Упражнения по развитию навыка чтения
учебно-методический материал по чтению

Ересько Тамара Николаевна

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность.

Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_po_razvitiyu_navyka_chteniya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по развитию навыка чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.

Все упражнения разделены на четыре группы:

1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа – логические упражнения.

1.Что общего в словах и чем они различаются?

    Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2.Назови одним словом.

    Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

     Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

     Липа, береза, ель, сосна;

     Зеленый, красный, синий, желтый;

     Лошадь, корова, свинья, овца;

     Шарф, варежки, пальто, кофта.

3.Какое слово лишнее и почему?

      Красивый, красный, синий, зеленый;

      Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

      Лук, морковь, огурец, яблоко;

      Гриб, ландыш, ромашка, василек.

4.Чем похожи следующие слова?

       Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв;

Они одного рода;

Они состоят из двух слогов.

5.Путем перестановки букв составь слово.

        У к л б о;         с н о а с;           у п к с.

6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

         Колос, рота, ваза;

         Кора, лото, боксер;

         Молоко, нерест, тарелка.

7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

          Змея, рама;

          Пуговица, молоток, лава;

          Укор, бузина, тина;

          Поворот, пороша, канава.

8.Составь новое слово, взяв последний слог.

           Мебель, ружьё;

           Соломка, пора, мель;

           Лиса, бельмо, полёт;

           Смола, слеза, берет.

9.Найди четвертое слово.

            Песня – композитор; самолет - ?

- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;

            Школа – обучение; больница - ?

- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

             Нож – сталь; стул -?

- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

             Лес – деревья; библиотека - ?

- город, здание, библиотекарь, театр, книги;

10.Раздели слова на группы.

              Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;

              Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

              Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12.Какие буквы, слог, слово лишние.

                а    у   р    о     ы

                ма    ра   ла   ны   та

                река, речка, ручей, ручка, ручеек

Вторая группа - игры по составлению слов со словами.

1.Найди слово в слове.

                 Гроза                        шутка                  ярмарка

2.Подбери пару.

Песня                                                практичный

Площадь                                           примерный

Подруга                                             прилежный

Почтальон                                         праздничный

Подарок                                             полосатыйе

Полотенце                                         полотняный

Портфель                                           прекрасный

Парикмахер                                       приятный

3.Закончи предложение.

                  По утрам  у Айболита лечат зубы:

                  З  б  р  е  ы,  у ы з б р, и т г ы р,  в  д  р  ы  ы

, о  ы  б  б  р.

4.Шарады.

                  Начало – голос птицы,

                  Конец – на дне пруда.

                  А целое в музее найдете без труда. (Картина)

С буквой  к  живу в лесу. С буквой ч овец пасу.

5.Ребусы

6.Загадки.

Третья группа – работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами.

1.Составь текст.

2.Составь предложения.

                                         В школе

    Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3.Закончи рассказ.

                                          Забота о птицах.

    Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Упражнения для развития навыков чтения 1-ков

Данный материал поможет учителю и родителямоказать практическую помощь ученикам, имеющим затруднения в овладении навыками чтения....

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы.

Упражнения для развития навыков чтения учеников начальной школы....

Упражнения для развития навыка чтения

Материал полезен для работы во время уроков грамоты в 1 классе,а также в предшкольной подготовке....

Упражнения для развития навыка чтения

Ежедневные  упражнения,  применение  котоорых  поможет  учащимся успешно овладеть навыками  чтения...

Упражнения по развитию навыка чтения.

Упражнения по развитию навыка чтения у младших школьников....

Упражнения для развития навыка чтения

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, формирующие и развивающие осознанность чтения, развивающие оперативное поле чтения и память....