую-нибудь новую игру для компьютера. Помимо Интернета, конечно, есть и телевидение, и компьютерные игры, и мобильные телефоны, которые так же способствуют тотальному уходу в виртуальный, не реальный мир. Страшно то, что это не всегда понимают родители. Вместо того чтобы вечерами почитать с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, они покупают ему новую компьютерную игру, телефон или другой гаджет.

     Во-вторых, появилось много развлекательной литературы – красочной, лёгкой, но не познавательной, не заставляющей ребёнка думать, размышлять, сопереживать. Да и времени на такое «чтение» понадобится совсем немного. Поэтому увлечение таким жанром не принесёт желаемых результатов.

     Третья причина «ухода» современного ребёнка от чтения – усложнение школьной программы, появление новых предметов. Многие ученики и родители говорят: «Пока сделаешь домашнее задание, не захочется и читать. На это попросту не остаётся времени».

     В-четвёртых, большинство родителей сами не читают и не прививают это ребёнку. Многие считают: достаточно того, что детям даётся в школе. Современная семья, к сожалению, утратила замечательную традицию семейных литературных вечеров.    

     Размышляя над причинами, почему же современный ребёнок выбирает не книгу, а другие способы поиска информации, я пришла к выводу, что его некому направить в нужное русло, некому подсказать, что почитать, чтобы увлечь в мир литературы. Если мы хотим, чтобы  дети прониклись чтением, надо показать им пример, а значит, начать с себя.

     2.2. Работа с родителями

     Прежде всего, важно донести до родителей, что чтение – сложнейший мыслительный процесс. И умение читать - это вовсе не способность быстрее всех воспроизвести большее количество знаков за отведённый промежуток времени. Умение читать – это приобретённый навык правильного, беглого, выразительного и осмысленного чтения. И учиться этому нужно с 1 класса.

     Происходит это в 4 этапа, и на каждом этапе ребёнок овладевает определённым способом чтения. 1 этап: побуквенное чтение, 2 этап – отрывистое слоговое чтение, 3 этап – плавное слоговое чтение с переходом в чтение целыми словами и 4 этап: чтение словосочетаниями и предложениями. И только овладев последним этапом чтения, ученик сможет в дальнейшем совершать сложные мыслительные операции.

     На овладение выше перечисленными этапами требуется время, и я попросила родителей не торопить события. Ведь у каждого ребёнка овладение различными этапами чтения происходит по-разному. Так же я предложила найти время для семейного чтения, во время которого родители не только будут помогать овладевать своим детям навыками «взрослого» чтения, но и обсуждать прочитанное. Новизна состоит в том, что традиция семейного чтения, безвозвратно ушедшая в прошлое, найдёт новое воплощение и засияет новыми гранями.  

     Понимая, что многое зависит от меня, я решила совершенно по-новому подойти к урокам литературного чтения. Каждый мой урок должен быть интересным, логически выстроенным, познавательным, деятельностным. Только такой урок может дать «толчок» и захватить внимание ребёнка.      

     2.3. Системно – деятельностный подход

     Урок литературного чтения – коммуникативное событие. И главным результатом урока должно быть изменение духовного содержания ребёнка. Это происходит не сразу. На это уходят годы работы. Нельзя ждать, что по мановению волшебной палочки, это произойдёт на «раз-два-три». Урок - это трудоёмкий процесс, процесс сотрудничества ребёнка и учителя. Именно сотрудничества, а не натаскивания учеников по темам планирования. Учитель выступает в роли «посредника» между изучаемым автором и учениками. В дружеской атмосфере, за «круглым» столом, когда ребята видят друг друга, происходит закладывание «фундамента» будущего читателя.  На таких встречах у детей появляется желание узнать больше об изучаемом авторе и самостоятельно прочитать что-то сверх школьной программы. А это уже маленький шажок к намеченной цели.  

     «Всё начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребёнка – всё начинается с любви» - так и хочется сказать строками Роберта Рождественского. Как нельзя лучше подходят эти строки к моей работе.

     Итак, 1 класс, первый урок…. Первый урок и всю свою дальнейшую работу я выстраиваю в системе деятельностного подхода. Такой урок имеет постоянную психологическую структуру и  начинается с особой ситуации – установления психологического контакта между мной и моими учениками. Важна атмосфера, в которой происходит знакомство. Важно, чтобы ученики почувствовали доброжелательный настрой и доверились мне.

     Наша первая встреча произошла летом, на предварительных занятиях, поэтому 1 сентября мои первоклашки были готовы к встрече со мной и не так волновались. Это особенно важно на первом этапе организации учебной деятельности.

     Когда начались рабочие будни, я предложила своим ребятам каждый день начинать с добрых пожеланий друг другу, начинающихся на букву, которую мы изучаем или будем изучать. Это новшество очень понравилось моим ребятам, и они без напоминания каждый урок желают друг другу удачи.

     После установления межличностного контакта можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. Несомненно, на первом этапе обучения первоклассников это знакомство происходит параллельно с обучением грамоте, и как нельзя лучше для этого, по моему мнению,  подходит фольклор. В ходе таких уроков дети не только знакомятся с удивительным миром разных народов: с загадками, пословицами, поговорками, песенками, потешками и другими жанрами устного народного творчества, но и учатся мыслить, анализировать.

     При знакомстве с авторскими произведениями я устраиваю «встречу» с автором. Знакомлю учеников с его биографией: стараюсь рассказать об интересных фактах его жизни и творчества.

     Знакомлю я ребят не только с автором, но и с тем временем, в которое он жил. С той атмосферой, которая царила в ту эпоху: музыка, песни, фильмы и др. Используя это ноу-хау, я заметила, как у детей загораются глаза, у них появляется не только желание прочитать новое произведение, но и узнать как можно больше о том времени: посмотреть старый фильм, послушать песни, узнать много интересного. После  занимательного путешествия в мир художника слова, мы начинаем знакомиться с его произведениями.

     Часто в процессе знакомства, ребёнок сталкивается с тем, что не понимает смысл некоторых слов, а значит и смысл текста. Нужно помочь ему в толковании непонятных слов, тем самым обогатив словарный запас ребёнка и дав возможность осознать суть прочитанного. Как это сделать? В начале каждого урока литературного чтения проводить речевую разминку, которая  будет включать в себя не только артикуляционные упражнения, но и незнакомые слова. Проговаривая их, дети не только научатся правильному произношению новых слов, но и раскроют тайны их лексического значения. Эти слова позже встретятся ребятам в изучаемом произведении.

     Немаловажна на уроке работа и с дидактическими текстами. С их помощью ребята научатся членить предложения на части (речевые звенья) и находить в них  ключевые слова (они, как правило, отвечают на вопросы: о чём говорится и что говорится в тексте?)

Познакомятся с такими понятиями, как пауза, тактовое ударение и др. Таким образом, дети приобретут навык беглого чтения, и оно станет осмысленным и более результативным.

     Чтобы ребёнку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, я создаю проблемную ситуацию, стараюсь заинтриговать ученика. Он должен понимать, что новый текст не только должен быть прочитан, но и исследован. В тексте должна быть спрятана некая загадка, которую предстоит разгадать. С помощью приёма антиципации это несложно сделать. Антиципация – предвосхищение, предугадывание, предположение содержания текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.

     На этапе создания проблемной ситуации важно подобрать учебный материал и организовать работу так, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока. Для этого я использую специальные приёмы:

  1. Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв (хорошо, если слова будут связаны с фамилией изучаемого автора)

по…, …каз, оре…ки, …омар, леш…й, учё…ый – Пушкин

  1. Составление фамилии автора из подчёркнутых букв

п а о р м н с г т и к ш л я ю щ э в р т м и ж д п у н - Пришвин

  1. Исключение иностранных букв

Е M N O P С R T Y E Z X C Н B R D F G И L K J H - Есенин

  1. Исключение повторяющихся букв

Д м и д л т а с у в р и л г ш о т с у а в г к о – Маршак

     

     Важно, чтобы каждый урок литературного чтения носил диалоговый характер обучения. Только в процессе диалога ученик самостоятельно «находит новое знание».

    Формы работы на уроке могут быть различными: фронтальная, парная, групповая, комбинированная и даже индивидуальная. Но стоит понимать, что только сочетание различных форм работы даст ожидаемый результат. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач.

     В ходе урока важно быть предельно внимательным к высказываниям учеников после прочтения текста. Эти открытия обязательно фиксировать на доске в виде вопросов и затем в совместном поиске решать их. При работе с произведением, мои ученики любят иллюстрировать отдельные эпизоды или целый текст. Всё зависит от объёма произведения. Такую работу можно давать не только в классе, но и вместо домашнего задания. Вместо вопросов, помещённых в учебнике, можно предложить детям самостоятельно сформулировать их.

     Конечно, самое важное на уроках литературного чтения, это приблизиться  к разгадке авторского замысла. Не обязательно полное совпадение точек зрения. Главное, чтобы учитель приблизил своих учеников к авторской идее. В этом помогает ещё одна моя находка: демонстрация опыта по теме (см. открытый урок по теме «Тайное становится явным»)

     Заканчивается урок рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие  в учениках. Важно, чтобы ребёнок проговорил, что он понял в ходе исследования. А лучше, чтобы в ходе игровой паузы, показал это своими знаниями (см. открытый урок: чёрный ящик с отгадками - новинка)

     Используя на уроках системно - деятельностный подход я решаю несколько задач:

  1. помогаю своим ученикам накапливать собственный личный опыт;
  2. способствую формированию творческих способностей;
  3. использую различные формы работы;
  4. предлагаю дифференцированные учебные задания;
  5. поощряю самостоятельный поиск для решения поставленных вопросов;
  6. помогаю учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
  7. побуждаю детей к самооценке

             

     

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И нновационный педагогический опыт «Системно – деятельностный подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе» Подготовила: Немцева Татьяна Геннадьевна Учитель начальных классов Первая квалификационная категория

Слайд 2

Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г.Песталоцци

Слайд 3

В 1999 году окончила Ленинградский государственный областной университет г. Пушкина С 2002 по 2010 годы работала в МДОУ № 26 п. Назия. С 2003 по 2004 годы прошла профессиональную переподготовку в ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» по программе «Специальная психология». Первый опыт моей преподавательской деятельности пришёлся на 2010 – 2012 годы в МБОУ « Назиевская ООШ» в качестве учителя начальных классов. С 2012 года по настоящее время работаю в МКОУ «Путиловская ООШ».

Слайд 4

I . Информационная часть В XXI веке произошли значительные изменения в сфере образования. Принятие нового образовательного стандарта в начальной школе повлекло за собой пересмотр традиционной системы образования, существующей ещё с советских времён. В основе нового образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход. Он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.

Слайд 5

II. Актуальность опыта В самом начале своего пути мне довелось работать сразу с третьеклашками – моими первыми учениками. Я училась вместе с ними, так же, как и они, совершала ошибки. Чтобы их было меньше в моей работе, я начала заниматься самообразованием, искала новые формы работы, изучала различные методы и приёмы обучения и воспитания. Начав преподавать, я сразу же отметила, что устные предметы даются ребятам не так легко, как хотелось бы. Казалось бы, что тут сложного? Читай, рассуждай о прочитанном, высказывай своё мнение, но не тут-то было.… Даже в общении друг с другом ребята затруднялись выражать свои мысли: они использовали слова-паразиты, междометия, делали длительные паузы, подбирая то или иное слово. На уроках литературного чтения стеснялись читать перед аудиторией, а особенно переживали, когда проверяли технику чтения.

Слайд 6

2.1 Причины отказа от чтения Книга перестала быть главным источником информации, появился Интернет, который целиком и полностью поглотил детское сознание ; Появилось много развлекательной литературы – красочной, лёгкой, но не познавательной, не заставляющей ребёнка думать, размышлять, сопереживать ; Усложнение школьной программы, появление новых предметов ; Большинство родителей сами не читают и не прививают это ребёнку .

Слайд 7

2.2 Работа с родителями Чтение – сложнейший мыслительный процесс. Умение читать – это приобретённый навык правильного, беглого, выразительного и осмысленного чтения. 1 этап – побуквенное чтение ; 2 этап – отрывистое слоговое чтение ; 3 этап – плавное слоговое чтение с переходом в чтение целыми словами ; 4 этап – чтение словосочетаниями и предложениями. И только овладев последним этапом чтения, ученик сможет в дальнейшем совершать сложные мыслительные операции.

Слайд 8

Я предложила найти время для семейного чтения, во время которого родители не только будут помогать овладевать своим детям навыками «взрослого» чтения, но и обсуждать прочитанное. Новизна состоит в том, что традиция семейного чтения, безвозвратно ушедшая в прошлое, найдёт новое воплощение и засияет новыми гранями.

Слайд 9

2.3 Системно-деятельностный подход Урок литературного чтения – коммуникативное событие Урок - это трудоёмкий процесс, процесс сотрудничества ребёнка и учителя. Главным результатом урока должно быть изменение духовного содержания ребёнка. Учитель выступает в роли «посредника» между изучаемым автором и учениками. В дружеской атмосфере, за «круглым» столом, происходит закладывание «фундамента» будущего читателя. На таких встречах у детей появляется желание узнать больше об изучаемом авторе и самостоятельно прочитать что-то сверх школьной программы.

Слайд 10

Первый урок и всю свою дальнейшую работу я выстраиваю в системе деятельностного подхода . Такой урок имеет постоянную психологическую структуру и начинается с особой ситуации – установления психологического контакта между мной и моими учениками. Важна атмосфера, в которой происходит знакомство. Важно, чтобы ученики почувствовали доброжелательный настрой и доверились мне . Когда начались рабочие будни, я предложила своим ребятам каждый день начинать с добрых пожеланий друг другу, начинающихся на букву, которую мы изучаем или будем изучать. Это новшество очень понравилось моим ребятам, и они без напоминания каждый урок желают друг другу удачи. После установления межличностного контакта можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. При знакомстве с авторскими произведениями я устраиваю «встречу» с автором. Знакомлю учеников с его биографией: стараюсь рассказать об интересных фактах его жизни и творчества.

Слайд 11

Знакомлю я ребят не только с автором, но и с тем временем, в которое он жил. С той атмосферой, которая царила в ту эпоху: музыка, песни, фильмы и др. Используя это ноу-хау , я заметила, как у детей загораются глаза, у них появляется не только желание прочитать новое произведение, но и узнать как можно больше о том времени: посмотреть старый фильм, послушать песни, узнать много интересного. После занимательного путешествия в мир художника слова, мы начинаем знакомиться с его произведениями.

Слайд 12

Часто в процессе знакомства с произведениями, ребёнок сталкивается с тем, что не понимает смысл некоторых слов, а значит и смысл текста. Нужно помочь ему в толковании непонятных слов, тем самым обогатив словарный запас ребёнка и дав возможность осознать суть прочитанного.

Слайд 13

Как это сделать? Проводить речевую разминку, которая будет включать в себя не только артикуляционные упражнения, но и незнакомые слова ; Работа с дидактическими текстами. С их помощью ребята научатся членить предложения на части (речевые звенья) и находить в них ключевые слова (они, как правило, отвечают на вопросы: о чём говорится и что говорится в тексте ?) Познакомятся с такими понятиями, как пауза, тактовое ударение и др.

Слайд 14

Чтобы ребёнку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, я создаю проблемную ситуацию , стараюсь заинтриговать ученика. Он должен понимать, что новый текст не только должен быть прочитан, но и исследован. В тексте должна быть спрятана некая загадка, которую предстоит разгадать. С помощью приёма антиципации это несложно сделать. Антиципация – предвосхищение, предугадывание, предположение содержания текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. Так возникает учебно-познавательный мотив , который подталкивает детей к деятельности

Слайд 15

Приёмы Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв (хорошо, если слова будут связаны с фамилией изучаемого автора): по…, … каз , оре… ки , …омар, леш … й , учё … ый – Пушкин Составление фамилии автора из подчёркнутых букв: п а о р м н с г т и к ш л я ю щ э в р т м и ж д п у н - Пришвин Исключение иностранных букв: Е W N Y L С R V Y E Z S Q Н J R D F G И L I J H – Есенин Исключение повторяющихся букв: Д м и д л т а с у в р и л г ш о т с у а в г к о – Маршак

Слайд 16

Важно, чтобы каждый урок литературного чтения носил диалоговый характер обучения . Только в процессе диалога ученик самостоятельно «находит новое знание» .

Слайд 17

Формы работы фронтальная парная групповая комбинированная индивидуальная

Слайд 18

Самое важное на уроках литературного чтения, это приблизиться к разгадке авторского замысла. Не обязательно полное совпадение точек зрения. Главное, чтобы учитель приблизил своих учеников к авторской идее. В этом помогает ещё одна моя находка : демонстрация опыта по теме. Заканчивается урок рефлексией , которая выявляет изменения, произошедшие в учениках. Важно, чтобы ребёнок проговорил, что он понял в ходе исследования. А лучше, чтобы в ходе игровой паузы, показал это своими знаниями.

Слайд 19

Задачи помогаю своим ученикам накапливать собственный личный опыт; способствую формированию творческих способностей; использую различные формы работы; предлагаю дифференцированные учебные задания; поощряю самостоятельный поиск для решения поставленных вопросов; помогаю учащимся самостоятельно планировать свою деятельность; побуждаю детей к самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к организации уроков математики в начальной школе

реферативная работа принципы системно-деятельностного подхода;этапы формирования универсальных учебных действий....

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в начальной школе на основе метода проектов

Выступление на районном профессиональном обединении учителей иностранного языка по теме «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»....

Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в начальной школе

Современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно с...

«Метод проектов – педагогическая технология системно – деятельностного подхода в обучении».

В статье представлены теоретические основы исследоовательской деятельности в обучении, а также раскрыты практические аспекты реализации исследовательской деятельности в школе - интернате 27....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.

Данная презентация рассказывает о системно-деятельностном подходе на уроках русского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС....

Мастер-класс "Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальных классах"

*В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе ...