Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Конспект урока литературного чтения для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx112.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

по теме «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Выполнила:

учитель начальных классов

Жукевич Любовь Владимировна


Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Цель: учить давать характеристику героям рассказа, отрабатывать навык правильного выразительного чтения

Задачи:

Образовательные:

  • Учить доказывать свою точку зрения.
  • Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.
  • Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.
  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища,  обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
  • Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
  • воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;
  • воспитывать интерес к русскому языку;

УУД:

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения; разграничивать слова.

Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку, оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, ставить учебные задачи, контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей, “Толковый словарь”, бочонок с заданиями, компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point.

Формы работы:        Фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.


Этапы  урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Мотивационный этап

                             

- Дети, однажды один писатель сказал: (Слайд 1).

“Человек, который понимает природу – благородный, чистый, и добрый».

- Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Мы поговорим с вами и о природе и о важном качестве человека, о нем говорится в стихотворении «Сердец доброта» ( читает ученик)

Личностные УУД: Формирование умения высказывать суждения

II. Актуализация знаний

- Что такое доброта? Назовите антоним этого слова. (зло)

- Что есть зло?

- В нашей жизни существует добро и зло, значит, люди могут творить и злые и добрые дела.

- Как вы думаете, легко ли быть добрым? Каких людей, по-вашему больше, злых или добрых?

- Человек по отношению к кому может быть добрым? (животным, людям)

- Какого же человека можно назвать добрым?

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения;

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

III.Проверка домашнего задания

«Мозговой штурм»

- С произведениями каких писателей вы уже знакомы?

Мы знакомы с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Зощенко, Толстого, Паустовского….

- А теперь – “Мозговой штурм”. “Заморочки из бочки”.

- Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

Даётся одно задание на группу. Дети читают его и обсуждают.

1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел крушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер).

2. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шуб. (Барон Мюнгаузен).

3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращён гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей.(Нильс)

4.Эта героиня побежала за белым кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране.( Алиса)

5 . Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)

Личностные УУД: Формирование  умения работать с ИКТ(поиск информации)

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

IV. Подготовка  к восприятию нового материала: (Слайд 2)

- А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата  с цифрами правого столбика.

Ш

Е

*

М

*

Ы

 Р

И

П

7

4

*

5

*

6

2

3

1

- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш».

- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество)

Составление кластера на доске

Дети говорят, на доске записываю слова

Регулятивные УУД: Формулировать тему урока. Ставить учебные задачи

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

V. Этап осмысления: (Слайд 3)

-Какой же вывод следует?

Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди

- И сегодня мы с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

VI. Работа с учебником:

-Найдите произведение в учебнике.

- Кто автор его? ( Д.Н. Мамин - Сибиряк)

- Прежде чем прочитать наше произведение, хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя.

1.Сведения об авторе (Слайд 4)

Об авторе рассказывают подготовленные ученики: Игнатович Э., Стрельников Н.)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка.

Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

Особая страница его творчества – рассказы для детей. За рассказы “Зимовье на Студеной” и “Емеля и охотник” Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию.

“ Это счастье писать для детей”,- говорил он.

Писал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал “ Алёнушкины сказки”. Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших “братьев меньших”.

- Какие произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка вы читали?

2.Работа по выставке книг  (Слайд 5)

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

VII.  Работа с текстом:

- Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

- При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы их понимаете?

1. Словарная работа (Слайды 6-7)

2. Чтение текста:

а)Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

 Обсуждение прочитанного:

- Почему хозяина избушки не оказалось дома?

- Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

- Какие еще слова из прочитанного мы могли бы поместить в кластер?

( Добавляется кластер. Слова пишутся мелком другого цвета).

- Как лебедь оказался у Тараса?

- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?

- А как бы вы поступили на его месте?

б) Чтение 2 части самостоятельно.

Работа с текстом после чтения:

- Расскажите, как Тарас говорил о лебеде?

- Какой питомец жил еще у Тараса?

- Прочитайте отрывок, как Соболько дружил с

 приемышем?

- Давайте сравним этих двух питомцев.

(Диаграмма Венн)

Физминутка

Релаксация  (просмотр видеоролика)

-  В этой презентации вы увидите красоту природы, а смотреть вы ее будете на фоне музыки, которая называется «Утро в лесу», а написал эту музыку композитор Эдвард Григ.

- Где мы с вами встречали это имя?  

в) Чтение 3 части.

- Как Тарас доказывает, что он не одинок на сайме? Прочитайте.

- Доволен ли был Тарас своим питомцем? Прочитайте отрывок.

- В чем же проявлялась гордость птицы. Найдите отрывок в тексте, прочитайте

– А что вы узнали из этой части о жизни Тараса?

- Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам. (Слайд 8)

Вопросы на слайде:

Кто такой Тарас?

Чем он занимался?

Где он жил?

Как относился к природе?

Почему он приютил лебедя?

(Тарас старый человек. Жил около леса на Светлом озере. Он был рыбаком. К природе относился бережно, оберегал природу. Тарас был добрым человеком.)

- Давайте те качества Тараса, которые ему присуще.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f6c/0000367b-74b8a718/hello_html_m424675b9.jpg

Прогнозирование:

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

г) Чтение последней части рассказа. (Читает учитель) 

- Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с авторским?

( Заслушиваются ответы учащихся)

- Каким автор увидел Тараса осенью?

- Почему он так сильно изменился

- Тосковал ли старик по своему лебедю?

- Легко ли расставаться с другом?

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

VIII. Анализ художественного произведения. Рефлексия. (Слайд 9)

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:

Вопросы на слайде: Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

Личностные УУД: осознавать значимость этикетных слов в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, формировать умения высказывать суждения.

- Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

- Кто думает, что вернётся, становитесь с одной стороны класса, а кто думает, что не вернётся, становитесь с другой стороны.

- А теперь спорьте, доказывайте, но уважайте, пожалуйста, друг друга, давайте время высказаться своим товарищам, умейте выслушать собеседника.

( Дети спорят, доказывают)

Класс делится на 2 динамичные группы, в которых дети меняются местами в зависимости от мнения. Вывод делают сами учащиеся.

XIX. Обобщение по уроку:

“ Кубизм” Устная работа. (Слайд 10)

Задания группам, написанные на гранях куба:

1 Опишите внешность и характер Приёмыша.

2 Сравните поведение лебедя летом и осенью.

3 Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу.

4 Проанализируйте: умышленно или случайно Приёмыш ушёл от Тараса.

5 Подумайте и скажите, где можно применить знания, полученные в рассказе?

(Заслушиваются ответы учащихся)

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого

- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Доброта — это богатство, щедрость души человека.

- Какие пословицы можно применить к данному произведению?

Жизнь дана на добрые дела.

Свет не без добрых людей.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Добра желаешь, добро и делай.

Личностные УУД: Формирование умения анализировать и давать  оценку своим действиям

X. Итог урока:

- Чему учились на уроке?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Что помог понять вам рассказ?

- Какой вывод по уроку можно сделать?

Запись в тетрадях в таблицу:

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого