урок литературного чтения 2 класс А.П.Гайдар Совесть
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_produktivnogo_chteniya.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО Учителя Минеева Елена Николаевна

Класс 2                         Дата      07.05.2019                   Предмет     Литературное чтение

Тема урока: А.Гайдар «Совесть».

Номер урока в разделе (теме) 5                    Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока:  Создание условий для работы над понятием «Совесть» при работе с художественным текстом.

 Продолжение  работы по воспитанию качеств добропорядочного гражданина, человека.

Задачи:

  •  Развивать умения прогнозировать текст.
  • Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
  • Показать, что в центре самого произведения – человек.
  • Научить разбираться в том, как писатель изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
  • Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Прогнозируемые результаты:

Предметные

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
  • определять главную мысль произведения;

задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? какой он?);
  • делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Метапредметные:

Познавательные

  • Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать  и группировать  объекты  по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
  • Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы                                                

Регулятивные

  • Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке
  • Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий
  • Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Умение отслеживать результат выполненной работы

Коммуникативные

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
  • -Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные

  • Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
  • -Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  • -Уважать мнение одноклассников.
  • Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Формы организации обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:  Учебник «Литературное чтение» 2 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.; мульти-медиа проектор, электронная доска,  

портрет А.Гайдара, презентация, карточки для работы с пословицами.

Используемая педагогическая технология:  Технология проблемного обучения (Д. Дьюи, В.Х. Килпатрик)

                                 

                                            Характеристика этапов урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(предметные, универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель даёт эмоциональный настрой на урок.

-Доброе утро, ребята! Вижу, что вы приготовились к уроку и очень надеюсь,  что урок принесёт нам продуктивную работу, взаимопонимание и, конечно, новые знания

. Эмоционально настраиваются на урок. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

К – принимают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л применяют правила сотрудничества; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

2.Актуализация знаний

 Слайд 1

2.1. Индивидуальное чтение стихотворения  

2.2. Проверка домашнего задания

2.3. Опрос – актуализация

У.- Посмотрите на  слайд.

Михалкова  о  Гайдаре

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

 

Ты повесть школьную открой -

Гайдар ее писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

 

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

 

Их по поступкам узнают.

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда.

 

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин - Гайдар...

 Я попрошу Диану прочитать выразительно стихотворение

У.-Дома вы готовили иллюстрации к произведениям А.Гайдара. Посмотрим на стенд .

 -Какие произведения Гайдара мы уже читали?

У.-О чём  эти произведения?

У.- Кто хочет рассказать о своей иллюстрации?

Подготовленная ученица читает стихотворение выразительно, дети следят за чтением  (электронная доска)

Рассматривают иллюстрации, указывают на самые интересные.

Дети называют произведения

О детях, дружбе, семье , человеческих качествах.

2-3 ученика отвечают Выполняют задание, используя знания прошлого урока

Фронтальная, индивидуальная

. Фронтальная.

Фронтальная.

Фронтальная.

Индивидуальная

Предметные:

П – умеют анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы                                                 

Р – умеют контролировать и корректировать свою деятельность  

 принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной  форме

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

. 

 

                   

                                                         

 

 Наблюдение учителя за выразительностью, техникой чтения

Выявление  лучших работ и презентаций своей работы

 (рассказывают  по иллюстрациям отрывки произведений Гайдара)

3. Сообщение темы, цели
урока

Слайд 2-4

3.1Работа с текстом до чтения

3.2 Проблемный вопрос.

Работа с электронной доской

У.-Как вы думаете , чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока?

У.- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями

 А.Гайдара. О псевдониме А.Гайдара нам расскажет :

Рассказывает подготовленный ученик

У.-Спасибо, …. , молодец!

-Какие качества, характерные Гайдару, вы взяли бы с собой в жизнь?

У.-Всегда ли сознаетесь в своих поступках? Как вы думаете, вашим взрослым больше нравится когда вы красиво оправдываетесь или когда вы говорите правду

Ведут  диалог  с  педагогом, высказывают предположения. 

Фамилия А.П.Гайдара Голиков. (Слайд "Гайдар" по-монгольски - "всадник, скачущий впереди". Когда в давние времена воины-конники шли в поход, то высылали вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его называли гайдаром. Всадник - гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен был выйти из схватки победителем. Всей своей героической жизнью, литературной деятельностью Аркадий Гайдар доказал, что он недаром выбрал себе такое легендарное имя. (читает подготовленную информацию ребёнок)

-Смелость, честность, ответственность

Дети выражают свое мнение, отвечают на вопросы

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, способны  фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

К –задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,  участвуют  в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки

Л – осознают личную ответственность за результаты совместной деятельности

   

Наблюдение учителя за  восприятием темы и цели

4.Изучение нового в ходе активного взаимодействия.

Слайд 5

4.1Работа с текстом до чтения

4.2 Проблемный вопрос.

-Прочитайте название. Мы будем продолжать учиться прогнозировать текст. Как вы думаете, о чем это произведение?

- Найдите в пословицах ключевые слова. Объяснение значения слова «Совесть»

У. - Какое значение этих слов? (соотносим значение слов "совесть" и "стыд" - принимаются все варианты ответов и делаем вывод)

У. - Что вы думаете о теме урока? (предполагают, что в рассказе речь будет идти о совести)

У.-Как вы думаете, какой будет этот рассказ веселый, серьезный поучительный?

Дети знакомятся с названием произведения

Дают ответы.

Определяют тему, цель урока

Тема урока –А.Гайдар «Совесть» цель урока- закрепить понятие «совесть», научиться применять свои знания в жизни.

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Фронтальнаяая, индивидуальная

 Фронтальная

Предметные: используют ранее полученные знания,  соотносят понятия «стыд», «совесть»

П – умеют объяснить основные нравственные понятия;  используют  осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации понятий.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной  форме, отслеживают результат выполненной работы.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – понимают значение границ собственного знания и незнания, осознают необходимость самосовершенствования.

Наблюдение учителя  за работой класса

Отслеживание знания основных нравственных понятий, наблюдение учителя о выполнении задания

Контроль над  установлением темы  и цели урока

Наблюдение учителя  за прогнозированием

5.Работа с текстом во время

Слайд 6,7,8,9

5.1 Чтение текста по частям.

5.2.Работа с презентацией

У. - Настало время познакомиться с рассказом "Совесть", который написал А.П.Гайдар

Используем комбинированное чтение – (учитель-ученики). Читаем текст до паузы (фиксируем остановки; включаем словарную работу, заостряем внимание детей на  линии  понимания текста автором)

Чтение с остановками

Остановка1

Как вы понимаете смысл слов шмыгнуть, украдкой, смекнуть.

Почему девочка оказалась в роще?

А какое настроение у Нины? (маркировка на полях)

Какое впечатление на вас произвела Нина?

Как вы относитесь к поступку Нины?

А какие опасности могли подстерегать Нину в лесу?

Чтение  с остановками

Остановка 2

Каким голосом Нина разговаривает с малышом?

Почему Нина называет малыша несчастным прогульщиком?

Каким вы видите малыша?

Чтение  с остановками

Остановка 3

Почему Нина повела малыша через рощу?

Чтение  с остановками

Остановка 4

Как вы понимаете смысл фразы ее грызла «беспощадная совесть»?

Какое у нее было настроение?

Дети читают текст абзацами по цепочке.

Определяют смысловую, тематическую , эмоциональную направленность текста, выделяют его героев, по именам, иллюстрациям, авторской оценке.

Фронтальная

Индивидуальная

П анализируют, обобщают информацию, проводят  аналогии и делают выводы

                                               К: умеют слушать друг друга,  уважают мнения других участников образовательного процесса.

                                                                                                   Л: становятся вдумчивыми читателями, способными эмоционально откликаться на художественное произведение.

Р:  умеют работать в паре, договариваться и корректировать свою деятельность                                                                                    

Наблюдение учителя за работой класса над текстом

6.Физкультминутка

Организация смены деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

 Р—принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют последовательность действий.

К—проявляют готовность слушать и выполнять задачу

Л—умеют принимать правила, понимать значение  физических упражнений

Выполнение дви-жений  согласно тексту физкультминутки

7. Практическая деятельность

Работа с текстом после чтения

Слайд 10-11

7.1Первичное восприятие текста.

7.2 Восстановление событий рассказа.

- Беседа по рассказу.

- Почему рассказ назван "Совесть"? (принимаются разные варианты ответов)

-Назовите героев рассказа

- Кто такая Нина? Опишите её (Слайд 10)

Какие прилагательные помогут описать девочку до встречи с первоклассником?

-А после?

 - У школьников есть обязанности перед школой, перед родителями, перед самим собой.

Как они называются?

- Вам понравился рассказ? Чем? Какой момент вы считаете самым волнующим?

- От чьего имени ведется рассказ?

- Попробуйте восстановит события в рассказе.

У вас на столах карточка, поработайте парами, расставьте правильно номера событий.

Проверим.

- Можно это назвать планом текста? Да, получился план текста.

Мы с вами умеем составлять синквейны. А сегодня вы попробуете узнать ключевое слово.

На экране  (Слайд 11)  … 

ЧИСТАЯ, БЕСПОКОЙНАЯ

МУЧАЕТ, ТЕРЗАЕТ, ПОБЕЖДАЕТ

СТЫД НЕ ДЫМ, А ГЛАЗА ЕСТ.

- Попробуйте определить главную мысль рассказа. ( очень важно, чтобы у человека была совесть)

Ведут  диалог  с  педагогом, высказывают предположения.

Д.- Потому, что Нине было стыдно за свой поступок

Д.- Нина, малыш, собака

Весёлая, беззаботная, озорная, легкомысленная, лживая

Печальная, расстроенная, грустная,

Д. - Правила поведения (вспомнить правила общественного поведения в школе )

Д.-Когда малыш объяснял Нине своё поведение

Д.- От имени автора

Ребята работают парами, восстанавливают ход событий.

Проверяют свои работы.

Дети высказывают мнения.

Дети отгадывают слово.( совесть)

Очень важно слышать свою совесть

Фронтальная, индивидуальная.

Групповая

Предметные: читают выразительно, следят  за текстом, умеют находить в тексте нужные строки,   ведут диалог, высказывают предположения, умеют принять

П – умеют анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

Р – осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, выстраивают последовательность действий, осуществляют контроль результатов

К – осуществляют учет разных мнений, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи, умеют работать в паре.

                                                 

                                                                                                   

Контроль за правильностью  

устных ответов

Выявление знаний группы прилагательных, характеризующих  девочку Нину

Наблюдение за выполненным заданием

8.Рефлексия деятельности

Слайд 12

8.1.Учимся думать, анализировать

8.2.Размышляем. строим

Посмотрите на экран, продолжите любое предложение.

Задание  (П)

Могут ли люди жить, не совершая ошибок?

Можно ли утверждать, что если человек не исправляет свои ошибки, то он становится мудрее?

Случались ли подобные случаи с вами?

1) Это наука, ошибка, двигаться вперёд, помогающая нам.

2) Обычно, вообще; человек, который; ничего не делает, не делает ошибок.

3) Одного, другому, ошибка, урок.

Каждой группе можно предложить собрать одно из высказываний.

1) Ошибка — это наука, помогающая нам двигаться вперёд.

2) Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает.

3) Ошибка одного — урок другому.

Найдите в тексте эпизод с ключевым словом "Совесть"

-На сегодняшнем уроке я узнал…
-После урока мне захотелось…
-На этом уроке я похвалил бы себя за …
-Сегодня я сумел…

Дети анализируют урок и продолжают предложения.

Дети ведут диалог с учителем

Дети строят предложения, читают  на экране

Зачитывают

Продолжают предложение, развивая речь

Рассуждают, анализируют

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Р: умеют закреплять, контролировать и корректировать свою деятельность

                                                                                   Л : умеют оценивать жизненные ситуации  и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.

П : умеют анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы                                                 

Наблюдение учителя  за согласованностью действий в каждой рабочей группе

 9. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных

на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Хотелось ли бы вам вырасти достойным человеком? Как вы считаете, что нужно для этого? Что хотел сказать нам автор?

Рассуждают, анализируют

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

К- слушают и понимают речь других, используют научную терминологию

Устные ответы

10. Домашнее задание

Слайд 13

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

Спасибо за отличную работу.

 Домашнее задание - написать окончание рассказа, или мини сочинение   «Совесть - для меня это:?»

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

Контроль понимания домашнего задания

11.Выставление оценок с комментированием

Принимают, помогают оценивать

Фронтальная

Р – оценивают собственную деятельность на уроке и деятельность других членов коллектива.

Использование критериев оценок

12. Итог урока

Слайд 14

- Как называется произведение, с которым мы сегодня работали?

- Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?

Чтение плаката:

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно, в паре , по цепочке.

Фронтальная

П : умеют анализировать, обобщать информацию и делать выводы    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"

Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

Технологическая карта урока литературного чтения. Произведение А.П. Гайдара "Горячий камень"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. П. Гайдар "Горячий камень", 3 класс, программа "Школа 21 века". В материале отражены содержание урока по теме, виды дея...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме А.Гайдар"Совесть"

создать условия для знакомства с произведением А.п.Гайдара "Совесть"...