Исследование уровня восприятия художественного произведения 2 класс.
материал по чтению

Разуваева Анна Яковлевна

Уровень восприятия художественного произведения 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_urovnya_vospriyatiya.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ»

Исследование уровня восприятия

художественного произведения  второклассниками.

Выполнила: Разуваева А.Я.

учитель начальных классов

г.Улан-Удэ

2017г.

Исследование уровня восприятия

художественного произведения  второклассниками.

1.Актуальность и краткое обоснование исследования

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника.

Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся. Чтобы научить детей полноценному восприятию произведений, необходимо сформировать специальные читательские умения.

        Чтобы вести работу по формированию читательской компетентности, необходимо выявить актуальный уровень  сформированности читательских умений.  Трудность в определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Наиболее традиционные способы проверки сформированности читательских умений - постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем. Для второклассников, имеющих небольшой опыт анализа литературных произведений, пока еще сложно самим формулировать вопросы к произведению. Поэтому в моем исследовании будут использованы ответы на вопросы, заданные учителем.

2. Цель  и задачи исследования.

Цель: выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников

Задачи:

  - провести диагностическое исследование уровня сформированности читательских умений младших школьников;

  - полученные результаты обработать и представить в табличном варианте;

   - выявить  трудности («проблемные точки»), с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе анализа литературного произведения

3. Методика проведения исследования

Испытуемыми явились учащиеся 2г класса, в количестве 30 человек. Исследовательская работа проводилась в течение недели.

Задания для выполнения предъявлялись испытуемым индивидуально. Для анализа был использован текст рассказа А.П. Гайдара «Совесть». Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:

1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3) умение устанавливать причинно-следственные связи;

4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5) умение видеть авторскую позицию;

6) умение осознавать идею произведения.

На первом этапе эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст А.П.Гайдара «Совесть». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.

На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).

Вопросы для анализа текста:

1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа.          (Проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем)

3. Кратко перескажи последовательность событий рассказа.  (Проверка умения устанавливать причинно-следственные связи)

4. Объясни поступки Нины и вырази к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.

5. Определи авторское отношение к главной героине рассказа . (Проверка умения видеть авторскую позицию)

6. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа. (Проверка умения осознавать идею произведения)

Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:

  • высокий уровень – 3 балла;
  • средний уровень – 2 балла;
  • низкий уровень – 1 балл.

Критерии для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.

По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.

Показатели уровня сформированности

читательских умений младших школьников

Аналитические умения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.

Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.

Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы.

При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Не понимает предметное содержание прочитанного и не осознает причинность событий.

Умение воспринимать образ – персонаж.

Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ.

Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя.

Не обращает внимание на чувства, переживания героев.

Умение видеть авторскую позицию.

Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию.

Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.

 

Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий.

Умение осознать идею произведения.

Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

При определении основной мысли требуется помощь учителя.

4. Материал для проведения исследования.

А. П. Гайдар.

СОВЕСТЬ

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! – строго сказала она. – И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! – удивлённо ответил малыш. – Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

5. Результаты  исследования  сформированности  читательских  умений у учащихся 2 класса

Аналитические умения

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Базаржапов Рома

Долсонова Милана

Найданова Сарюна

Онхонов Вова

Павлова Яна

Цырендондопов Тумэн

Шумкова Ира

Бадмаев Аюр

Базарова Настя

Бакирова Арина

Батожаргалова Номина

Демкин Кирилл

Донской Дима

Дубданова Адиса

Дугаржапов Тимур

Жамбалова Дари

Завьялова Полина

Ковалев Игорь

Кострикина София

Марков Миша

Мисюркеева Софья

Моманд Саша

Пашанина Катя

Сысюк Даниил

Цыпилова Валя

Шадрина Юля

Шайдоров Кирилл

Юмжапов Булат

Белых Егор

Ович Илья

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Базаржапов Рома

Долсонова Милана

Найданова Сарюна

Онхонов Вова

Павлова Яна

Цырендондопов Тумэн

Шумкова Ира

Бадмаев Аюр

Базарова Настя

Бакирова Арина

Батожаргалова Номина

Демкин Кирилл

Донской Дима

Дубданова Адиса

Дугаржапов Тимур

Жамбалова Дари

Завьялова Полина

Ковалев Игорь

Кострикина София

Марков Миша

Мисюркеева Софья

Моманд Саша

Пашанина Катя

Сысюк Даниил

Цыпилова Валя

Шадрина Юля

Шайдоров Кирилл

Юмжапов Булат

Белых Егор

Ович Илья

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Базаржапов Рома

Долсонова Милана

Найданова Сарюна

Онхонов Вова

Павлова Яна

Шумкова Ира

Бадмаев Аюр

Базарова Настя

Бакирова Арина

Батожаргалова Номина

Демкин Кирилл

Дубданова Адиса

Дугаржапов Тимур

Жамбалова Дари

Завьялова Полина

Ковалев Игорь

Кострикина София

Марков Миша

Мисюркеева Софья

Моманд Саша

Пашанина Катя

Сысюк Даниил

Цыпилова Валя

Шадрина Юля

Юмжапов Булат

Цырендондопов Тумэн

Белых Егор

Ович Илья

Донской Дима

Шайдоров Кирилл

Умение воспринимать образ – персонаж.

Базаржапов Рома

Долсонова Милана

Найданова Сарюна

Онхонов Вова

Павлова Яна

Шумкова Ира

Бадмаев Аюр

Базарова Настя

Бакирова Арина

Батожаргалова Номина

Демкин Кирилл

Дубданова Адиса

Дугаржапов Тимур

Жамбалова Дари

Ковалев Игорь

Кострикина София

Марков Миша

Мисюркеева Софья

Моманд Саша

Пашанина Катя

Сысюк Даниил

Цыпилова Валя

Шадрина Юля

Юмжапов Булат

Цырендондопов Тумэн

Белых Егор

Ович Илья

Донской Дима

Завьялова Полина

Шайдоров Кирилл

Умение видеть авторскую позицию.

Базаржапов Рома

Долсонова Милана

Онхонов Вова

Павлова Яна

Бадмаев Аюр

Базарова Настя

Бакирова Арина

Батожаргалова Номина

Демкин Кирилл

Дубданова Адиса

Дугаржапов Тимур

Жамбалова Дари

Ковалев Игорь

Кострикина София

Марков Миша

Мисюркеева Софья

Моманд Саша

Пашанина Катя

Сысюк Даниил

Цыпилова Валя

Шадрина Юля

Юмжапов Булат

Цырендондопов Тумэн

Найданова Сарюна

Шумкова Ира

Белых Егор

Ович Илья

Донской Дима

Завьялова Полина

Шайдоров Кирилл

Умение осознать идею произведения.

Базаржапов Рома

Долсонова Милана

Онхонов Вова

Павлова Яна

Бадмаев Аюр

Базарова Настя

Бакирова Арина

Батожаргалова Номина

Демкин Кирилл

Дубданова Адиса

Дугаржапов Тимур

Жамбалова Дари

Ковалев Игорь

Кострикина София

Марков Миша

Мисюркеева Софья

Моманд Саша

Пашанина Катя

Сысюк Даниил

Шадрина Юля

Цырендондопов Тумэн

Найданова Сарюна

Шумкова Ира

Белых Егор

Ович Илья

Донской Дима

Завьялова Полина

Шайдоров Кирилл

Юмжапов Булат

Цыпилова Валя

Вывод:

Результаты исследования показали, что высокий уровень литературного развития имеют 5 человека (набрали 14 – 17 баллов), которые воспринимают художественное произведение на уровне «героя»: Павлова Яна, Базаржапов Рома, Долсонова Милана, Онхонов Вова, Шумкова Ира.

С тенденцией к переходу на уровень «героя» (13 баллов) оказались 12 человека: Базарова Настя, Бакирова Арина , Батожаргалова Номина, Дубданова Адиса, Жамбалова Дари, Ковалев Игорь, Кострикина София, Моманд Саша, Найданова Сарюна, Сысюк Даниил, Шадрина Юля, Цырендондопов Тумэн.

9 учащихся имеют констатирующий уровень восприятия (от 9 до 12 баллов): Бадмаев Аюр, Демкин Кирилл, Дугаржапов Тимур, Марков Миша, Мисюркеева Софья, Пашанина Катя, Цыпилова Валя, Юмжапов Булат, Шайдоров Кирилл. 

Низкий уровень литературного развития имеют 4 человека, воспринимающие произведение на фрагментарном уровне (6 – 8 баллов): Белых Егор, Ович Илья, Завьялова Полина, Донской Дима.

Основные проблемы, с которыми столкнулись младшие школьники при анализе данного художественного произведения:

- затруднились в формулировании основной мысли произведения (большая часть участвовавших в исследовании второклассников ответили на этот вопрос фразой «что не надо пропускать уроки»);

- не смогли мотивировать ответ на вопрос об отношении автора к героям произведения, а некоторые даже не смогли определить это отношение;

- затруднились в поиске и объяснении образных выражений «тяжело на сердце», «грызла беспощадная совесть».

Можно предположить, что  при самостоятельном прочтении других произведений у младших школьников возникнут аналогичные трудности.  Только систематический анализ произведений на уроках, целенаправленная работа по формированию читательских умений помогут повысить их уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения "

Данная статья поможет расскрыть один из видов работы над текстом на уроках чтения. Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихс...

Статья на тему "Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников".

Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

Статья «Диагностика уровня эстетического восприятия художественных произведений младшими школьниками»

Сборник «Ключ к будущей профессии». Выпуск 6.-Симферополь: НИЦКИПУ, 2010.-204с...

исследование уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками

Работа содержит описание методики проведения исследования с опорой на таблицу "Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников", материал для исследования - рассказ А.П. Гайд...

Диагностика уровня восприятия художественного произведения в 3 классе.

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного ...