Урок литературного чтения в 4 классе М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Коневина Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока  по формированию умения воспринимать

изобразительно-выразительные средства

4 класс

 М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

   Цель урока: Познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», фактами из биографии поэта,  изобразительным средством - анафора.

   Задачи  урока:

формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;

формирование умения воссоздавать в воображении картины природы, созданные автором;

формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;

формирование умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;

развитие образного мышления, речи;

совершенствование навыки выразительного чтения;

продолжение работы по эстетическому воспитанию учащихся.

   Основные предметные умения:

Развитие умения к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Развитие внимания к обобщающим выводам, заключенным в произведении.

   Основные общеучебные умения:

Развитие умения актуализировать жизненный опыт.

   Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор.

   Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- С творчеством какого автора мы знакомились на прошлом уроке?

- Какие произведения А.С. Пушкина вам запомнились?

  1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с лирическими произведениями. Посмотрите на экран.  Над стихотворением какого поэта мы сегодня  будем работать? (Слайд 2. Портрет)

Михаил Юрьевич Лермонтов (слайд 3)

(1814 – 1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в знатной дворянской семье. Ему не было и трех лет, когда умерла его мать. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, которая души в нем не чаяла и окружала его любовью и заботой. Но детские и отроческие годы будущего поэта были омрачены конфликтом между отцом и бабушкой, из-за которого мальчик был лишен возможности видеть своего отца.

Детство поэта прошло в родовом имении бабушки в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками(английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру и литературу. Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши – «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Он глубоко чувствовал природу, и через ее образы передавал свои душевные переживания. Кроме литературного таланта, у Лермонтова были способности к рисованию и музыке. Известны картины, написанные им, в частности автопортрет.

Любимым поэтом М.Ю.Лермонтова был Александр Сергеевич Пушкин. В январе 1837 года, в дни гибели Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Именно после этого стихотворения имя поэта Лермонтова становится известным русскому обществу.

-Посчитайте, сколько лет прожил М.Ю.?

-Лермонтов погиб, когда ему было 27 лет. Смерть настигла его, так же как и Пушкина, на дуэли.

       Невозможно до конца понять смысл стихотворения Лермонтова, не зная истории создания творения. В феврале 1837 года в жизни Михаила Юрьевича произошли значимые перемены. Написанное им стихотворение «Смерть поэта» вызвало недовольство ряда чиновников. Пока шли разбирательства, поэта арестовали и заключили под стражу. Находясь в петербургской тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», являющееся одним из последних в его творчестве. С помощью обугленных спичек вместо пера и серой обертки от еды вместо бумаги, он создает произведение о восхитительных природных красотах родного края.

  1. Словарная работа.

- Прежде чем мы начнем знакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова, давайте проведем словарную работу.

- В названии стихотворения нам встретится слово «волнуется». Объясните его значение (варианты детей).

- А теперь посмотрите на слайд (Слайд 4).

1.Я очень сильно волновался, для меня это было впервые.

2. Море волновалось все сильнее и сильнее.

 В каком значении употреблено слово в 1-м предложении? А во втором? (слайд 5)

ВОЛНОВА'ТЬСЯ, ну́юсь, ну́ешься, несов. (к взволноваться). 

1. Приходить в беспокойное состояние, нервничать, тревожиться. Нельзя волноваться из-за пустяков.

2. Приходить в колебательное движение. Море сильно волнуется. Волнуется желтеющая нива. || перен. Быть в движении. Улица волнуется, шумит, гремит она. 

  1. Первичное восприятие.

- Закройте глаза. Прослушайте стихотворение  и попытайтесь определить настроение автора.

( https://www.youtube.com/watch?v=fgkwoVMWgtA).

- Какие чувства передал М.Ю. Лермонтов в этом стихотворении?

- Каким настроением проникнут образ ландыша во 2 четверостишии?

- Отличается ли по настроению студёный ключ?

- Какие слова помогли вам почувствовать их настроения?

- Какими звуками наполнена природа?

- Какими мыслями хотел поделиться поэт? О чем это стихотворение?

- Продолжите предложение: В этом стихотворении поэт размышляет о……..

(связь природы с духовным состояния человека)

  1. Физ.минутка.
  2. Вторичное чтение (читают дети)

- Прочитайте стихотворение про себя.

      8.    Работа с текстом

- Найдите эпитеты в этом стихотворении (слайд 6).

Для изображения особенностей и сущности настоящей красоты Лермонтов пользуется различными средствами художественной выразительности. Например, создавать атмосферу загадочности и тайны помогают эпитеты (“свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”).

- Оживить картину автор пытается посредством художественного олицетворения. Вместе с соседом по парте найдите олицетворения (слайд 7), которые использует  М.Ю.Лермонтов в произведении. Выпишите их в рабочую тетрадь (“нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”).

- Обратите внимание на последнее четверостишье стихотворения:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...

- Мы видим  изобразительное средство художественной литературу, который называется анафора (слайд 7). Оно заключается в повторении некоторых звуков, слов или словосочетаний. Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста. В отличие от других литературных приемов, анафора почти всего располагается в начале предложений. Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания. Анафора в произведении проявляется в виде повышения интонации, движении кверху человеческого духа.

  - Подготовьтесь к выразительному чтению (читают дети).

  1. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

- Что заставило вас задуматься?

  1. Домашнее задание.

Учебник – стр.59 прочитать

Рабочая тетрадь - стр. 13, № 4




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."

Материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний", а также аудиозапись стихотворения....

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»

Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»...

Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "

Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "...

2016-2017 учебный год Урок литературного чтения "Детство М.Ю. Лермонтова

Презентация на урок литературного чтения "Детство М.Ю. Лермонтова"...

конспект урока "М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива"

Конспект к уроку литерного чтения «М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Образовательные:·...