Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
рабочая программа по чтению (2 класс)

Терентьева Галина Аркадьевна
         Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском ) языке» составлена  для учащихся 2  классов, в соответствии с требованиями  Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском ) языке» входит в образовательную область «Родной  язык и литературное чтение на родном языке».   
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»                                                             ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАССМОТРЕНА

на заседании  ШМО учителей

начальных классов Председатель  ШМО

________________________

протокол №  1

от «____»___________2019 г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 9»  

г. Чебоксары

_______________________

«____»_____________2019г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «СОШ № 9»  

г. Чебоксары

_________________

приказ № ________

от «____»___________2019г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ

для 2–х классов

2019/2020 учебный год

                                                                              Разработана:

                                                                                      Г.А.Терентьевой,

                                                                                      учителем начальных классов

Чебоксары, 2019г.

   1.Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском ) языке» составлена  для учащихся 2 классов, в соответствии с требованиями  Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском ) языке» входит в образовательную область «Родной  язык и литературное чтение на родном языке».  

    Данная рабочая программа рассчитана на 2019-2020 учебный год. На изучение предмета отводится 1ч в неделю  - 18 ч во втором полугодии.

  2. Планируемые результаты

Личностные результаты:

 1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) эстетические потребности, ценности и чувства.

8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные :

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные :

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные :

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

              Обучающиеся  научатся:

-  воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

-  осмысленно, правильно читать целыми словами;

-  подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

-  различать рассказ и стихотворение

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

              Обучающиеся получат возможность научиться:

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего

использования;

– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

– овладевать техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

– осознавать коммуникативно-эстетические возможности на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

3. Содержание предмета

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

                 Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

                  При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

                  Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

          Малые фольклорные жанры. «На ярмарке».

          Сказки о животных. Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце. В. Сутеев «Палочка -выручалочка».

          Рассказы о животных. Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…М.Пришвин «Лисичкин хлеб».

          Забавные стихи. Не любо – не смейся, а другим не мешай. А.Барто « Дом переехал», Д.Хармс «12 поваров», Э.Мошковская «Хитрые старушки». 

          Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве. Я ещё не волшебник, я только учусь. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». 

          Рассказы о подвигах. М.Зощенко «Самое главное».

          Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».

           О героизме и трусости. Слава греет – позор жжет.

Н.Артюхова « Трусиха».

           Произведения о ребятах – сверстниках. Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»

           Родину – мать учись защищать. А.Гайдар «Сказка о военной тайне».

           Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота».

           Книги о ребятах и их делах. В.Осеева «Все о Ваське Трубачеве и его товарищах»

           Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»

            Басни дедушки Крылова. Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д.

            Весна, весна на улице, весенние деньки! Э Шим « Чем встречают весну?». В.Бианки «Разговор птиц весной».

            Стихи о Родине. Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных! Стихи о Родине.

            Сказки моего народа. Русские, чувашские  народные сказки

            Обобщение.

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

«На ярмарке». Малые фольклорные жанры.

1

Сказки о животных. Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце. В. Сутеев «Палочка -выручалочка».

1

Рассказы о животных. Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…М.Пришвин «Лисичкин хлеб».

1

Забавные стихи. Не любо – не смейся, а другим не мешай. А.Барто « Дом переехал», Д.Хармс «12 поваров», Э.Мошковская «Хитрые старушки».

1

Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве.

Я ещё не волшебник, я только учусь. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

1

Рассказы о подвигах. М.Зощенко «Самое главное».

1

Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».

1

О героизме и трусости. Слава греет – позор жжет.

Н.Артюхова « Трусиха».

1

Произведения о ребятах – сверстниках. Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»

1

Родину – мать учись защищать. А.Гайдар «Сказка о военной тайне».

1

Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота».

1

Книги о ребятах и их делах. В.Осеева «Все о Ваське Трубачеве и его товарищах»

1

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.

Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»

1

Басни дедушки Крылова. Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д.

1

Весна, весна на улице, весенние деньки! Э Шим « Чем встречают весну?». В.Бианки «Разговор птиц весной».

1

Стихи о Родине. Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных! Стихи о Родине.

1

Сказки моего народа. Русские, чувашские  народные сказки

1

Обобщающее занятие

1

 Итого:

18 ч