Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обобщающий урок 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Решетова Ольга Юрьевна

Сказочный маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери появился на нашей планете для того, чтобы помочь разобраться в некоторых сложных жизненных вопросах, проблемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_malenkiy_prints.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

УМК «Гармония

Обобщающий урок  4 класс

Цели урока: формирование навыков анализа художественного произведения, обобщения и систематизации материала.

Образовательные: отрабатывать навыки анализа произведения;

учить мыслить, ставить вопросы к тексту и выделять проблемы;

формировать познавательные УУД через словарную работу, открытие новых понятий.

Развивающие: развивать нравственные качества личности, навыки диалогической и монологической речи, мышление и речь;развивать регулятивные УУД через целеполагание, самооценку; развивать   коммуникативные УУД  при работе в группах.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности за слово, мысль, поступок, правильное отношение к общечеловеческим ценностям; формировать  личностные УУД на примере общечеловеческих ценностей  – добра и зла, верности, дружбы, любви; воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: групповая, фронтально-индивидуальная, дифференцированная.

Методы и приёмы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, практический, словесно-наглядный.

Дидактическая направленность: материал к уроку будет использоваться  при обобщении, закреплении и проверке  полученных учащимися знаний, умений и навыков.

Приобретаемые навыки детей: умение  мыслить, ставить вопросы к тексту и выделять проблемы; овладение  навыками  диалогической и монологической речи, мышления и речи; формирование у учащихся чувства ответственности за слово, мысль, поступок, правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Оборудование: книга А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;  мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска магнитная, разрезные карточки для групповой работы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, молча  подарим хорошее настроение  окружающим. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть от ваших улыбок всем станет теплее. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок!

II.  Введение в тему урока. Постановка целей. (2 куплета песни «Маленький принц»)

Кто тебя выдумал, звездная страна?

Снится мне издавна, снится мне она.

Выйду я из дому, выйду я из дому,

Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц,

Звездный замечу я, свет из-под ресниц,

Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне

Выйдет доверчивый маленький принц.

- Ребята, а вы любите смотреть на звездное небо?

- О чем вы думаете, когда смотрите на него?

III. Постановка целей урока.  

- А читая наше произведение,  вы не задумывались над тем, что где – то там, далеко, на одной из маленьких бесчисленных астероидов – планет живет Маленький принц, герой сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», которую вы прочитали на предыдущих уроках?

- А ведь он не случайно он появился на нашей планете.

- Для чего он пришел к нам? ( Маленький принц появился на нашей земле для того, чтобы помочь нам через поступки героев разобраться в некоторых сложных жизненных вопросах, проблемах). Этим мы и будем выяснять сегодня на нашем обобщающем уроке.

IV. Актуализация знаний и проверка домашнего задания  

- На предыдущих уроках  чтения мы провели большую работу. Мы не только читали сказку, рисовали рисунки, но и выписывали мудрые мысли, чтобы получить ответы на многие интересующие нас вопросы. 

- К какому жанру относится это произведение? (Это фантастическая сказочная повесть)

-Дома вам надо было заполнить  сравнительную таблицу ТПО с.18. Чем отличается повесть от рассказа?

- Докажите, что наша повесть сказочная (фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи…)

- Покажите  рисунки, которые вы нарисовали дома в ТПО с.13.

-Какой цитатой из текста вы подписали свой рисунок?

- Молодцы! Большинство из вас прекрасно справились с заданием!

V. Проверочная работа по знанию содержания текста. (Листочки)

1. Сколько глав в сказке? 27

2. Кто ее главные герои? Маленький принц

3. Какой первый рисунок нарисовал автор? Удав,  который проглотил слона

4. Какой рисунок просил нарисовать Маленький принц? Барашка

5. С какой планеты прилетел Маленький Принц? Планета - астероид Б-612

6. Где была совершена вынужденная остановка самолета? В Сахаре

7. Какие зловредные семена были на планете Маленького принца? Баобаба

8. Какую планету посоветовал географ посетить принцу? Планету Земля

9.О чем просил Лис Маленького принца? Приручить

10.Что сказал на прощание Лис Маленькому принцу? Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

Отметка за работу - в журнал.

VI. Работа над текстом. Стадия осмысления.

- На уроке вы будете работать в группах.

- У каждой группы на столе лежит мудрое изречение из этой сказки.

- Прочитайте его. Докажите правоту этих слов, работая с текстом.

- Для подготовки у вас немного времени. Во время выступления группы все внимательно слушают и готовятся дополнять.

1. «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», – сказал Маленький принц. Докажите правоту этих слов, работая с текстом. (С108 глава 5)

(– Чем был занят Маленький принц на своей планете? Каждый день Маленький принц чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, вырывал  ростки баобабов.) Почему автор говорит, что баобабы опасны? Что они символизируют? (Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Баобабы –  это пороки, которые разрушают душу человека, а человек – это целая вселенная.)

2. «Надо судить не по словам, а по делам»  Докажи правоту этих слов, работая с текстом. (чтение  по ролям диалога Маленького принца и Розы (глава VIII)

 ТПО с16

  - Какую мудрость постиг МП, когда покинул свою планету и оставил цветок?

(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить)

- Здесь звучит русская пословица, произнесенная на французский лад. Прочитайте ее в тексте.

- Итак, следующий урок, познанной нами в сказке : «Надо было судить не по словам, а по делам.»

- Как она произносится у русского народа : «Суди о человеке не по его словам, а по его делам» Как вы понимаете эту пословицу?

- На его родной планете росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать. Он заботится об этом капризном цветке. Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь)

Итак, второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам»

- А как вы думаете, зачем Маленький принц отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой  такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

- Что вы представляете, когда слышите слово «друг»? (бескорыстные взаимоотношения между людьми, общности интересов и увлечений, взаимное уважение, взаимопонимание и взаимопомощь; предполагает личную симпатию...)

 - У кого из  вас есть настоящий друг?

- Маленький принц отправляется путешествовать в поисках друга и оказывается на планетах-астероидах; живёт на каждой из этих планет только один человек, и этот человек – взрослый. На предыдущих уроках мы выяснили, что являлось ценным для обитателя  той или иной  планеты, определили главную черту  характера её обитателя и сформулировать вывод, который сделал МП, посетив каждую планету.

- Мы с вами уже выяснили, что жизнь обитателей астероидов бессмысленна. Экзюпери  показывает, что для обитателей астероидов ценно:

Обитатели планет

Главная черта характера (порок, недостаток)

Король

Жажда власти

Честолюбец

тщеславие

Пьяница

Пьянство, слабоволие

Деловой человек

Жадность, богатство

Фонарщик

И только один фонарщик верен своему слову.

Географ

Накопление знаний,  ограниченность, обо всём знает лишь понаслышке

Вывод:  (Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих недостатков: властолюбие, честолюбие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека.)

 - Можно ли избавиться от недостатков (пороков)?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы побороть в себе порок? (сила воли, целеустремленность, решительность, не бояться трудностей)

- Итак, почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю.

- Кого встретил Маленький принц на планете Земля? (Змею, Цветок, Лиса).

- Что принесла ему каждая встреча? (Мудрые советы).

3.  «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».  Докажи правоту этих слов, работая с текстом. (зачитать монолог Маленького принца стр. 162, 163  глава 11)

-  Найдите и прочитайте, какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис? (с.163

2 абзац).

(«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». «Ты в ответе за свою розу»).

-  Что значит приручить?

(Сделать ручным, управлять чем-либо для достижения своих целей. Связать себя с другим существом нежностью, любовью, ответственностью. Полюбить, подружиться.) 

- В ответе за всё – значит, быть ответственным за что? (за людей, которые живут рядом; за слабых и беззащитных, которые ждут нашей помощи; за животных, которые живут рядом с нами и доверчиво ждут нашей ласки….)

- А за кого в ответе вы?

-Что для вас эта заповедь?

- Кого можно приручить?

- Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого-то, нужно запастись терпением? Конечно, «слова только мешают понимать друг друга». Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.     

- Какие мысли появляются у Маленького принца после встречи с розами («Вы красивы, но пустые, ради вас не хочется умереть…Она – моя». (с.162 абзац последний) (О единственном друге, возлюбленной). «Твоим становится только то, чему ты отдал свою душу».

- А человека можно приручить?

 - Ваши друзья и все те люди, к которым вы хорошо относитесь, доверяете свои тайны, и есть те, которых вы приручили. И если вы когда - то их предадите, неизвестно какая их ожидает судьба. Возможно, вы могли бы помочь им добрым советом или поступком, а вас не будет рядом. Поэтому так и говорят, что мы в ответе за тех, кого приручили.

-  Как вы понимаете высказывание: «На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз…и не находят того, что ищут. А ведь то, что они ишут, можно найти в одной – единственной розе, в глотке воды. Но глаза слепы. Искать надо сердцем». 

Вывод: Для счастья  нужно так мало. И если ты человек любящий, добрый, умеющий разглядеть в малом большое, то ты обязательно будешь счастлив.

- Перед нами –  законы жизни, которые завещал нам Экзюпери.

ЗАПОВЕДИ  Антуана де Сент-Экзюпери

 - необходимо трудиться каждый день;

-поддерживать порядок на своей планете;

-нельзя жить без любви и дружбы;

-никогда нельзя забывать близких тебе людей;

-людям нужна красота и доброта;

-нужно быть терпеливым;

-уметь преодолевать грусть и уныние;

-учить судить не по словам, а по делам;

-приносить людям пользу;

-делать добро;

-быть верным слову.

VII. Домашнее задание.

Написать письмо «Возвращайся, Маленький принц»

VIII. Синквейн  Принц.

IX. Рефлексия

- Вот мы и постигли уроки Маленького Принца.

- Как же поняли вы, мои юные читатели, эти заповеди?

- Для чего человек живёт?

- В чём истинное счастье?

- Предлагаю вам выразить свои мысли в форме сочинения (не более 3-5 предложений). Время 3 минуты. (Пишут в ТПО).

- Поделитесь своими мыслями.

X. Подведение итогов урока.

Сказка эта мудрая и человечная. Сент-Экзюпери говорит в ней о самом важном: о долге и верности, о дружбе о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться звёздному небу, свежему глотку воды, цветку, подаренному от чистого сердца!  

И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить своим детям! Ведь человек «без корней» обречён.

Приложение

  1. «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», – сказал Маленький принц. Докажите правоту этих слов, работая с текстом. (С108 глава 5)
  2. «Надо судить не по словам, а по делам»  Докажи правоту этих слов, работая с текстом.  (чтение  по ролям диалога Маленького принца и Розы (глава VIII)  ТПО с16

3.          «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».Докажи правоту этих слов, работая с текстом. (зачитать монолог Маленького принца стр. 162, 163

глава 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Чего не могут взрослые? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.) 2 класс программа школа 2100.

Тема урока: «Чего не могут взрослые? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.) 2 класс программа школа 2100.Тип урока: открытие новых знаний.ПрезентацияЦель урока:Систематиз...

Антуан де Сент - Экзюпери "Маленький принц"

Презентация содержит материал об авторе, краткий сюжет сказки. "Маленький принц будит нашу душу, взывает к совести, надеется на наше завтрашнее выздоровление"....

Презентация к уроку.Литературное чтение.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Образовательная программа "Школа 2100"2 классТема : А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц...

Авторская разработка урока литературного чтения во 2-м классе по теме: "Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока отражает все виды деятельности учителя и учеников на уроке: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Организация урока соответствует требованиям ФГОС НОО....

Урок литературного чтения во 2 классе, проведенный в рамках районного методического объединения. Тема: « Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц».

Цель:  осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни);   совершен...

урок литературного чтения 4 класс УМК "Гармония" " Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Представлена технологическая карта одного  урока  по произведению "Маленький принц"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказочной повести «Маленький принц».Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познаком...