Конспект урока по литературному чтению. Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»
план-конспект урока по чтению

Рябухина Анастасия Сергеевна

Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 05.05-litra.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по дисциплине «Литературное чтение»

Тема урока: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

Учитель начальных классов-

Рябухина Анастасия Сергеевна

Тема урока: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Цель урока:. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с зарубежным фольклором, отработка навыков выразительного правильного и осознанного чтения. развивать память, речь и мышление, воспитание уважения к культуре других народов.

 Задачи урока:

Образовательные:

- формировать у детей представления о смысле произведения «Сюзон и мотылёк» и «Знают мамы, знают дети».
Развивающие:
- развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию у детей мыслительных процессов  и развитию речи

Воспитательные: 

-воспитывать познавательный интерес;

оспитывать умение слушать другого, толерантное отношение к чужому мнению, воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительного отношения к предмету
Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, осознают связь между изучаемыми объектами и явлениями действительности, мотивируют себя на изучение русского языка.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; логические – устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение по теме урока.

Регулятивные:

планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, рефлексия – фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, контролировать и корректировать свои действия с учётом установленных правил.

Коммуникативные:

управление коммуникацией – включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты:

Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора.

Средства обучения:

  • Учебник
  • рабочая тетрадь
  • презентация.

Литература:

1.Учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. «Литературное чтение 2 класс 2 часть»

Время

Этапы урока

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

  3 мин

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Организовать мотивирование учащихся  к учебной деятельности, а именно:

актуализировать требования со стороны учебной деятельности («надо»);

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

установить тематические рамки («могу»)

Здравствуйте. Пожалуйста, проверьте, всё ли у вас лежит на партах, необходимое для работы на уроке. Это: учебник по литературе, рабочая тетрадь и пенал. Лишнее уберите. Сядьте правильно, показав мне вашу готовность.

Беседа - словесный метод.

 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

-Прочитайте загадку ,разгадайте её.

Вот загадка не простая,

Разгадай секрет!

Тело нитью обмотает,

И появится на свет

Чудо разноцветное,

Волшебство заветное.

 ( На слайде изображения разных бабочек)

- Прочитайте загадку с разной интонацией.

- Почитайте выразительно

- Расскажите ,что вы знаете о бабочках

Это бабочка

( Обосновывают ответ)

Читают стихотворение с разной интонацией ,выразительно

-Дети рассказывают ,что знают о бабочках, рассматривают бабочек , говорят название известных им бабочек( капустница , крапивница , хамелеон , мотылёк и …)

10 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Построить проект выхода из затруднения,

учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий согласно теме урока, определяют план и средства достижения цели.

- Какой раздел учебника мы с вами изучаем?

- Откройте страницы учебника179-181, прочитайте , что сегодня будем читать?

 Предположите ,какие учебные задачи стоят перед нами сегодня?

- Молодцы, приступим к изучению новых произведений.

 Литература зарубежных стран

-Французская народная песенка « Сюзон и мотылёк» , немецкая народная песенка « Знают мамы , знают дети»

- Будем учиться читать выразительно ,объяснять новые слова ,сравнивать разные песенки, отвечать на вопросы учебника, оценивать себя и других учеников

10

мин.

5.  Реализация построенного проекта

1) Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи вербально и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера

нового знания

. Первичное знакомство с текстом французской народной песенки

« Сюзон и мотылёк» ( с 179-180)

1)- Прочитайте внимательно название французской песенки, предположите ,о ком она будет?

- Прочитайте ,кто перевёл  эту песенку?

-Прочитайте самостоятельно песенку.

2) Самостоятельное первичное чтение

3) Обмен мнениями

- Что скажите о песенке?

- Как  слова не понятны?

-Как надо читать песенку?  Почему?

4) Конкурс чтецов.

 Проведём конкурс ,кто правильно при чтении передаст настроение главной героини

1.Работа над французской песенкой-

1)Мотылёк –это ночная бабочка ( показывают на экране среди других бабочек)

 ,а Сюзон –  французское имя девочки

-Переводчики-Н Гернет и С Гиппиус

2) Самостоятельное первичное чтение детьми песенки

3) Обмен мнениями

- Понравилась,. Весёлая песенка

-Все слова лёгкие.

- Это весёлая ,шутливая песенка ,у девочки хорошее настроение

4) Конкурс чтецов.

-Дети по очереди читают песенку выразительно , оценивают своё чтение и чтение свих товарищей и делают вывод ,кто лучше других справился.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Обучающиеся выполняют задание в известной им форме списывания по алгоритму, предварительно знакомятся со стихотворением.

Первичное знакомство с текстом - немецкой народной песенки « Знают мамы , знают дети» ( с 181)

- Прочитайте внимательно название немецкой песенки, предположите ,о ком она будет?

- Прочитайте ,кто перевёл  эту песенку?

-Прочитайте самостоятельно песенку.

2) Самостоятельное первичное чтение

3) Обмен мнениями

- Что скажите о песенке?

- Как  слова не понятны?

-Как надо читать песенку?  Почему?

4)Выразительное чтение   «цепочкой» по смысловым картинкам.

5) Конкурс чтецов.

 Проведём конкурс ,кто правильно при чтении передаст настроение главной героини

1) Первичное знакомство с текстом - немецкой народной песенки « Знают мамы , знают дети» ( с 181)

- Немецкая песенка о мамах и детях

Переводчик-В Виктров

2) Самостоятельное первичное чтение

Дети самостоятельно читают песенку , шёпотом ,  про себя

3) Обмен мнениями

- В песенке перечисляется ,то ,что все знают

Безногий табурет- табурет без ножек, ушко иглы- отверстие для нитки.

- Песенка шуточная ,простая, читать надо весело.

4) Выразительное чтение   «цепочкой» по смысловым картинкам.

5) Конкурс чтецов.

-Дети по очереди читают песенку выразительно , оценивают своё чтение и чтение свих товарищей и делают вывод ,кто лучше других справился.

8 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания пройденного типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, какие затруднения испытывал.

Сравнение песенок

- Какая песенка вам понравилась больше и почему?

- Прочитайте  понравившуюся песенку выразительно

Вспомните все народные песенки ,которые вы читали.

На каждой парте  загадка, отгадайте и соотнесите с прочитанными песенками ( работа в паре)

- Проверим ,что у вас получилось?

 ( правильный ответ появляется на экране)

- Оцените ,как вы справились с заданием.

 -Теперь вместе отгадайте  загадку и скажите название известной народной песни:

-Белые хоромы,

Красные  подпоры.( На экране –гусь)

- Давайте споём эту весёлую русскую народную песенку и сравним и прочитанными

- - Вы нашли отличия в народных песнях?

Дети делятся впечатлениями о песенках.

 Дети читают одну песенку и остальные ученики оценивают , анализируют чтение

Тонкая Марфушка

Проткнула ушко,

Серёжку вдела

Легко и умело.

Длинная серёжка

Упала на дорожку.( Иголка и ниткой. Песенка « Знают мамы, знают дети»)

2.Что за дом такой:

Прозвенел звонок-

Тишина и покой.

А другой прозвенит-

И начнётся снова крик.

( Школа. Песенка « Сюзон и мотылёк)

3.Очень медленно полёт ,

На спине свой дом несёт.

( Улитка. Песенка « Перчатки»

4.Пять амбарушек,одни ворота.

( Перчатки. Песенка « Перчатки»

Пары по очереди зачитывают загадку , называют отгадку и читают отрывок из песенки. ( правильный ответ появляется на экране , дети сравнивают свои ответы с экраном)

- Дети оценивают свои достижения в паре.

Отгадывают русскую народную загадку

-Это гусь , А песенка называется « Жили у бабуси два весёлых гуся»

Пение под музыку ( караоке) с движениями

- Народные песенки  все шуточные , простые для запоминая и хорошо ложатся на музыку.

5мин

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

1) Зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

Подведём итоги урока. Кто помнит ,какие мы поставили перед собой учебные задачи? Смоги ли мы их выполнить?

- С чем мы познакомились на двух последних уроков литературного чтения?

- Что такое фольклор?

Домашние задание: проиллюстрировать любое стихотворение.

Урок окончен.

- -Научились выразительно читать песенки, сравнивать песенки разных народов.

-Отгадывали загадки ,пели.

-Мы заем разные формы народного фольклора : потешки ,небылицы, песнки , загадки , сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.   Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Самостоятельное чтение. Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»-развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения.Планируемые результатыПредм...

Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов "Ещё мама» 2 ч." (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Ещё мама».Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Ещё мама» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама», дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.План...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Б.Заходер "Песенки Винни-Пуха" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цельдеятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений Б. Заходера «Песенки Винни–Пуха»; формирование знаний о творчестве Б. Заходе...

Конспект урока по литературному чтению Б. В. Заходер «Песенки Винни - Пуха» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Б. В. Заходер «Песенки Винни - Пуха»Цели деятельности учителя: ознакомление с «Песенками Винни – Пуха», формирование представлений у учащихся о творчестве Б.В....