Урок по литературному чтению "М. Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Батомункуева Татьяна Васильевна

окрытый урок по литературному чтению во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyata_i_utyata.docx85.46 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Иволгинский район»

МОУ  Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по литературному чтению

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

                                                    Выполнила: Батомункуева Т.В.,

учитель начальных классов

                                                                                                     

Кокорино, 2018 г

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Класс: 2.

Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам;  учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах.  оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Тип урока:   урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: картинки животных,  карточки с пословицами,  карточки с заданиями, цветок - ромашка с заданиями, учебник.

Ход урока

І. Организационный момент.

-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

- Дети возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку и тепло. Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.

Давайте вспомним правила делового сотрудничества.

- Уважать чужое мнение;

- быть внимательными;

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- слушать и слышать друг друга.

II Актуализация знаний

1. А сейчас внимание на экран. (картинки животных)

- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

- Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)

- Что нас связывает с ними общее? (жизнь)

2.  Проведём речевую разминку.

- Прочитать скороговорку по слогам, с удивлением, весело, сердито.

Уточка – вертихвостка

Ныряла да выныривала

Выныривала да ныряла.

III. Проверка домашнего задания

 Что мы изучали на прошлом уроке?

А сейчас проверим, что вы знаете о писателе и его рассказе?

1.О чём писал М. М. Пришвин? (о природе, о животных)

1. Каким человеком был Пришвин? (добрым и неравнодушным), сообщение о писателе

2. Кто главные герои? (ребята, утята и автор)

3.Расскажите об уточке чирке – свистунке. Сообщение об уточке чирке-свистунке

Какую работу с текстом мы провели? (составили план, читали, пересказывали)

IV. Постановка учебной задачи

Определим цель урока и задачи урока (высказывания учащихся)

 Сегодня на уроке продолжим анализировать текст

V. Совершенствование умений работы над содержанием текста

1.Чтение « по цепочке» первой части. (4 мин.) 1 часть. Утка повела ребят к озеру.

Придумайте свои вопросы к  первой части.

2. Выборочное чтение (4 мин.) 2 часть. Ребята ловили утят

Найдите ответы на вопросы в тексте.

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения.

 – Зачем ребята это делали?

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения.

 – Могла ли утка кричать? Докажите строчками из произведения.

 – А какое чувство пережили утята?

 – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

 – А какое слово вы кричите, когда боитесь?

  – А ваша мама переживает за вас?

 – Как она ведет себя при этом?

 – Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– А какая она мама?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

3. Чтение по ролям (4 мин.) 3 часть. Приказ взрослого.

 Игра «Ромашка». Вопросы

1. Кто помешал ребятам?

2. Что он спросил?

3. Смогли ли они объяснить свой поступок?

4. Какое приказание дал им взрослый?

5. Что вы можете сказать о ребятах, какие они?

VI. Физкультминутка

 Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

4. Пересказ. (4 мин) Беседа по вопросам. 4 часть. Семья продолжает путешествие.

Перескажите 4 часть. Ответьте на вопросы:

– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

 – Как шла уточка-мать в начале рассказа?

 – А почему сейчас она побежала впереди?

  – Как Пришвин попрощался с утятами?

 – Что он сделал при этом?

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

 – Перед кем этот знак уважения?

– Как мальчишки на это прореагировали?

 – Что пожелали ребята и автор уточке?

VII. Закрепление. КОНЕРС (сингапурская технология)

- Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы. Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего подходит к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.

Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

– Добрый пример лучше ста слов.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

Кто скоро помог, тот дважды помог

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

– А кто нет? Почему?

- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

VIII.  Какие правила поведения мы должны соблюдать в природе?

Если вам пришлось выступить в роли защитников уточки, какие бы вы слова сказали мальчикам?.

 XI. Итог.  Давайте подведём итог:

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Чему должно научить это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

 Тест «Какой ты читатель?» (+ или -)

1.Произведение «Ребята и утята»  - это сказка?

2.Главными героями были дети  и семья уточки?

3. При встрече с утятами ребята пропустили их вперед?

4.Пришвин разговаривал с ребятами ласково?

6.Ребята  осознали свой плохой поступок?

7.Уточка бросила своих утят?

8.Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды?

--Д.з. У. с. 130-132 пересказ , Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа

XI. Рефлексия. Оцените свою работу используются сигналы

 - Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

 Мне очень грустно, я не всё понял

 Хочется закончить урок такими словами. « Всё хорошее в природе -   от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению "Ребята и утята"

Открытый урок по литературному чтению "Ребята и утята"...

Открытый урок по литературному чтению М. М. Пришвин «Ребята и утята». (2 класс)

Разработка урока по литературному чтению. + приложение (материал для опережающего задания )...

Презентация к уроку по литературному чтению М. М. Пришвин «Ребята и утята». (2 класс)

Презентация к  уроку по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята" ....

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс....

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Урок литературного чтения во 2 классеТема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...