Занятие по литературному чтению в 4 классе. Мифы Древней Греции. Миф «Дедал и Икар».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Крестовникова Наталья Васильевна

Цель: познакомить учащихся с героями мифа «Дедал и Икар»; раскрыть символический образ Икара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dedal_i_ikar.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по  литературному  чтению в 4 классе.

Тема:  Мифы Древней Греции. Миф «Дедал и Икар».

Цель: познакомить учащихся с героями мифа «Дедал и Икар»; раскрыть символический образ Икара.

Задачи: 

-совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения;

-стимулировать познавательный процесс,

-развивать  коммуникативные способности обучающихся;

-раскрывать потенциальные возможности детей;

- развивать творческие способности и интерес к литературе,  

-учить использовать различные источники для поиска информации.

Познавательные УУД
Развитие способностей обучающихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать свою деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;  слушать и слышать учителя, другого ученика; доносить до собеседника свою точку зрения; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно оценивать работу в группе
Личностные УУД
Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Использованные методы и приемы:   технология интерактивного обучения, интегрированное  обучение,  игровые технологии обучения.

Оборудование:  Персональный компьютер,  мультимедийный проектор и мультимедийная доска; презентации «Путешествие по Греции», «Летающие герои литературных произведений»

Основные понятия:  устное народное творчество, мифы.

                                               Ход урока.

I.Орг. момент: - Добрый день! Меня зовут Наталья Васильевна! Я - здесь, чтобы провести необычное занятие по литературному чтению. Мне нужны неравнодушные и любознательные дети. Есть такие? Тогда начнём.

СЛАЙД.  «Надежда - это сон наяву».

Так говорил древнегреческий философ Аристотель.

II.Постановка целей урока.

-Почему мы начали урок именно с этого высказывания?

- Мы отправляемся с вами в центр древнейшей цивилизации – в Грецию.

-Какие надежды у вас на урок? (Будет необычно, будет интересно)

Хочу, чтобы ваши надежды оправдались!

Работать на уроке мы будем в различных амплуа,  выполняя те или иные роли.

III.Актуализация опорных знаний.

СЛАЙД.  1 роль – ЖУРНАЛИСТЫ.

-  Я  предлагаю эту роль двум учащимся, которые отправятся на улицу города и проведут небольшой опрос. Результаты опроса мы вскоре получим.

  1. Вопросы: Помните ли Вы миф о Дедале и Икаре?        Да                      Нет
  2. Как вы относитесь к поступку Икара?   Одобряю                                                   Осуждаю      Не знаю
  3. Кого называют Икарами в жизни?

СЛАЙД.  2 роль – ГЕОГРАФЫ.  

- А все остальные на короткий срок станут географами. Нам важно знать, что за страна – Греция?  Используя карту и вопросник,  соберите сведения.

1 вопрос: Если Греция расположена на юге Европы, то это страна (выберите и подчеркните) холодная страна, жаркая страна, тёплая страна

2 вопрос: Какими морями омывается Греция? (впишите) Греция омывается _________________ морем, _________________________ морем, _______________ морем.

3 вопрос: Грецию легко найти, если увидеть, сколько вокруг островов? (сосчитайте и дайте ответ) а) ДВА     б) ТРИ     в) МНОГО

4 вопрос: Ты наверное слышал, что алфавит, олимпийские игры, театр, мифы – это всё зародилось в _____________________. Догадались?

Учитель:   Посмотрите на карту Европы. Греция находится на юге Европейской части, состоит из материка и 3 тысяч островов. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги! История Греции насчитывает 5 тысячелетий. Каждый камень овеян временем, легендами, мифами. 4 СЛАЙДА.  Посмотрите на эти фото и сделайте выводы сами!        

Нас сегодня будут интересовать мифы. Они есть у любого народа, но особой популярностью пользуются мифы Древней Греции. Удивительно, почему?

3 роль - ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ.

Наверняка, вы знакомы с таким жанром литературы, как миф.

 Каковы особенности этого жанра?  Что такое миф?      Ответы детей.

Учитель:  Посмотрите на обратную сторону вопросника,  и вы увидите информационный лист. Какой ответ вам кажется более достоверным?

Миф – трудно сказать, что это…

Миф (с греческого «слово») – слово о мире и обо всём, что существует вокруг человека.

Миф  - (с греческого) предание, сказание.

Учитель: Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, странствовали  от одного поселения к другому, перелетали моря и поселялись в других странах. Вот один из мифов, который наверняка хорошо знаком вашим родителям.

СЛАЙД.  4 роль – ЗРИТЕЛИ.

-Будьте внимательны, и вы  узнаете удивительную историю Дедала и Икара.(вопросы после просмотра)

СЛАЙД.  В Древней Греции, в прекрасном городе Афины, жил когда-то человек по имени Дедал. Это был великий скульптор, строитель, изобретатель. Здания, построенные Дедалом, были самыми красивыми в городе.

Афиняне глубоко уважали Дедала. Не раз они увенчивали его лавровым венком.

И Дедал возгордился. Всё ему было мало. Ему казалось, что недостаточно чтят его сограждане. И он решил покинуть Афины и поселиться там, где его будут ценить больше.

 СЛАЙД.  Он сел на корабль и поплыл на остров Крит.

СЛАЙД.  На Крите правил царь по имени Минос. Он принял художника с самыми пышными почестями.

Дедал выстроил Миносу великолепный дворец, украсил город удивительными статуями. 

Минос был очень доволен, и народ всячески почитал Дедала.

Одно было плохо: не отпускал царь своего любимца. Много раз просил Дедал пустить его путешествовать по разным странам и городам, посмотреть, как работают другие художники. Но Минос ласково отказывал ему. Царь очень гордился своим художником, любил показывать его творения гостям из других стран. И он боялся, что Дедал покинет Крит, что его искусство перестанет приносить славу ему, Миносу.

СЛАЙД.  И снова приходил Дедал к Миносу, и снова царь ему отказывал.

СЛАЙД.  Великий художник жил в роскоши и почёте, но всё чаще и чаще ему  казалось, что он пленник.

СЛАЙД.  Нередко выходил Дедал вместе с сыном своим Икаром на берег моря и с тоской глядел в ту сторону, где был родной город. Переплыть море было не на чем, да и пытаться не стоило: слуги царя  сразу бы поймали беглецов.

СЛАЙД.  Увидел однажды Дедал над морем и горестно вздохнул: «Почему мы не вольные птицы?»

 СЛАЙД.  А мальчик сказал: « Отец! Ты ведь великий мастер. Неужели ты не можешь сделать крылья? Ах, как хочется подняться в небо!»

СЛАЙД.  И тут Дедал воскликнул: «Верно, сын мой! Как я раньше об этом не подумал?.. Неужели не под силу мне сделать крылья?! Всем владеет Минос – и сушей, и морем, только небо неподвластно ему. Воздух – вот наша дорога!»

-Когда жил Дедал?

-Чем он был знаменит?

 -Почему он решил покинуть Родину?

-Куда он поплыл?

-Как его встретили?

- Почему Минос не отпускал Дедала?

-Как проявлялась тоска Дедала по Родине?

СЛАЙД.  5 роль – МЫ – ТАНЦОРЫ

- Представьте … море, волна набегает на берег…плещет и пенится, издавая особую музыку…

СЛАЙД.  6 роль – ЧИТАТЕЛИ (Чтение и анализ произведения)

- А, что было дальше? Хотите узнать? Тогда вы читатели. (после прочтения)

Прочтите и промаркируйте те места в тексте, которые помогут вам ответить на следующие вопросы. СЛАЙД.  

-Из чего и как Дедал сделал крылья?

- Какие слова он сказал перед полётом своему сыну?     (с лёгким назиданием)  

-Кто видел летящих сына и отца и что они подумали?    (чтение по настроению, как чувствуешь)          

-Как летел Дедал? (тихо)  А как Икар? ( читать громко)

СЛАЙД.  7 роль – МЫ - ФИЛОСОФЫ -  ЛЮДИ, РАЗМЫШЛЯЮЩИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

- Почему погиб Икар?    - Почему в небе Икар забыл о совете отца? Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури». (Чувство легкости, свободы и схожести с образами богов, которым все под силу, вскружило голову беспечному Икару. К тому же, он ослушался отца. За это и поплатился своей жизнью)                

- Можем ли мы однозначно относиться к Икару? Что в нём вам не нравится? А что вызывает восхищение? Почему?

Учитель: Икар – герой мифа, беспечный,  непослушный, испытав чувство лёгкости, свободы, хотел быть схож с богами, которым всё под силу…Возможно, людям он запомнился,  потому что стал первым покорителем неба.

СЛАЙД.  8 роль – МЫ – ЖУРНАЛИСТЫ.

- Сколько людей было опрошено? Сколько вопросов задавали? Какие это были вопросы? Какой результат опроса?

Учитель:  (Говорит по ситуации) Характерно, что величайшим достижением художника Дедала считались не его статуи и воздвигнутые здания, а именно сделанные им крылья.   Икар  погиб. Но люди запомнили этот полёт. С тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.  

- Я обратилась в архив к архивариусам и вот какой материал они подобрали.

7 СЛАЙДОВ.  Посмотрите и вспомните произведения, в которых главные герои летали.    МЕРИ ПОППИНС

СЛАЙД.  - И ещё. На своём наброске первого летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророческие слова: «Человек вырастит себе крылья». Встаньте и посмотрите, есть ли у вас крылья, а у меня?...  Тогда, что он имел в виду? (ответы детей) Человек сумеет оторваться от земли, благодаря открытиям и изобретениям.

- Учитель: СЛАЙД.  Полёт  Ю. Гагарина в космос, высадка первых  американских астронавтов на Луну были бы невозможны без первого мечтателя, вообразившего  себя летящим, как птица. Опыт одного народа – это достояние всего человечества. Человек уже столько достиг, и сколько ещё достигнет! Ведь не зря этот год объявлен у нас в стране – Годом Космонавтики! 

9 роль – МЫ – ОБЫЧНЫЕ ДЕТИ

Рефлексия.

-Мы познакомились с мифом «Дедал и Икар». Понравился ли он вам?

Почему популярны мифы Древней Греции?

- Мифы – сокровищница первоначального опыта людей, в которых отразились представления об окружающем мире

СЛАЙД.  -Вернёмся к словам Аристотеля, с которых мы начали урок:

 «Надежда - это сон наяву».

-  В отличие от героев мифа, оправдались  ли ваши надежды на наше занятие? В чём?

А самое главное, что прикасаясь сегодня к чужой культуре, мы учимся уважать собственную!!!

- Давайте поаплодируем друг другу за хорошую работу!!!

Домашнее задание:

-Самостоятельно выберите себе роль, которую вы исполните дома.

РОЛЬ ХУДОЖНИКА

РОЛЬ БИБЛИОФИЛА (ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЧИТАТЕЛЯ)

                                       

Анализ занятия по  литературному чтению.

Учитель первой квалификационной категории Крестовникова Н. В.

    Сегодня вашему вниманию было предложено занятие по литературному  чтению в 4 классе по теме Мифы Древней Греции. Миф «Дедал и Икар».

    Я определила следующие  цели:

Образовательные цели: расширить кругозор учащихся; познакомить их  с  Грецией; познакомить учащихся с героями мифа «Дедал и Икар»; раскрыть символический образ Икара.

Развивающие цели: стимулировать познавательный процесс, развивать  коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе,  учить использовать различные источники для поиска информации.

Воспитательные цели:       воспитывать у учащихся инициативность   в построении совместной учебной деятельности;  формировать умение работать в команде; воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Знакомство с содержанием произведения проходило в 2 этапа: просмотр диафильма и самостоятельное изучение.

    Особенности содержания урока,  возрастные особенности учащихся обусловили выбор формы занятие. Это занятие- ролевая игра.

    В рамках выбранной формы я сконструировала занятие из следующих структурных элементов:

1.Орг. момент, основанный на работе с афоризмом.

2.Постановка целей урока.

3.Актуализация опорных знаний, в ходе которой началось выявление умения работать с информацией.

4. Работа по теме урока в форме ролевой игры.

5.Физминутка.    

6. Анализ содержания произведения.

7.Рефлексия.  

 9.Рекомендации детям

    Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся   на занятии выбраны следующие методы и приемы: словесные, наглядные, практические, метод самостоятельной работы при поиске информации.

    Овладеть знаниями о мифах Древней Греции, не посетив страну, пусть даже виртуально, весьма трудно. Поэтому важной задачей учителя на занятии является создание ситуаций общения с использованием  различных приемов работы. Эмоциональное воздействие на учащихся  направлено  на формирование личностного отношения к увиденному и услышанному. Во время просмотра материала в классе возникла атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияло на прочность усвоения страноведческого, литературоведческого, языкового материалов.

    Считаю, что задачи занятия решены. Дети не перегружены. Темп урока __________. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Работали активно не все учащиеся, но большинство, у которых имеется продуктивная мотивация.

     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экранизация эпизода Дедал и Икар. Мифы Древней Греции

Экранизация эпизода Дедал и Икар. Мифы Древней Греции...

Викторина 4 класс. "Мифы Древней Греции"

Викторина 4 класс. "Мифы Древней Греции"...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Мифы Древней Греции. "Дедал и Икар"

Конспект урока литературного чтения с учащимися 4 классаТема: Мифы Древней Греции. «Дедал и Икар»Задачи:1)    познакомить с новым мифологическим произведением;2)    разви...

Урок литературного чтения в 4 классе Мифы древней греции

Урок литературного чтения в 4 классе Мифы древней греции...

Конспект урока чтение 3 класс Мифы Древней Греции

Цели деятельности учителя: формирование условий для воспитания храбрости и любви к родине; отрицательного отношения к хвастовству у обучающихся через содержание произведение «Храбрый Персей&raqu...

Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе "Мифы Древней Греции"

Обобщение и закрепление знаний учащихся о мифах Древней Греции...