Методическая разработка конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "А. Блок" На лугу". Программа "Школа России".
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
конспект урока по литературному чтению во 2 классе
по теме «А. Блок «На лугу».
программа «Школа России»
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по литературному чтению 2 класс по программе «Школа России» тема: «А. Блок «На лугу». Конспект урока составлен с учетом с ФГОС второго поколения. На уроке используются современные педагогические технологии. Учащимся предлагаются различные виды заданий. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, делают выводы. Работа школьников направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. На уроке прослеживается развитие ума, воли, чувств ребёнка. Реализуется принцип научности и доступности изучаемого материала, ведущей роли теоретических знаний, осознание процесса учения учащимися. Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности. В течение урока перед учениками неоднократно ставятся проблемные вопросы, которые требуют пробуждения самостоятельной мысли ученика.
К конспекту урока прилагается презентация и приложения.
Технологическая карта урока | |
Учитель: | Галенкова Юлия Викторовна |
Класс: | 2 |
Авторы учебника: | Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина |
Предмет: | Литературное чтение |
Тема урока: | А. Блок «На лугу» |
Тип урока: | Изучение нового материала |
Цель: | Познакомить учащихся со стихотворением А. Блока; работать над выразительностью чтения. |
Задачи: | Образовательные задачи: - Создавать условия для формирования учебно-информационных умений; - Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении. Развивающие задачи: -Использовать приемы, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся; - Развивать образное мышление учащихся и внимание к слову; - Развивать умение наблюдать, рассуждать, анализировать, сопоставлять; - Развивать слуховую память; - Развивать выразительную, связную речь. Воспитательные задачи: - Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней; - Воспитать учебные навыки: умение слушать, слышать, четко говорить. - Формировать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России.
|
Результаты: | Личностные: -освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться; -учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; - проявлять интерес к литературному чтению; Регулятивные: -самостоятельно организовывать свое рабочее место -определять цель выполнения заданий -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации -контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении Познавательные: -умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания, -объяснять отдельные выражения в лирическом тексте Коммуникативные: -участвовать в диалоге на уроке -отвечать на вопросы учителя -учитывать позицию собеседника |
Учебно-методическое обеспечение: | Мультимедийный проектор, персональный компьютер, портрет А. Блока, выставка книг о весне, плакат с целью урока, учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, раздаточные карточки. |
Этапы урока | Результаты | Взаимодействие в образовательном процессе | Содержание урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1.Организационный этап | Личностные: Самооценка готовности к уроку Метапредметные: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места | Создание ситуации для оценки готовности к уроку. | Оценивают свою готовность, настрой на работу | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Викторовна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Ну – ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! -Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение. |
2.Актуализация знаний | Личностные: готовность и способность к саморазвитию. Метапредметные: умение слушать и высказывать свою точку зрения Предметные: знание понятия «Олицетворение», умение объяснять отдельные выражения в лирическом тексте, повторение знаний об имени существительном. | Организует деятельноть детей, направленную на подготовку речевого аппарата и повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке. | Воспринимают задание, проговаривают, анализируют. Актуализируют свои знания о понятии «Олицетворение». | Речевая разминка. Чтение стихотворения учителем. (Текст стихотворения у каждого ребенка на столе). Марту дремлется легко Вскрылись чёрные дороги - Солнце греет горячо, Но в сугробе, как в берлоге, Марту дремлется легко. По нему ещё на лыжах Пробегают смельчаки. Спит он сладко и не слышит, Что смеются ручейки. Г. Новицкая Понравилось ли вам стихотворение? - Чем понравилось? - Читаем тихо и постепенно усиливаем звук. - Читаем с удивлением. - Читаем радостно. - О чём это стихотворение? - Как бы вы его назвали? Автор дал ему название «Марту дремлется легко». - Что означает глагол ДРЕМАТЬ? Дремать — некрепко спать. - Почему марту дремлется легко? На уроке русского языка о слове МАРТ мы бы сказали: -Лексическое значение? -Март — первый месяц весны. -Слово МАРТ — имя существительное, неодушевленное, нарицательное, употреблено в ед. числе. -Неодушевленное, а у нас он дремлет. -Как это может быть? - Олицетворение. Неодушевленный предмет наделяется качествами одушевленного. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. |
3. Постановка учебной задачи. | Личностные: умение формулировать цель , проблему, тему урока. Метапредметные: целеполагание Предметные: определять цель выполнения заданий -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Организует и управляет ситуацией целеполагания | Выделяют незнакомые понятия Определяют цель урока. | А какие еще стихотворения о весне вы знаете? (Дети называют, если это стихотворение не назвали учитель называет и читает его сам). Послушайте строки стихотворения: Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой… А уж в воздухе — вешние звоны, Даже дух занялся у вороны… Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком: Что белеет под нежною травкой? Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки… Это всё у вороны игрушки, И уж так — то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно. -Вас заинтересовало это стихотворение? - Чем? - Какое время года изображено в этом стихотворении? - Знаете ли автора? (Поэт описывает ворону, её игрушки, приход весны). - Хотелось бы вам познакомиться с другими стихами этого автора? Откройте учебник на стр. 114. - Прочитайте имя поэта. (А. Блок). - Сформулируйте тему урока. (Познакомиться со стихотворением А. Блока «На лугу»). - -Какую цель мы сегодня можем поставить на уроке? Познакомиться с (стихотворением А. Блока «На лугу») Узнать (новые слова и выражения) Научиться … (понимать стихотворение, выразительно читать) (Познакомиться со стихотворением А. Блока «На лугу», научиться понимать стихотворение, выразительно читать, узнавать новые слова и выражения.) Учитель помещает на доске цель урока на бумажном носителе, портрет А. Блока. |
Физминутка для глаз | Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни | Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. | Электронная физминутка |
4.Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия. Первичная проверка понимания Работа по теме урока. | Личностные: умение удерживать учебную задачу Метапредметные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения Предметные:-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,-объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Познавательные: умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Предметные: умение находить олицетворение. Личностные: проявление интереса к литературному чтению, формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. | Знакомит с биографией поэта. Готовит к первичному чтению. Предлагает сопоставить иллюстрацию и название стихотворения. Читает стихотворение. Проводит словарную работу. Задает вопросы по содержанию темы, организует проверку понимания. Предлагает прочитать выразительно изучаемое стихотворение. Знакомит с картинами и музыкой на тему весны. Показывает выставку книг. | Знакомятся с биографией А. Блока. Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют, делают выводы. Знакомятся со стихотворение А. Блока «На лугу». Выясняют значение непонятных, новых слов. Находят ответы на вопросы в учебнике. Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. Обобщение и систематизация знаний по теме изучаемого раздела. Рассматривают картины, слушают музыку, сопоставляют их со строками стихотворения. Знакомятся с выставкой книг. | -Знакомство с биографией поэта — А . Блока. (Текст на слайде). - Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на лесной поляне. -Расскажите, что вы видите: вокруг себя, на земле, на небе. Какие краски у весны?(Белый, коричневый, чёрный, голубой). -Что слышите? (Журчание ручья, пение птиц, скрип снега). -Вдохните. Какие запахи почувствовали? (Запах коры деревьев, запах талого снега, свежесть). -Также поэты, гуляя по парку или лесу, наблюдали за природой. Рассматривали краски весны, слушали звуки весны, вдыхали запахи весны. А после выражали свои чувства и мысли в стихотворении. - -Итак, с каким стихотворением мы сегодня познакомимся? - Можем ли мы но названию стихотворения предположить его содержание? - Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению стр.114. -Согласуется ли она с названием стихотворения? Уточните, о чем же будет стихотворение? (предположения). -Чтобы узнать верны ли ваши предположения, что надо сделать? (прочитать). -Можем ли мы сразу выразительно прочитать? -Над чем стоит подумать? (Обращение к цели урока. Текст на доске). Чтение стихотворения учителем. Первичное восприятие. - Понравилось стихотворение? - Чем? Чтение стихотворения про себя. Словарная работа. Какое слово было непонятным, новым? Что обозначает слово «пашня»? (Значение слова «Пашня» по Ожегову: «Пашня» - вспаханное поле). «Чу» - чувствовать. - Как вы понимаете выражения «весна идет сторонкой», «слышен голос звонкий»? Повторное чтение. Чтение стихотворения вслух детьми. - На что нужно обратить внимание при чтении стихотворения? (Это ранняя весна, тихо, спокойно, поэтому темп чтения размеренный и громкость – средняя. Усиление звука идет в 5, 6 строке). Выборочное чтение. -Нарисуем картину, которую описал нам поэт: что увидели? (лес, небеса, пашня, луг, ручьи) -Где находится лес? - Какого цвета небо? Пашня? Удалось ли создать картину весенней природы? - Какие звуки можно услышать в стихотворении? (ручей, детские голоса). - Как это удалось поэту? ( Звуки з, ж, ч). - О каком месяце идет речь? Как вы это определили? (Весна идет сторонкой). - С каким настроением автор описывает весну? - Какой поэтический прием использует А. Блок для создания образа весны? (Олицетворение). Приведите примеры. -Прочитайте еще раз глазками, подготовьтесь к выразительному чтению. Выразительное чтение стихотворения А. Блока «На лугу» (Выборочно, только девочки, только мальчики, хором). -Скажите кто еще помогает увидеть нам красоту природы, увидеть все краски весны кроме поэтов? (художники, композиторы). На экране репродукции картин И. Левитана «Март» и «Ранняя весна». - Что объединяет эти картины? - Какая картина понравилась больше? Почему7 - Найдите в нашем стихотворении строки, которые подошли бы к этим картинам. Послушайте музыку П. И. Чайковского. - Кто знает как она называется? - К какой картине она больше подходит по настроению? Показ выставки книг. -Ребята, зачем А. Блок написал это стихотворение, художник рисовал эти картины, а композитор показал, как он видит весну музыкой? ( Чтобы мы замечали красоту природы, радовались каждому дню, полюбили поэзию, искусство, больше читали…) |
Рефлексия | Метапредметные: анализ своих знаний и оценивание своих возможностей | -Выберите и продолжите любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… | ||
Подведение итогов занятия. Оценивание. | Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные: умение сравнивать, делать выводы Предметные: применение новых знаний в жизненных ситуациях; | Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. Оценивание учащихся. | Высказываются. Оценивают свою работу. | -Давайте подведем итог урока и оценим наши достижения. Познакомились… Узнали… Научились…
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "А.А.Блок-На лугу"
Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: А.Блок. « На лугу»Цели урока: продолжить знакомить уч-ся со стихотворениями о весне;развивать навыки правильного,выразительного чтения,память,внимание,мы...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" "А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»"
Цели: знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного....
Методическая разработка конспекта урока по литературному чтению В. Ю. Драгунский "Главные реки".
В методической разработке показана работа со скороговоркой, дыхательная гимнастика, лексическая работа....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс "И. Токмакова "Плим". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве И. Токмаковой; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением И.Токмаковой «Плим».Планируемые результатыПредме...
Разработка конспекта урока по литературному чтению 3 класс (УМК "Перспектива")
Данный материал будет полезен учителям, обучающих детей 3-его класса по программе УМК "Перспектива"....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.А. Блок «На лугу» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией и творчеством А. А. Блока, с его стихотворением «На лугу»Планируемые результатыПредметные:- читать осознанно, выразительно и бе...
Методическая разработка. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Николай Носов. Рассказ «Затейники»"
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством известного писателя Н.Носова и его рассказом «Затейники»....