Занятие по внеурочной деятельности "Читалочка" 1 класс " Путешествие-игра по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Боброва Наталья Петровна

Занятие построено в форме игры-путешествия по сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chitalochka.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

                  Сивакская  средняя общеобразовательная школа

        Методическая разработка занятия внеурочной деятельности

                                               «Читалочка» 

                                                  1 класс

                  Игра-путешествие по русским народным сказкам

Автор: Боброва Наталья Петровна,

учитель начальных классов

                                                 2019-2010 учебный год

Занятие проводится в виде путешествия с использованием игр, загадок и театрализации. Занятие знакомит детей с одним из жанров фольклора - народной сказкой. Ученикам дается возможность проявить свои знания и творческие способности.

Тема: Русские народные сказки.

Цели мероприятия:

- обобщить знания учащихся о сказках;

- развивать умения узнавать сказки и их героев;

- развивать творческое воображение, ассоциативную память;

- воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Задачи:

Личностные УУД:

 - Воспитывать эстетическое восприятие окружающего;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Познавательные УУД:

- познакомить с  героями сказок русских народных.

- развивать творческое воображение, логику мышления и память;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

Регулятивные УУД:

- осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога;

 - удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)  деятельности;

-оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- Допускать существование различных точек зрения;

- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формировать вербальных и невербальных способов коммуникации;

- уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Методы: рассказ, показ, беседа, объяснение,  демонстрация, практические соревновательные упражнения;

Форма организации занятия:

Работа в команде, умение помогать друг другу.

Оборудование:заколдованное дерево, музыкальная подборка,иллюстрации сказок,названия сказок,волшебный сундучок,герои сказок,яблоки)

Эмоциональный настрой.

- Ребята,посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся. Каждый из вас подойдет к нашим гостям, и положит свою ладошку на их руку. Таким образом поприветствует их.

-Ладошкой своей поздоровайся ты,

 И сердца тепло гостям подари. (приветствие-прикосновение ладошками)

-Ребята, что вы почувствовали?(тепло)

-Наши гости добрые, они поделились своим теплом с вами.

1. Организационный момент.

(Звучит заставка «В гостях у сказки»)

-Ребята,как вы думаете,куда мы с вами отправимся на нашем сегодняшнем занятии?(в сказку)

-Верно, сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к Царю в гости едет, где Иван Царевич спасает Василису Премудрую, а в садах молодильные яблоки растут. (учитель вывешивает на доску слова «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам-урок!».

2.Ход занятия.

-Сказки бывают народные, а бывают авторские. Наше путешествие пройдет по русским народным сказкам.

- Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Вспомните, кто придумывал сказки? (народ)

- Народных сказок очень много.

- Ребята, чему учат сказки? (быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, любви, дружбе и др.)

- Молодцы!

-Кощей Бессмертный в своё царство заманил Василису Премудрую, и за свой ум и красоту  превратил ее в лягушку. Нам нужно помочь Василисе выбраться из царства Кощея и расколдовать ее.

-На чем можно отправиться в наше путешествие, ведь ни машины, ни самолеты ,ни поезда не едут в сказку? (на ковре-самолете)

-Итак, отправляемся в наше путешествие на волшебном ковре-самолете спасать Василису Премудрую.

- Ой,ребята, перед нами заколдованное дерево. На нём нет ни листочка, ни цветочка….одна паутина. Кто же это сделал?

В лесу живёт одна старушка.
Есть у неё чудо избушка.
Она летает на метле.
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
Зовут её…(Баба Яга
) 

-  Мы с вами попробуем расколдовать это дерево .

- Баба Яга дает нам задание,  послушайте сказку – путаницу и скажите, почему ПУТАНИЦА.

Жили –были дед да баба. Была у них Курочка-Ряба. Говорит Дед Бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку рыбу половлю.» Пошла Баба в амбар поскребла две горсти муки и испекла репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит : «Алёнушка, я тебя съем!» А она ей отвечает: «Не ешь меня! Лучше брось в воду. Я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьем, по моему хотению…»». Желание исполнилось: выросла яблоня с наливными яблочками, а под яблоней сидит, девочка из снега и плачет. Лягушка ее успокаивает приговаривает: « Спи глазок,спи другой.» Тут прилетели лебеди и унесли ее за тридяведь земель.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

- Ребята, вам знакома эта сказка? Почему она Путаница? Мы говорили о том, что в сказках происходят чудеса и волшебство, и мы с вами сейчас будем тоже творить чудеса.

 Вы будете вспоминать героев, которые нам встретились в нашей сказке-путанице, только называйте из какой сказки тот или иной герой. Героя угадали - на веточку листок повесили. (Дети стоят вокруг стола. Называют сказку и вешают листки).(Колобок,Курочка-ряба,Репка, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка,По-щучьему веленью,Крошечка Ховрошечка,Царевна-Лягушка,Снегурочка,Гуси-лебеди)

- Молодцы! Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось!

Физминутка «Тень-тень-потетень» 

Тень-тень-потетень (дети хлопают в ладоши) 

Выше города плетень (поднимаются на носочки, подняв вверх руки) 

Сели звери под плетень, похвалялися весь день (приседают) 

Похвалялась лиса: «Всему свету я краса»  (изображают лису) 

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь»  (покачиваются из стороны в сторону) 

Похвалялся зайка: «Ну-ка, догоняй-ка!» (прыгают на носочках) 

- Вот мы идем по сказочной дорожке, представьте каких сказочных героев мы можем встретить на пути (хороших и …, добрых и …,смешных и …, маленьких и …, весёлых и …). (Дети называют антонимы)

-Молодцы!

-А кто это нас с вами поджидает?

 Болото — дом ее родной.

 К ней в гости ходит Водяной.

 (Кикимора)

-А где живет Кикимора? (в болоте)

-Она не пустит нас в царство Кощея, если мы не выполним ее задание.

-Я буду задавать вам загадку, а вы должны будете ее отгадать  и найти нужную иллюстрацию в нашем волшебном сундучке,который стоит в самом центре болота.(дети ,разгадав загадку передвигаются  к сундучку по «кочка»)

     -Носик круглый, пятачком,
     Им в земле удобно рыться,
     Хвостик маленький крючком,
     Вместо туфелек — копытца.
     Трое их — и до чего же
     Братья дружные похожи.
     Отгадайте без подсказки,
     Кто герои этой сказки?(Три поросенка)

    - Возле леса, на опушке,
     Трое их живет в избушке.
     Там три стула и три кружки,
     Три кроватки, три подушки.
     Угадайте без подсказки,
     Кто герои этой сказки?(Три медведя)

     -Я - богатый, всемогущий,
      Очень стройный, страшно злющий,
      Но я смерти не боюсь,
      Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный.)

      -Миша по лесу идёт,
     Короб на спине несёт –
     Пироги для бабы с дедом
     Внучка Маша напекла-
     Несговорчивого Мишу
     Вокруг пальца обвела!
 (Маша и медведь)

   - Не послушался братишка
   Старшую сестрицу
   И попил из лужицы
   Мутную водицу.
    Много горя принесла
    Им нечистая вода.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

      У Алёнушки-сестрицы

      Унесли братишку птицы.

     Высоко они летят.

    Далеко они глядят .(Гуси-лебеди.)

Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей.
(Царевна-лягушка)

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.
(Волк и семеро  козлята)

На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе.
(Колобок)

Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней?
(По-Щучьему велению)

-Молодцы, хорошо знаете сказки.

-И Кикимору мы победили, отправляемся дальше .

-А вот и царство Кощея.но он просто так не отдаст нам свою пленницу. Посмотрите,кто охраняет его царство.

Я сказочный, летучий,

Огнедышащий, могучий

Трехголовый грозный змей.

Назови меня скорей!(Змей Горыныч)

-Предлагаю разделиться на три команды.

 -У вас на партах лежат названия русских народных сказок,выберите любую сказку. (  дети читают названия сказок и выбирают понравившуюся)

- Каждой команде Змей Горыныч дает конверт с героями русских народных сказок.

-Вам нужно собрать сказку и прилеить на альбомный лист. (Дети работают в технике коллаж ,затем каждая группа демонстрирует свою сказку)

- Спасибо, дети, хорошо мы с вами потрудились. И дерево расколдовали, сказку распутали, выполнили все задания . Знания свои показали, подарили друг другу тепло и хорошее настроение.

-Расколдовали Василису Премудрую. Как вы считаете,почему у нас получилось справиться с заданиями,которые нам дали отрицательные герои сказок?(потому что мы добрые, а добро всегда побеждает зло)

-Ой, ребята, кажется нас кто-то угостил  яблоками. Из какой сказки эти гостинца? (Крошечка-Хаврошечка, Сказка о молодильных яблоках и живой воде).

Итог занятия.

-Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся обратно домой.(дети присаживаются на ковер-самолет).

Рефлексия

- Ребята,кому понравилось путешествие по сказкам,Василиса Премудрая предлагает вас взять раскраски из русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

Урок - викторина по литературному чтению (4 класс). Обобщение по разделу "Русские народные сказки"

Урок проводится в 4 классе. Возможно также проведение урока в качестве  внеклассного мероприятия....

Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"

Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...

Урок чтения в 4 классе СКОШИ I вида Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Данная разработка урока чтения по теме "Русская народная сказка "Лиса и журавль" (конспект) поможет учителю формировать плавное, сознательное чтение с соблюдением пауз и правил орфоэпии; учить в...

Урок чтения во 2-м классе на тему: «Зимовье» (русская народная сказка)

-  сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;-  ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ «В ГОСТЯХ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ, ПРОВЕДЁННЫЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ«В гостях у русской народной сказки»За основу сценария мероприя...