Урок литературного чтения,3 класс "Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Вязовцева Валентина Георгиевна

Урок литературного чтения УМК ПНШ 3 класс.Закрепление пройденного материала.На уроке проводится краткий обзор появления басни как жанра.Дается анализ басен И.А.Крылова,  Практические упражнения в декламации  произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zhanr_basnya-vyazovtseva_v.g.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема урока:  Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени.

Тип урока: Закрепление пройденного материала.

 Педагогические задачи:

1.Обучающая: продолжить формировать  умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; учить осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова; расширить знания обучающихся о значении наследия И.А.Крылова для русской литературы; учить читать басню по ролям ,инсценировать ее.

2.Развивающая: развивать воображение обучающихся и творческие индивидуальные способности; навык работать в парах и группе.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию положительных человеческих качеств, любви к литературе и чтению.     

Планируемые результаты образования:

Предметные:

  • знают басни И.А.Крылова;
  • знают специфические особенности жанра басни ;
  • оценивают поступки героев произведений с точки зрения морали.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • определяют и формулируют тему урока;  цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • высказывают своё предположение на основе изученного ранее материала;
  • выполняют взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Познавательные УУД:

  • добывают новые знания: находят ответы на вопросы учителя, умеют раскрывать понятия «басня», «иносказание», «мораль», «инсценирование» .
  • определяют жанр произведения и обосновывают свое мнение.
  • определяют мораль басни, находят крылатые выражения.

 Коммуникативные УУД:

  • умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и   условия;
  • совместно с одноклассниками и учителем договариваются о правилах общения и поведения на     уроке  и следуют им.

Личностные УУД:

  • проявляют интерес к произведениям И.А.Крылова;
  • осмысливают положительные и отрицательные качества характера человека.

Оборудование:

для учителя: 

интерактивная доска, компьютер, зеркало, лента времени, презентация

для учащихся:

карточки с заданиями для работы в группах.

маски животных для инсценирования.

Ход урока

 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация и самоопределение деятельности.

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

Ι Ι. Актуализация знаний.

Беседа. Введение в тему.

Читаю отрывок из сказки с зеркалом в руках:  .                

“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?

(дети)
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”. 

Из какого произведения этот отрывок?

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

- Зеркало, зеркало все в тебе видно. Ничего от тебя не скроешь.

-А есть ли зеркало, в котором мы могли бы увидеть свой характер, свои поступки  и дела?

Сказки, пословицы …басни

Можно ли сказать, что сказки являются зеркалом, в котором мы могли бы увидеть свой характер, свои поступки  и дела?

   

Давайте разберемся в этих понятиях

/слайд-1/

C:\Users\Валентина\Desktop\Басня\2.jpg

Построим ленту времени. Когда появились сказки?

На какие виды делятся по времени?

/составляем ленту/

/слайд-2/

Самые Древние Сказки –появились в глубокой древности и объясняли всё самое важное как и откуда все произошло. Самые древние сказки о том, что люди видели 

(ещё раньше)

/слайд -3/

Просто Древние Сказки- Учат людей ценить не силу, а ум и хитрость

(4000 лет назад)

/слайд -4/

Менее Древние Сказки стали учить человека быть добрым, благодарным, справедливым. Это воспитание в людях доброты, благородства и справедливости

(2500 лет назад)

/слайд-5/

C:\Users\Валентина\Desktop\Басня\1.jpg

А когда появились первые пословицы? (в момент появления ПДС)

Можно ли сказать, что пословицы являются зеркалом, в котором мы могли бы увидеть свой характер, свои поступки  и дела?

 /нет. потому что это наблюдение (с.15 Лит. чтение/

Определение басни. /дети/

/слайд 6/

C:\Users\Валентина\Desktop\Басня\3.jpg

перечислите признаки басни

/слайд 7/

        Но самый главный признак, это?

/слайд -8/

        C:\Users\Валентина\Desktop\Басня\img2.jpg

Объявление темы урока. Так о чем и о ком мы будем говорить на  уроке 

Прочтите тему урока             /на доске/ /слайд-9/

Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени.

Возвращаемся к ленте времени. расставьте на ленте, вехи, когда появились басни и как она развивались?

Познавательные УУД

1. Прогнозировать  изучение материала

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте.

III. Развитие умений.

1. Презентация

Кто был родоначальник басен? (Эзоп).

/слайд-10/

(Эзоп)

Чем отличались его басни.(похожи на рассказы, Много иносказаний).

Кто начал писать басни в Европе в стихотворной форме?

/Слайд-11/

(Лафонтен)

Французский литератор Жан де Лафонтен.

/слайд-12/

(Сумароков)

А в России был Александр Петрович Сумароков. Он жил на 100 лет раньше Крылова

(его басни носили шутливый характер)

/слайд-13/

 А Какого великого баснописца мы с вами знаем, читали и учили его басни?

/И.А.Кр ылов/

/слайд-14/

А ещё какие подробности из биографии Крылова вы знаете?

2. Аукцион басен Какие басни вы знаете?(фишки)

3. Инсценировка басен  

- А теперь мы попробуем оживить басни, работая в группах.

/Каждая группа получает конверт с названием басни и должна инсценировать эту басню/ 

Ребята, дома вы готовили инсценировки по командам. Предлагаю посмотреть что из этого получилось.

-Параллельно начнём заполнять таблицу по следующей схеме

/интердоска/

      Давайте посмотрим, как вы поработали в группах. Внимательно послушайте выступление группы,  если вам понравилось - поаплодируйте своим товарищам .        

1. Инсценирование басни  «Ворона и Лисица». 

Назовите крылатое выражение из басни. Мораль басни /слайд-15/

 

2. Инсценирование басни «Зеркало и Обезьяна».

Назовите крылатое выражение из басни. Мораль басни /слайд-16/

3 Инсценирование басни  «Квартет».

Назовите крылатое выражение из басни. Мораль басни /слайд-17/

4. Инсценирование басни «Волк и Журавль»  

Назовите крылатое выражение из басни. Мораль басни/слайд-18/

Так в чём же успех басен Крылова? (познавательные)

/слайд-19/

Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. В баснях Крылова всем есть уроки, все видят себя как в зеркале и стараются изменить себя. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их образами скрываются люди со своими характерами и делами.

  И. А. Крылов в своих баснях высмеивал лень, необразованность, себялюбие, лесть, а одобрял трудолюбие, дружбу Обратите внимание, что басни Крылова высмеивают не людей, а их поступки и недостатки.   

     

   4. Проверка знаний

Вам предлагаются задания по группам-

Задания для 1-ой группы учащихся:

Задание №1.

Откуда эти «крылатые» слова? Назовите басню

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Задание № 2.

Закончи фразу

Чем кумушек считать трудиться…..

Задание № 3.

Чьи это слова?

-Какие перышки, какой носок!

Задание № 4.

Объясни своими словами мораль басни «Лиса и виноград».

Задания для 2-ой группы учащихся:

Откуда это «крылатое» выражение? Назовите басню

 У сильного всегда бессильный виноват..»

Задание № 2.

Закончи фразу «Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты…»

Задание № 3.

Чьи это слова?

Ты все пела? Это дело,так поди же попляши»

Задание № 4.

Объясни своими словами мораль басни «Слон и Моська».

Задания для3-ой группы учащихся:

Задание № 1

Откуда это «крылатое» выражение? Назовите басню

-Ты все пела? Это дело, так пойди же попляши.

Задание № 2.

Закончи «крылатое» выражение.

-А вы, друзья, как ни садитесь…….

Задание № 3.

Чьи это слова?

«Постоите ж, я сыскал секрет!-

мы, верно, уж, поладим.

Коль, рядом сядем»

Задание № 4.

Объясните своими словами мораль басни «Волк и ягнёнок».

Задания для 4-ой группы учащихся:

Задание №1

Из какой басни это «крылатое» выражение?

-Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Задание №2.

Закончи «крылатую» фразу Крылова.

-Кукушка хвалит Петуха за то……

Задание№3.

Чьи это слова?

-Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

Задание№4.

Объясните своими словами мораль басни

«Мартышка и очки»

Дополните таблицу новыми баснями

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Прогнозирование

Регулятивные УУД

1.Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

2.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

IV.Рефлексия.

"Зеркало настроений" (листы в виде зеркала)

Мы славно поработали на уроке. пришло время оценить   себя.

- Какую оценку за урок вы поставили бы себе, своей команде? Выберите свое изображение лица,(смайлик) которое соответствует вашему настроению на уроке. Нарисуйте в кружке и приклейте на наше зеркало. (Личностные)

(на доске зеркала)

Прогнозируемый результат

 V. Итог.

- Что вы узнали нового на уроке?

- Какое «маленькое открытие»  вы совершили на этом уроке?

 Почему басня жива и по сей день?

Чем она является для людей?

/слайд-20/

Право выбора

VΙ. Домашнее задание.

1. Заполнить таблицу с 10 баснями по схеме. 8 басен уже дано. 2 басни дополните сами

2.Напишите небольшое сообщение на тему: «Какая басня И.А.Крылова мне кажется наиболее актуальной в наши дни и почему." (личностные)

Личностные результаты:

самооценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К уроку литературного чтения. Л.Н. Толстой. Жанр, лексика, работа с текстом.

Уважаемые коллеги! Моя презентация поможет вам провести урок литературного чтения по произведениям Л.Н. Толстого....

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».

Данная презентация является своеобразным комментарием к уроку. Здесь отражены основные моменты урока. Идёт тесная  связь с прошлым учебным годом.  Презентация служит напоминанием того, что д...

Урок литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"

Урок литературного чтения в 4 классе.  "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"  Цель урока: Обобщение знаний учащихся  по сказке Х.К. Андерсена ...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"

Презентация к уроку  литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"...

Урок литературного чтения. Тема: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басня «Слон и моська»)

Цель: ознакомление с биографией И.А.Крылова; знакомство с басней «Слон и моська».Задачи: - учиться выразительно читать басню;-  развивать артистические способности, умение входить в о...