Виды работы над текстом на уроках чтения
учебно-методическое пособие по чтению

Ересько Тамара Николаевна

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное  обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда – то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Цель учителя : создать благоприятные условия для работы  над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов  работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_raboty_nad_tekstom_na_urokah_chteniya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работы над текстом на уроках чтения

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное  обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда – то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя : создать благоприятные условия для работы  над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов  работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Из своей практики хочу поделится тем, как я систематизировала виды работы над текстом:

1.Чтение всего текста.

2.Чтение, деление на части. Составление плана.

3.Чтение по готовому плану.

4.Чтение, после чтения  пересказывание.

5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6.Чтение с сокращением текста  (Дети убирают слова или предложения, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

7.Чтение цепочкой по предложению.

8.Чтение цепочкой по абзацу.

9.Чтение вполголоса.

10.Чтение, ответы на вопросы.

11.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

12.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

15.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

16.Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.

17.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

18.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

19.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

20.Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

21.Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

22.Беседа с сопровождением выборочного текста.

23.Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

24.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

25.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

26.Установление путем чтения причинно-следственных связей.

27.Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)

28.Чтение по ролям.        

29.Чтение по ролям диалога, исключая  слова автора.

30.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, жестов.

31.»Живая  картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

32.Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

33.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

34.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.

35.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирает победителей).

36.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

37.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

38.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

39.Чтение стихотворения, расстановка пауз.

40.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

41.Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

42.Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

43.Нахождение в рассказе самого длинного слова.

44.Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

45.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б)существительное + глагол; в)местоимение + глагол.

46.Чтение, пометка непонятных слов.

47.Чтение слов с предварительной разбивкой их на слоги.

48.Нахождение  и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

49.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным.

50.Чтение слов, к которым даны сноски.

51.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

52.Чтение  с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.

53.Комбинированное чтение (учитель – ученик).

54.Птичий базар (жужжащее чтение).

55.Чтение «разведка» (учитель читает абзац, дети кто быстрее найдет предложение).

К тексту на уроке дети возвращаются до 18 раз, получая все новые задания.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе

В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе  до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Виды работ над текстом на уроках чтения.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является:        Многократное обращение к тексту, перечитывание его каж­дый раз с новым заданием.Цель учител...

Виды работы над текстом на уроке чтения.

    Не секрет, что первоклассники, научившись читать,  тут же теряют интерес к чтению. Поэтому учитель должен быть мастером на уроке, чтобы не только на уроке поддержать интерес ...

Виды работы над текстом на уроках чтения.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только - только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.Ос...

виды работ над текстом на уроках чтения

Разнообразные виды работ на уроках литературного чтения с текстом....

Виды работ над текстом на уроках чтения

Виды работ над текстом на уроках чтения...