Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бархатова Анна Николаевна

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok_doc.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 8.04.2019

ФИО учителя: Карманова Елена Петровна __________

Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск

ФИ студента: Бархатова Анна

Класс: 1

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна   __________

Кабинет: 3

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением В. Бианки «Хитрый лис и умная Уточка», с жизнью и творчеством писателя.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве С. Чёрного, Ф. Кривина;

- знать содержание произведений «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»;

- знать лексическое значение слова маскарад;

- уметь правильно интонировать и читать произведение по ролям;

- уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос.

- закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка;

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к героям произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения: «Школа России»  1 класс, 1 часть автор: Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий (страницы 11 – 13 ), презентация, рабочие тетради учащихся, карточки с заданием, карточки самооценки.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Где ум не осилит, там и хитрость не возьмёт.

( Если ты не смог решить ситуацию по умному, то и хитростью не получится).

- Приветствуют учителя.

- Отвечают на вопрос.

- Высказывания детей

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический – задание на соотнесение;

Словесный – объяснение, беседа;

Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике.

10 мин

Речевая разминка. (Слайд № 2)

- Прочитайте чистоговорку.

Ти – ди – ти – мне домой идти.

Ти –ти – ди  - за руку его веди.

Те – те – де – рыба водится в воде.

Те  - де – те – хорошо читайте.

 – Угадайте зашифрованные слова. (Слайд № 3)

ригт (тигр)                  зяем (змея)

таку (утка)                  йнкчиа (чайник)

- Найдите из составленных слов лишнее. Обоснуйте свой ответ.

- Как рычит тигр? Произнесите звук [р]. Какой это звук?

- Как шипит змея? Произнесите звук [ш]. Какой это звук?

- В русском языке есть звуки, которые можно пропеть. Какие это звуки?

- А есть звуки, которые шипят, жужжат, рычат. Какие это звуки?

- Сегодня на уроке мы прочитаем два произведения о буквах и звуках.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте про себя.

Буквам очень надоело
В толстых книжках спать да спать...
В полночь - кучей угорелой
Слезли с полки на кровать.
А с кровати - на пол сразу,
Посмотрели - люди спят -
И затеяли проказу,
Превеселый маскарад.
А - стал аистом, Ц - цаплей,
Е - ежом... Прекрасный бал!
Я не спал и все до капли
Подсмотрел и записал...

- Теперь прочитаем хором медленно по слогам.

- А теперь прочитаем хором медленно словами?

- Теперь прочитаем хором быстро.

- Давайте прочтем весело.

- О каком авторе мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, Если ответите на вопрос: какая новая фамилия встретилась перед  стихотворением? - Правильно. И знакомимся мы сегодня с его произведением. А какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 11 в учебнике. Какое название там дано? И обратите внимание на второе произведение и его автора на стр. 12.

- Слушают учителя

- Выполняют речевую разминку

- Выполняют работу:

- Тигр, утка, змея, чайник

- Высказывания детей

- Чайник, это предмет

- ррр..- согл., звонкий

- шшшш..- согл. глухой

- Гласные

- Согласные, звонкие и глухие

- Читают про себя.

- Читают хором по слогам.

- Читают хором медленно

словами.

- Читают быстро.

- Читают весело.

- Саша Чёрный

- Живая азбука.

- Почему « А» поётся, а «Б» нет. Ф. Кривин.

Р: саморегуляция.

Р: оценка результатов работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

- Творчество Саши Чёрного и знакомство с произведением «Живая азбука., Почему « А» поётся, а «Б» нет. Ф. Кривин. Познакомиться с творчеством авторов и их произведениями.

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ учителя, беседа;

Практический – подчеркивание непонятных слов;

Наглядный – тест в учебнике.

25 мин

- Какие произведения автора вы уже читали?

- Сейчас вы узнаете подробнее о Саше Чёрном и

Са́ша Чёрный (настоящее имя Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг; 1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя — 5 августа 1932, Ле-Лаванду, Прованс, Франция) — русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист.

Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Впервые Александр Михайлович подписался как «Саша Чёрный» в 1905 году в свой сатире «Чепуха». Автором было выпущено несколько сборников стихотворений, его произведения публиковались в известных журналах и газетах. Работа с произведением С. Черного «Живая азбука».

- Ребята, с каким произведением сегодня познакомились?

- Как вы понимаете название «Живая азбука»? Поработаем с мало знакомыми вам словами. Словарная работа.

Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе;

Затеяли проказу – проказа – шалость, начали шалить;

Превеселый – очень веселый;

Маскарад -  бал, на который являются в масках и костюмах. Сейчас я вам прочту полное произведение этого автора.
Работа с произведением: 

а) самостоятельное чтение детей.

- Кто затеял проказу, шалость?

- Почему поэт назвал шалость букв превеселым маскарадом?

б) чтение стихотворения в парах.

- Посоветуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание.

в) работа с произведением после чтения.

- Как бы вы продолжили прекрасный бал? Придумывание продолжения сказочной истории.

Физминутка

Работа с произведением Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет».

- Ребята, с каким произведением ещё познакомимся? Прочитайте название произведения и имя автора. (Слайд № 5)

- Какие звуки умеют красиво петь?

- Назовите буквы, звуки  которых  могут петь. Как можно их назвать?

- Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ.

Фе́ликс Дави́дович Кри́вин (11 июня 1928, Мариуполь, Донецкая область — 24 декабря 2016, советский детский писатель, поэт, прозаик. русский поэтАвтор интеллектуальных юмористических произведений. Родился в Мариуполе в еврейской семье. В 1933 году семья переехала в Одессу.

Кривин написал сценарии фильма «Чиполлино» (1973), мультфильмов «Бабушкин козлик» (1963), «Злостный разбиватель яиц» (1966), «Одуванчик — толстые щёки»

Чтение произведения Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет».  Выборочное чтение. Сравним, а как отвечает автор на те вопросы, на которых мы ответили.- Какие звуки умеют красиво петь? - Знаете ли вы, как появилось название "гласные"? - Назовите буквы, звуки  которых  могут петь-заливаться. Как можно их назвать? - Имеют ли голос согласные?

- Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные.

 - Как вы объясняете смысл названия «согласные»?

 - Назовите опорные слова, по которым  вы отвечали на мои вопросы.  Молодцы!

- Отвечают на вопрос.

- Слушают биографию С.Чёрного

- Живая азбука

- Высказывания детей

- Слушают произведение.

-  Высказывания детей

-  Читают в парах

- Высказывания и предположения детей

- Выполнение динамической паузы

Феликса Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет».

- Гласные

- Музыкальные а,о,у,ы,е.ё,и,ю

- Высказывания детей

- Нет.

- Слушают биографию Ф.Кривина

- Высказывания детей

- Работа по учебнику на стр.12

- Отвечают на вопросы

- Высказывания детей

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

2 мин

- Ответьте на вопросы.

 Скажите, сказку или рассказ написал Ф.Кривин?

- Подумайте, чем сказка отличается от рассказа?

- Отвечают на вопросы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – разъяснение;

Частично-поисковый 

8 мин

- Ребята, вам нужно будет выполнить задания 3 и 5 на стр. 13 учебника.

Сейчас вы выполняете задание 3, но его нужно выполнять в парах. А задание 5 творческого характера, вы будете выполнять дома самостоятельно.

 

- Слушают задание.

- Делятся по группам.

- Выполняют проверку.

- Записывают д.з в дневник.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: управление поведением партнера.

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

2 мин

Сейчас в парах вы читаете С. Чёрного по ролям. Молодцы! А теперь вместе по ролям почитаем произведение Ф. Кривина.

С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

И ещё?

- Ребята, какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- Чтение в парах  по ролям

- Читают вместе по ролям

- Отвечают на вопрос.

«Живая азбука С.Чёрный ., Почему « А» поётся, а «Б» нет. Ф. Кривина

- Высказывания детей

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – разъяснение;

Практический – заполнение карточек.

2 мин

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Живая азбука»  С.Чёрный

Почему « А» поётся, а «Б» нет. Ф. Кривина

Тема

Герои

Отношение автора к произведению

- Кто доволен сегодня своей работой? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Ребята, спасибо за урок, до свидания!

- Оценивают свою работу на уроке.



- прощаются с учителем.

Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. 1 класс «С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

Конспект урока по литературному чтению с презентацией. 1 класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями Саши Черного "Живая Азбука", Ф. Кривлена "Почему "А" поется, а "Б" нет"....

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)...

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"

Конспект урока музыки  1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»

Конспект урока по литературному чтению 1 класс САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»...