Конспект урока "Федорино горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ульвачева Светлана Сергеевна

Конспект открытого урока по литературному чтению "Федорино горе" К.И. Чуковский 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_obuchenie_v_sotrudnichestve.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России»

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе».

Цель: познакомить детей с новым стихотворением К.И.Чуковского «Федорино горе», продолжить знакомство с творчеством, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность.

Задачи образовательные. Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.

Задачи развивающие. Развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения. Стимулировать учащихся к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.

Задачи воспитательные. Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей. Содействовать воспитанию способности к самоконтролю и самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.

Познавательные УУД

Ученик будет учиться:

- читать текст, понимать фактическое содержание текста;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

- ориентироваться в содержании учебника.

 

                                Коммуникативные УУД

Ученик будет учиться:

- строить монологическое высказывание;

- пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками;

- принимать   мнение и позицию других;

- формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

Регулятивные УУД

Ученик будет учиться:

- определять цели урока;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

- осуществлять самооценку своей деятельности

Тип урока – открытия новых знаний.

Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, работа в группе, в парах.

Продолжительность урока. 45 минут.

Материально-техническое обеспечение. Презентация

Методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки для работы в парах, для групповой работы, «Цветик-семицветик», карандаши, блюдца.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей.  Садитесь за парты.

Цель: настроить на урок.

                     Игра «Привет сосед»

Привет сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

– Я надеюсь, что мы будем работать дружно и вместе.

Девиз урока: «Упустишь минутку-потеряешь час!»

–Желаю вам не упустить ни одной минутки на уроке.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель:   

Работа в группах. Составить строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), узнать из каких произведений эти отрывки. Проверка:

1) Ох, не лёгкая эта работа -
из болота тащить бегемота. (Телефон)

2) Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр)        

3) Пошла муха на базар
И купила самовар (Муха-Цокотуха)

4) Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)

5)Долго-долго крокодил
Море синее тушил (Путаница)

6) Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд (Тараканище)

(Командиры групп читают отрывки и называют из какого

произведения отрывок)

Оценка деятельности.

Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно ответили на все вопросы викторины, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).

III. Определение темы урока.

Цель: продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского.

Учитель: - Кто автор всех этих произведений? (К.И.Чуковский)

  Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

 О каком авторе пойдет речь? (Ответы детей).

СЛАЙД – портрет Чуковского

(Учитель открывает доску. На ней написано Корней Иванович Чуковский. Портрет автора).

Учитель: Верно, сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с творчеством К.И. Чуковского и познакомимся с новым произведением этого автора.

- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?

( Ведётся опрос 3 учеников о биографии писателя)

Родился 31 марта 1882 года в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. В этом году исполняется 135 л. со дня рождения поэта. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”.

К.И.Чуковский писал стихи, а сказочником он стал случайно. Заболел его сын. Мальчик все время плакал, не мог уснуть. Чуковский чтобы его отвлечь начал рассказывать:

Жил да был крокодил

Он по улицам ходил.

Крокодил, крокодил, Крокодилович.

Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. На следующий день он все рассказал отцу по памяти.

А вот другой случай. Корней Иванович Чуковский работал в своем кабинете, как услышал, что плачет младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно случайно для себя сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам.

Так появилась другая сказка «Мойдодыр»

IV. Работа над сказкой.

Учитель:  Итак, пришло время познакомиться с новым произведением К.И. Чуковского

 

* на листочках, на столах записаны цифры, перевернув их мы, получи буквы, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.

6 3 7 1 2 8 4 1  5 1 2 3

Ф е д о р и н о   г о р е

О - 1

И - 8

Н - 4

Д - 7

Ф - 6

Е - 3

Р - 2

Г – 5

Целеполагание: Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

(Познакомиться со сказкой, узнать, что произошло с героями произведения, научиться читать сказку выразительно, узнать новые слова)

Работа в парах.

Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план  урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.

План урока

1. Прослушать сказку

2. Поработать над содержанием сказки

3. Поработать над выразительным чтением

4. Оценить свою работу на уроке

(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок  деятельности при помощи карточек с надписями, читают получившийся план).

Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: если вы не ошиблись, нарисуйте зеленый кружочек, допустили 1-2 ошибки - желтый, Если вы не смогли составить план урока, поставьте красный кружок.

Учитель: Немного отдохнём.

Физминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

Учитель: А вам интересно, как возникло это произведение?

- Послушайте. Однажды Корней Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".

VI. Работа  с учебником.

Учитель: Следующий пункт нашего плана: знакомство с новым произведением. Текст вы услышите в аудиозаписи. Но ваша задача не только внимательно слушать, но и внимательно следить по учебнику. Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркнуть непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!

Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".

Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).

Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Чтение учениками

Вопросы по тексту:

Учитель: Вы прослушали произведение «Федорино горе».

Первичная проверка понимания.

– Какое горе произошло у Федоры? (От Федоры сбежала посуда и другие вещи.)

– Почему это произошло? (Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

– На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? (На сказку.) Как вы определили? (Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)

– Почему автор оживил посуду? (Чтобы проучить Федору; Чтобы она не была больше грязнулей; Так интереснее…)

– Для кого была написана эта сказка? (Для детей и взрослых)

– Для чего она была написана, как вы думаете? (Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду)

V. Словарная работа. Работа в группах

 Цель: развивать и обогащать речь учащихся.

Учитель: - А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые  вам встретились? Каждая группа получает конверты  с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа, соединив стрелочкой.

  • Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
  • Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
  • Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
  • Ушат - небольшая кадка с ушами.
  • Прусак – рыжий таракан
  • Сито – предмет домашней утвари для просеивания муки

Группа, которая раньше выполнит задание, будетзачитывать ответ, а остальные проверять и показывать какой-тосигнал, что они согласны с ответом. Так эффективнее и быстрее.

Проверка: СЛАЙД С РИСУНКАМИ

Учитель:Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: без ошибок-зеленый кружочек, 1-2 ошибки- желтый, 3 и более - красный

VI. Выборочное чтение.

Опыт:А сейчас представьте, что вы что-то рассыпали. Как это происходит, мгновенно или нет? ( падает быстро, а происходит не очень быстро) Высыпаю карандаши.

- Найдите, что в сказке сыплется. (Топоры.)

- Прочитайте теперь, передавая движение голосом.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы. (2-3 ученика)

Опыт: стучу блюдцами.

- С каким звуком стучат о друг дружку, например, блюдца? (Звонко, как колокольчики.)

- Чуковский этот звук заменил словом, найдите их? Прочитайте, стараясь передать этот звук.

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Дзынь! Дзынь!(2-3 ученика)

- Используя эти два опыта, покажите голосом и интонацией как убегают ножи, кастрюля, чайник.

– Оцените свое чтение. (Все удалось– и т.д.)

VI. Итог урока.

–С какой сказкой К.И.Чуковского мы познакомились на уроке? («Федорино горе»)

–Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока? Достигли поставленных целей? (познакомились с новым произведением, научились передавать голосом интонацию, выразительно читать)

- Посмотрите на план урока, составленный вами. Все пункты мы выполнили?

- Посмотрите в свои оценочные листы. Поднимите руку, у кого все зеленые кружочки – поставьте 5, у кого 2 желтых кружочка – 4.

- Что получилось? Какие были трудности? Кому еще надо постараться? Над чем?

VΙ. Дом. задание. Выразительно читать сказку, придумать, как можно заменить слово звуком: как убегали ножи, вилки, чайник, кастрюля, утюг. Можно предложить нарисовать обложку к книге «Федорино горе»

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ

ИМЯ _________________

  1. «Узнай произведение»

  1. Составление плана урока

  1. Словарная работа

  1. Выразительное чтение

Итог (оценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник масленицы "Солнынко красно, гори, гори ясно"

Общее открытое мероприятие  «СОЛНЫШКО КРАСНО, ГОРИ, ГОРИ ЯСНО»Проведение в начальной школе - детском саду....

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Гори, гори мой светофор

Ребята, сегодня я расскажу вам о первом светофоре, история светофора, цветах светофоров.Почему возникла необходимость появления светофоров? (варианты ответов учеников) Светофор – один из самых старых ...

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

урок по музыке в 4 классе...