Конспект урока по литературному чтению во 2 классе русская народная сказка «Лиса и тетерев»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мария Широглазова

Конспект урока по литературному чтению.

Презентация к конспекту урока по литературному чтению во 2 классе русская народная сказка "Лиса и тетерев".

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Автор УМК (программы учебного курса): Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. "Литературное чтение 2 класс 1 часть ("Школа России")". М., 2012.

Тема урока: русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тип урока: изучение нового материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России»

Данные об учителе: Широглазова Мария Александровна, студентка 2 курса, профиля «Начальное образование и Математика», ФГБОУ ВО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Автор УМК (программы учебного курса): Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. "Литературное чтение 2 класс 1 часть ("Школа России")". М., 2012.

Тема урока: русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук для учителя, презентация.

Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Цели и задачи:

1. Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках.

2. Формировать умение оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи.

3. Формировать умение определять идею произведения, отношение к литературным персонажам.

4. Способствовать развитию связной речи детей, их мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.

5. Способствовать совершенствованию техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- усовершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей;

-умение определять тему, проблематику и идею произведения;

-умение соотносить начало и финал произведения, и его название с его идеей;

-давать речевую характеристику персонажей;

-умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

Личностные: 

-усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

Познавательные УУД

-ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов;

-находить ответы на вопросы в тексте;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Регулятивные УУД

-усовершенствовать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-уметь слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

- Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.

(Слайд 2)

- Для чего нам нужны сказки? (Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).

- Чем отличается народная сказка от авторской? (Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.)

(Слайд 3)

- Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал: «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».

- Как Вы понимаете эти слова? (Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму).

- Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

(Слайд 4)

- Отгадаете загадки и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.

Рыжая плутовка 
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. 
(Лиса)

Чёрно-белая окраска,

Над глазами брови красны,

Петухами заливаются,

«Булькают», играются! (Тетерев) 

- Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответы учащихся).

(Слайд 5)

- Есть такая пословица у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». 

- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).

- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? (Ответы детей)

- Какая в них лиса? (Ответы детей)

Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса - главный герой.

(Слайд 6)

- А сказка называется … (Лиса и тетерев)

- Как вы думаете, о чем будет эта сказка? (Ответы детей)

II. Ориентировочный этап.

(Слайд 7)

- Давайте познакомимся с планом на урок.

1. Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев»

2. Учиться анализировать текст

3. Учиться находить главную мысль

4. Учиться работать с текстом

5. Учиться читать текст по ролям

III. Поисково-исследовательский этап.

(Слайд 8)

- Давайте познакомимся со сказкой, и вы посмотрите, верны ли ваши предположения по поводу содержания и поделитесь своими мыслями и чувствами (чтение: учитель-ученик-учитель).

(Слайд 9)

- Понравилась ли вам сказка?

- Какое настроение вызывает эта сказка?

- О чем вы думали, когда читали сказку?

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто из героев вам понравился больше? Объясните.

(Слайд 10)

Физкультминутка.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

(Слайд 11)

- Прочитаем сказку по цепочке.

 (Слайд 12)

- Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы.

IV. Практический этап.

(Слайд 13)

- Найдите этот эпизод в тексте.

- Найдите, как лиса называет тетерева.

- Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.

- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.

- Охарактеризуйте лису и тетерева.

(Слайд 14)

- Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?

Семь раз отмерь – один отрежь. 
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 
Яркие звёзды к холоду. 
Чего себе не хочется, того и другому не делай. 
Язык мягок – что хочет, то и лопочет. 
Правда, как ни прячь, наружу выйдет. 
Делу время, потехе час. 
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

- Давайте прослушаем аудиоматериал выразительного чтения сказки «Лиса и тетерев».

(Слайд 15)

- Давайте прочитаем сказку по ролям. (лиса - …, тетерев - …, автор - …)

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Тест в презентации.

- Чему учит сказка? Поняли ли вы мысль сказки? (Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи)

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки (базовый уровень).

Подготовить пересказ сказки: девочки от лица лисы, мальчики от лица тетерева (повышенный уровень).

Сказка «Лиса и тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Работу выполнила: Студентка 323 группы Широглазова Мария

Слайд 2

Для чего нам нужны сказки? Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости Чем отличается народная сказка от авторской? Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы

Слайд 3

«Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое » Евгений Николаевич Трубецкой Как Вы понимаете эти слова? Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму

Слайд 4

Загадки Рыжая плутовка Обманывает ловко. Её боится мышка И зайка – шалунишка. Хоть сама в лесу живёт, Из деревни кур крадёт . (ЛИСА) Чёрно-белая окраска, Над глазами брови красны, Петухами заливаются , « Булькают», играются ! (ТЕТЕРЕВ)

Слайд 5

« Лисица семерых волков проведёт » Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других ). Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Слайд 6

А сказка называется … «Лиса и тетерев»

Слайд 7

План на урок Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев» Учиться анализировать текст Учиться находить главную мысль Учиться работать с текстом Учиться читать текст по ролям

Слайд 8

Знакомство со сказкой «Лиса и тетерев »

Слайд 9

Понравилась ли вам сказка ? Какое настроение вызывает эта сказка ? О чем вы думали когда читали сказку ? Поделитесь своими впечатлениями. Кто из героев вам понравился больше? Объясните.

Слайд 10

физкультминутка Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх ! И снова наклонись! Вправо , влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг! На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой! Повернись направо к другу. Правую дай руку другу .

Слайд 11

Чтение сказки по цепочке

Слайд 12

Объясните значение слов указ навострить уши п роведать н ынче кабы

Слайд 13

Найдите этот эпизод в тексте Найдите, как лиса называет тетерева. Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю. Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева? Прочитайте , как тетерев избавился от лисы. Охарактеризуйте лису и тетерева.

Слайд 14

Какие пословицы подходят к сказке ? Семь раз отмерь – один отрежь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Яркие звёзды к холоду. Чего себе не хочется, того и другому не делай. Язык мягок – что хочет, то и лопочет. Правда , как ни прячь, наружу выйдет. Делу время, потехе час. Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

Слайд 15

Чтение сказки по ролям

Слайд 16

Тест по сказке 1. Как обратилась лиса к т етереву ? Здравствуй , Тетеревочек , мой голубочек! Здравствуй , мой дружочек! Здравствуй , Тетеревочек ! Здравствуй , Тетеревочек , мой дружочек! 2. Как притворилась лисица? что не слышит что не видит что не расслышала что не разглядела

Слайд 17

3. Куда приглашала лиса т етерева ? на полянку на травушку на лужайку на бережок 4. Что ответил тетерев л исе ? Сейчас спущусь на траву. Не сейчас. Боюсь я сходить на траву. Лучше ты лезь на дерево.

Слайд 18

5. Какой указ был издан? Нынче уж звери друг с другом дружат. Нынче уж звери друг друга не трогают. Нынче уж звери друг друга не боятся. Нынче уж звери друг друга уважают. 6. Был ли действительно издан такой указ? нет не знаю да может быть

Слайд 19

7. С какой целью лиса придумала такой указ? подружиться с тетеревом съесть т етерева напугать т етерева пошутить над тетеревом 8. Про кого тетерев сказал " ...кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего." про людей про охотников про собак про ребят

Слайд 20

9. Как отреагировала лиса на слова тетерева ? обрадовалась испугалась хотела бежать стала ждать 10. Что можно сказать про тетерева ? он хитрый он глупый он мудрый он трусливый

Слайд 21

Домашнее задание: Подготовить пересказ сказки: девочки от лица лисы мальчики от лица тетерева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Урок литературного чтения, 1 класс. Русская народная сказка «Лиса и кот»

Формирование читательской компетенции младшего школьника. Развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (у...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка Рукавичка" 1 класс

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»Тип урока: открытие новых знаний.Цели: Метапредметные:формирование умения осознанно и произвольно...

Конспект к уроку по литературному чтению 3 класс русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк» Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки вол...