Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения; содействовать воспитанию любви к родной природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
(учебник, с. 214–215)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения; содействовать воспитанию любви к родной природе

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»; научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента

Личностные:

находят общее с русской культурой, осознают общность нравственных ценностей

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Г.-Х. Андерсена; выставка книг писателя; аудиоприложение к  учебнику «Литературное чтение»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пи-

Умеют слушать в соответствии с це-


Продолжение табл.

1

2

3

4

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,

Пускай и с героем отлично знакомы.

И чем там закончится – тоже известно.

Хорошие книжки всегда интересны.

Пусть подождут компьютеры,

Пусть отдохнут компьютеры

От вас, а вы – от них

Среди прекрасных добрых книг

шущих принадлежностей, ластика, указки). Определяют самоготовность
(«настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

левой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи. Владеют навыками психологического и эмоционального настроя на предстоящую работу на уроке

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка

домашнего

задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

– Перескажите произведение от лица Персея.

– Покажите, какие иллюстрации вы нарисовали к наиболее понравившемуся фрагменту.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение-загадку.

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает;

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольны? Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья эта сказка?

(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».)

– Прочитайте загадку с интонацией восхищения, с удивлением, сердито, скороговоркой

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Пересказывают миф от лица Персея.

Показывают иллюстрации к произведению.

Выполняют речевую зарядку

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем.

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией

Г.-Х. Андерсена

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и составляют план чтения

Формулируют, принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками конструктивного взаимодействия

IV. Подготовка
к восприятию произведения. Знакомство
с биографией автора

Рассказывает о творчестве Г.-Х. Андерсена, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно


Продолжение табл.

1

2

3

4

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения

Орава – беспорядочное и шумное скопление людей.

Несуразный – нелепый, нескладный.

Ликующий – ликовать, торжествовать, восторженно радоваться.

Рожь – хлебный злак, молотые зерна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.

Озираться – оглядываться назад.

Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.

Канава – длинный, неширокий ров.

Бултыхнуться – падать в воду.

Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Докажите, что это сказка. (Птицы разговаривают.)

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Какова основная мысль сказки?

– Чему учит это произведение?

– Назовите героев произведения

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, формулируют и обосновывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль по результату. Владеют навыками конструктивного взаимодействия

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какие чувства вы испытывали во время чтения? (Мы переживали за утенка, было страшно за него, огорчались вместе с ним.)

– Где высиживала утка своих утят? (В чаше лопуха.)

– Какими были первые слова утят? («Пип-пип, ах, как велик мир».)

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Почему утке долго пришлось высиживать яйцо? (Оно было чужое.)

– Каким оказался вылупившийся птенец? (Большим, не таким, как все.)

– Прочитайте, о чем думала мать, глядя на птенца?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Кто был на птичьем дворе?

– Как жители птичьего двора отнеслись к появлению птенца?

– Прочитайте, как утка защищала утенка.

– Кто на птичьем дворе был знатного рода и чувствовал свое превосходство над другими?

– Как они отнеслись к утенку?

– Почему утенок сбежал с птичьего двора?

– Кого встретил утенок на болоте? (Диких уток.)

– Прочитайте, что подумал утенок, когда его не стала есть охотничья собака?

– Как утенок оказался в избушке?

– За кого его приняла старушка и почему? (Старуха приняла утенка за жирную утку, так как плохо видела.)

– Кто жил в избушке? (Кот и курица.)

– Почему утенку было плохо в избушке у старушки?

– Какие чувства охватили утенка, когда он увидел лебедей? Прочитайте.

– Кто из вас дочитал эту сказку и может сказать, чем она закончилась?

– Чему учит сказка «Гадкий утенок»? (Нельзя обижать слабых, некрасивых, не таких, как все, надо их защищать, доброта и чуткость будут вознаграждены.)

– Каким оказался гадкий утенок? (Великодушным, благородным, доброта, чуткость, страдания – вознаграждены.)

– Стал утенок потом счастливым? (Да.)

– Эту сказку автор назвал автобиографической, как думаете, почему? (Автор родился в бедности, некрасивым, смеялись над ним, обижали его, часто играл один. Поначалу никем не признанный, этот благородный, трудолюбивый, талантливый человек добился всемирного признания.)

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. 

•  Разделить сказку на 5 частей, озаглавить каждую часть.

•  Подобрать пословицы к сказке.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи


Окончание табл.

1

2

3

4

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как относился Андерсен к утенку? В чем проявляется отношение автора?

– Каково ваше отношение к утенку? Какими душевными качествами он обладал?

– Какие его качества вы хотели бы иметь в своем характере?

– Какой смысл в этой сказке? Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой, чему хотел научить людей?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи сигнальных светофорчиков:

1) на уроке я работал активно или нет;

2) своей работой я доволен или нет;

3) понравилось ли работать в своей группе;

4) хорошо ли поработала моя группа;

5) понравился ли мне урок

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Показывают сигналами

Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Г.-Х. АНДЕРСЕНЕ

Ганс Христиан Андерсен (1805–1875) – датский писатель-сказочник.

Родился в семье башмачника в Оденсе. В четыре года научился читать. Учился в школе для бедных. Скопив 13 монет, четырнадцатилетний Андерсен отправился в Копенгаген. Еле сводил концы с концами, живя на те гроши, которые собирали для него доброжелатели. В то же время начал писать комедии.

В 1822 году опубликовал сборник «Юношеские опыты», куда вошли его первые пьесы, новеллы и стихотворения. На Андерсена обратил внимание Йонас Коллин – один из самых заслуженных из государственных деятелей Дании. Коллин выхлопотал ему право бесплатно учиться в гимназии и ежегодную стипендию. Окончив гимназию, Андерсен экстерном сдал экзамен в Копенгагенском университете на звание учителя.

Андерсен совершил несколько путешествий по Европе, где познакомился с Г. Гейне, Р. Шуманом, В. Гюго, А. Дюма, А. де Мюссе. В Англии он подружился с Ч. Диккенсом, ставшим его большим другом. Они много переписывались. Андерсен бывал также в Малой Азии и Африке, но особенно полюбил Италию.

В 1838 году опубликовал первый сборник сказок. В него вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля». Сборник принес ему славу.

В 1840 году писатель познакомился с известной шведской певицей Йенни Линд, которую современники называли «шведским соловьем». Однако любовь не была взаимной. Всю оставшуюся жизнь Андерсен прожил в одиночестве, занимаясь литературной работой и сочинением сказок и пьес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе "Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Урок разработан в соотвенствии с ФГОС НОО по УМК "Перспектива" Это третий урок в теме по произведениям Г.-Х. Андерсона....

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе "Гадкий утёнок" Г.-Х. Андерсен

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс. Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди"

Разработка открытого урока по литературному чтению по УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"Учимся определять, что хорошо, что плохо, обсуждать поступки герое...

Технологическая карта урока по Литературному чтению 4 класс. "Г. Х. Андерсен "Русалочка" "

Тип урока: урок открытия нового знания.Тема урока: « Г. Х. Андерсен «Русалочка»»Класс: 4Цель урока: Создать условия для знакомства учащихся с биографией Г. Х. Андерсе...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....