Конспект урока и презентация по литературному чтению "Лев и собачка" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

ШИШЛОВА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Технологическая карта урока и презентация по литературному чтению 3 класс "Лев и собачка". К конспекту сделана презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_lev_i_sobachka.doc71 КБ
Office presentation icon lev_i_sobachka.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока по литературному чтению для 3 класса   по теме:

 Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

 

Тип урока:  «открытие» нового знания

Методы:  частично – поисковый, проблемный, наглядно – иллюстративный, деятельностный
 

Оборудование:  учебник, презентация,  раздаточный материал

Цель урока: раскрыть идею произведения, авторскую точку зрения; развитие умений выстраивать сюжетную линию произведения,  взаимоотношений героев; воспитывать чувство сострадания, любовь к животным, преданность в дружбе;

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:

  • формирование потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение способов интонирования текста и техник понимания произведения;
  • формирование способности творческого «видения» смыслов художественного текста.

2)  развивающих задач:

  • развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие речи.

3) воспитательных задач:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
  • воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты.

  1. Личностных результатов:
  2. учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям (на этапе - составление Синквейна);
  3. следовать этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении (на протяжении всего урока);
  4. проявлять взаимопомощь в случае затруднения (в течение всего урока);

    Метапредметных результатов:

  1. правильно читать, интонировать в соответствии с пунктуацией (выступление - синтагмы);

  1. оценивать ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.
  2. Предметных результатов:
  3. определять жанр   по характерным признакам,  
  4. восстанавливать порядок событий в произведении  

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1. Постановка проблемы

  - Ребята, как вы думаете в жизни могут ли вместе жить лев и собачка?

Высказывания детей

 Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

2. Раскрытие образов льва и собачки в обычной жизни.

Презентация

 Рассмотрите фотографии льва и собак. В группе на листочках запишите краткие характеристики этих животных.

Дети фиксируют свои записи, а потом они выносятся на мультимедие.

ЛЕВ                      СОБАЧКА

-дикий                  - друг человека

-царь зверей         - защитник

-хищник               - домашняя

-жестокий            - преданная

-безжалостный

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

3.Работа над произведением

  

- Догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке?

Выстроим план наших действий на уроке. (слайд 4)

1. Знакомство

2.Работа с текстом

3.Главные герои. Их взаимоотношения.

4.Позиция автора и читателя.

Первичное восприятие текста

Чтение произведения «Лев и собачка» учителем вслух. (или аудио запись)

 - Какие чувства возникли у вас? Почему?

В тексте встретились слова, смысл которых вам может быть не понятен. Поработаем над их лексическим значением.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

 

Дети по ходу чтения учителем текста отмечают. Каков лев? Какая собачка?

 

 

Делятся своими впечатлениями

 

 

Владеют логическими действиями.

Высказывают свое мнение.   и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Высказывают свое мнение.

4.Раскрытие взаимоотношений героев через сюжетную линию.

 

Физминутка

 - На сколько частей можно разбить текст?

    Озаглавим эти части.

 

  - Как произошла встреча? (человек подобрал собаку на улице, ради своей забавы)

- Найдите в тексте это место и зачитайте.

- Что можно сказать о таком человеке?

- Почему лев не съел собачку?

- Как вела себя собачка в первые минуты? Прочитайте и отметьте особые слова, подтверждающие ее поведение)

- Почему лев заботился о своем друге?

- Почему же разорвал другую собаку?

  

 Предложения детей.

    1. Выставка

    2. Встреча льва и собачки

    3. Дружба

    4. Горе, боль.

Работа с текстом.

 

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Получение новой информации, умение много и хорошо говорить, развитие мыслительной деятельности.. Воспитание ответственности не только за себя, но и за других.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

 5.Раскрытие идеи произведения

Работа в парах

 

 - Ребята я очень внимательно слушала ваши рассуждения. Молодцы, вы раскрыли образы, выстроили сюжетную линию, поговорили о взаимоотношениях героев.

- Вы знаете, сто в любом произведении есть авторская точка зрения. (слайд 6)

- Какова авторская точка зрения этого произведения?

- Посоветуйтесь в парах. (учитель фиксирует ответы детей на доске?

- А какой вариант из всех предложенных на ваш взгляд самый главный?

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Ответы детей

- не обижай слабого

- преданность другу

-жестокость человека

- не имеет право распоряжаться судьбами живого существа

   

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

 

 

 ??? – Есть ли в этом произведении наказание человеческого поступка?

_ Кто человечнее, кто мудрее?  (слайд 7)

  ЛЕВ    -     ЧЕЛОВЕК

  Может ли в жизни встретится человек – лев?

  ЛЕВ – 1) это животное

              2) имя мужчины (качества имени)

- Когда автор работает над произведение, то не раз пересматривает заглавие.

 А ведь именно оно несет в себе идею произведения.

- Какова идея произведения?

ИДЕЯ: осуждение человеческого поступка.

Основная идея: право каждого живого существа на жизнь и свободу.

 

Делятся своими впечатлениями

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Рассуждения детей о том, что люди в жизни могут быть жестокими. Хуже чем животные.

Осуществляют поиск средств достижения цели

 

  

 6.Определение жанра

 - Ребята, в некоторых источниках произведение «Лев и собачка» печатается в разных жанрах.

               РАССКАЗ                       БЫЛЬ

- А как считаете вы? Что это? Рассказ? Или быль?

Рассказ – род эпоса, описание конкретного события в действительности

Быль – изложение какого- то события в действительности, а так такого жанра «быль» не существует. Есть жанр «былина», эпического происхождения, песенный, где восхваляются герои, богатыри.

Вывод:  

Работа в парах

Отвечают на вопрос.

Вывод: рассказ = быль

Полно и точно выражают свои мысли

7. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

 

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

 

8. Итог урока.

Рефлексия

 Я думаю, что произведение «Лев и собачка» не оставило равнодушным никого. И данное произведение вы воспринимали умом и сердцем. (открывается на доске цитат «Умом и сердцем постигнуть истину»)

  

Делают выводы и обобщения.

 

 

 




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Могут ли вместе жить лев и собачка?

Слайд 3

Дикий Царь зверей Хищник Жестокий безжалостный Друг человека Защитник Домашняя преданная

Слайд 4

Работа над произведением 1. Знакомство 2. Работа с текстом 4.Позиция автора и читателя 3.Главные герои. Их взаимоотношения

Слайд 5

План 1. Выставка 2. Встреча льва и собачки 4. Горе, боль 3. Дружба

Слайд 6

Позиция автора Не обижай слабого Преданность друзей Жестокость человека Не имеет право распоряжаться судьбой живого существа

Слайд 7

План Выставка 2. Встреча льва и собачки 3.Дружба 4.Горе, боль ЛЕВ ЧЕЛОВЕК

Слайд 8

План Выставка 2. Встреча льва и собачки 3.Дружба 4.Горе, боль Когда автор работает над произведением, то не раз пересматривает заглавие. А ведь именно оно несет в себе идею произведения. ИДЕЯ ?

Слайд 9

План Выставка 2. Встреча льва и собачки 3.Дружба 4.Горе, боль рассказ – описание конкретного события в действительности Быль ? Рассказ=быль Быль=было

Слайд 10

План Выставка 2. Встреча льва и собачки 3.Дружба 4.Горе, боль 1828 - 1909


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по литературному чтению во 2 классе на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи».

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему:  Даниил Хармс. «Веселые чижи»....

конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек",  урок изучения нового материала...

Конспект и презентация урока литературного чтения(программа ПНШ) во 2 классе по теме "Хокку. Секрет коротких японских стихотворений" учителя Остренко Л.П.

Тема урока:  «Секреты японских стихов. Хокку.»Тип урока: урок-исследованиеЦель урока:  формировать умение видеть «красоту в простом»Задачи урока: дать представление о жанре хокку; форми...

Конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса с презентацией для интерактивной доски

Урок проводился во 2  классе во II четверти по теме "Русские писатели". ОС "Школа России". К уроку прилагается презентация....

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Ю. Ермолаев Два пирожных»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль п...

Конспект урока с презентацией по литературному чтению для 3 класса Тема: «А. Куприн. Слон.» Урок 2.

Цели: продолжить знакомство с рассказом А. Куприна «Слон», учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа. Задачи: Образовательные: 1. Учить пр...