Урок по литературному чтению 3 класс"Л.Н.Толстой"Лев и Собачка." "
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ознакомление с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Цель:способствовать формированию навыков чтения, умению высказывать свои мысли,  развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

P_20191205_095200_1.jpgP_20191205_095507_1.jpg

P_20191205_095411.jpg

Урок по литературному чтению 3 класс. «Лев Николаевич Толстой « Лев и собачка».»

Тип урока:Открытие новых знаний.

Цель: создание  условий для формирования умения определять тему и главную мысль произведения.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умению высказывать свои мысли,  развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.

Планируемые результаты:личностные: различают основные нравственно-этические понятия, соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки; сочувствуют  и сопереживают  героям рассказа;

метапредметные:регулятивные: осуществляют прогноз деятельности, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, анализируют собственную работу, оценивают  деятельность свою и товарища;                                                                                                                                                                   познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,  строят рассуждения;  умеют извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;  умеют обобщать и классифицировать по признакам;коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения, составляют монологические высказывания,  умеют донести свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, выполняют различные роли в группе;

предметные: получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев, выделять главную мысль произведения, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста,  развитие интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора.

Технология: продуктивного чтения (Н.Н.Светловская). Приёмы:  синквейн.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Презентация.

Этап урока

СЛАЙД

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы
деятельности

Организация начала урока

 Создание ситуации успеха

СЛАЙД 1

- Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, оставит след в вашей душе.

– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Нашим помощником будет девиз урока "Чуткому сердцу откроются тайны".              

- Как вы понимаете  эти слова?

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя
 (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места

РАБОТА  С  ТЕКСТОМ  ДО  ЧТЕНИЯ

Проверка

домашнего задания

СЛАЙД 2

А какой писатель поможет открыть эти тайны, вы узнаете сами, вспомнив его биографию.(учитель читает биографию)

Этот писатель родился в 1828 году. Прожил длинную жизнь, 82 года. Получил домашнее образование и воспитание. Имел знатное происхождение, был графом. Знал 16 языков. Изучал музыку, историю, рисование, медицину. Известен не только в России, но и за рубежом. Открывал школы и учил бесплатно крестьянских детей.

- В каких жанрах писал Л.Н.Толстой?

- С какими типами текстов его произведений мы познакомились?

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

(Л.Н.ТОЛСТОЙ

рассказы сказки басни были

художественный

научно-познавательный)

Владение литературовед

ческими понятиями

Актуализация знаний

СЛАЙД 3

- С какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?

- Чему учат его произведения?                                                                                                                         – Мы уже многое знаем об этом писателе.  Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души.                                                              

 - Какие они? (добрые, внимательные, мудрые) Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.                                                                                                              – Узнаем, что же сегодня нам хотел сказать автор своим произведением.

«Акула», «Прыжок» «Котёнок» «Косточка»

смелости, ответственности, честности

Анализируют содержание  рассказов.

Антиципация

СЛАЙД 4

Послушайте стихотворение и определите, о ком пойдёт речь в произведении.

С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои  владения зорко.
Даже не думай встать на пути!
С царской особой ты не шути!(Лев)

Я верный человека  друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой. 
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал  -   (Собака)

- Лев – это хищное животное из семейства кошачьих. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. У льва отличное зрение и слух, он очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх  овладевает дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

– Что можно сказать о собаке? Ответы детей.

(Домашнее животное, друг человека) 

Во многих городах на улицах  бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Владеют логическими действиями.

Ассоциативный куст (на доске)

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СИНКВЕЙН

- Какие ассоциации возникают у вас при упоминании об этих животных?

-Могут ли вместе жить лев и собачка? (нет)

- После знакомства с рассказом, мы проверим, подтвердились ли наши предположения.

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? Рассмотрите иллюстрацию. С. 160

- Что может произойти в рассказе с таким названием? (Лев разорвёт её)

- Проанализируйте синквейн. Что такое синквейн?

Какого слова не хватает?

1. ?

2. Крепкая, настоящая.

3. Объединяет, защищает, помогает.

4. Друг познаётся в беде.

5. Преданность.

- Как понятие ДРУЖБА может быть связано с нашим произведением?

- Подумайте, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

ЛЕВ                   СОБАЧКА

хищный       беззащитная

злой                    пугливая

смелый                ласковая

Рассуждают о содержании произведения.

ДРУЖБА

о дружбе льва и собачки

Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям.

Постановка учебных задач

СЛАЙД 7

- Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

- Определим задачи  урока:

1. Познакомимся  с  произведением …( Толстого Быль «Лев и собачка»)
2. Будем  развивать  свою …(речь)
3. Проанализируем  поступки     героев  и  их  эмоциональное …(состояние)

4. Будем  учиться  определять главную …(мысль)
5. Проведём  диалог  с …(с учителем и книгой)

БЫЛЬ

Высказывают свое мнение.

Принимают и сохраняют  задачи учебной деятельности

РАБОТА  С  ТЕКСТОМ  ВО  ВРЕМЯ  ЧТЕНИЯФормируются УУД: владение разными видами смыслового чтения; умение вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию; находить информацию в тексте, иллюстрациях; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов; работать по плану, сверяясь с целью; создавать устные и письменные высказывания.

Первичное чтение

текста (учителем)

или прослушивание аудиозаписи.

СЛАЙД 8

– Я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

- Отмечайте непонятные слова. Чтение текста учителем.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

Делятся своими впечатлениями.

О любви и привязанности животных друг к другу

Печаль, грусть, тревогу

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Словарная

работа

СЛАЙД 9

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа (зоопарк)

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Назовите главных героев были.  – Было ли вам кого-нибудь жалко?

Чтение с пометками

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

Лев собачка

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Перечитывание текста

СЛАЙД 10

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно  внешность собачки и льва. Но он много рассказал о поведении этих животных.

- Опишите поведение животных. РАБОТА В ГРУППАХ.(КАЖДЫЙ В ГРУППЕ ПРИДУМЫВАЕТ ПО ОДНОМУ СЛОВУ ОПИСАНИЕ)

– Какой эпизод показался вам самым напряженным? КУЛЬМИНАЦИЯ

-Что такое кульминация?

- Зачем человек поймал собачку и принёс её в зверинец?  Какое слово подобрал автор?

- Какие чувства вызвал поступок этого человека?

В ГРУППЕ

Находят глаголы в тексте, подтверждающие действия героев УХВАТИЛ

Осуждение за безжалостный поступок

Делают выводы

Работа с иллюстрациями

СЛАЙДЫ 11-13

- Подберите к иллюстрациям предложения  из текста.

*Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки.

*Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

*Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять её из

клетки, лев ощетинился и зарычал.

*Потом он обнял своими лапами собачку и так лежал пять  дней. На шестой день лев умер.

Поиск информации в тексте

Извлекают информацию из иллюстраций. Осуществляют логические действия.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Извлекают информацию из текста.Формирование собственного отношения к героям.

Обращать внимание на признаки, свидетельствующие о переживаниях героев, выделять их в тексте и точно называть.

Анализ чувств героев

 СЕРДЦЕ

СЛАЙД 14

Что же чувствовали герои этой истории?

- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

- Какое чувство испытывает собачка? ТРЕВОГА

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

- Что испытывает лев? ЖАЛОСТЬ

- Как автор говорит о собачке?
- Что испытывает собачка? О чём это говорит?
 ДОВЕРИЕ

По какому действию мы видим, что лев хищник?

– Как лев относился к собачке? Найдите и прочитайте этот момент в тексте.

Как называется это чувство? ЗАБОТА

- Во что переросли чувства собачки и льва? ДРУЖБА

- Как повёл себя лев после смерти собачки? С помощью каких слов автор передаёт чувства льва?

- Что испытывал лев? ТОСКА

– Как хозяин попытался изменить ситуацию? (Дал новую собачку.)

– Почему лев убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге .Друзей не меняют.)

- С кем сравнивает автор льва?

- Отчего лев умер? (Он не хотел оставаться один, так как потерял друга).

Высказывают свое мнение. 

*Поджала хвост, прижалась в угол,

*легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.

*Вечером собачка положила голову льву на лапу.  

*Оторвал кусок мяса.

*С тех пор собачка жила в одной клетке со львом,

*Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

*Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Показал льва как человека, который переживает потерю друга

ПЛАН в паре

СЛАЙД 15 (проверка по слайду)

Составление плана в паре

1. Выставка.2. Встреча  льва  и  собачки.3. Дружба.4. Разлука, горе, боль.

Определяют смысловые части текста.

Умеют донести свою позицию до других

РАБОТА  С  ТЕКСОМ  ПОСЛЕ  ЧТЕНИЯ Формируются УУД: умение вычитывать подтекстовую,  информацию;  анализировать (давать характеристику героям) и обобщать (делать выводы) на основе фактов; работать по плану, сверяясь с целью; создавать устные и письменные высказывания.

Проблемный вопрос

Ассоциации

СЛАЙД 16

– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

- Какие ассоциации подтвердились? Что можно добавить?

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА ПРО ЛЬВА

1.Лев.2.Сильный, заботливый.3.Играл, защищал, тосковал.

4.Лев  полюбил  собачку.5.Верность.

Высказывают свое мнение.

ЛЕВ – ДОБРЫЙ

ВЕРНЫЙ ЗАБОТЛИВЫЙ

Осуществляют поиск средств достижения цели

Идея произведения

СЛАЙД 17

- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? Чему учит эта история? Часто животные  оказываются мудрее, добрее, чувствительнее и преданнее  человека.

Поведение  льва – это урок людям.

Выделяют главную мысль произведения. Чтобы мы были добрее  к животным и заботились о них. Животные, так же как и люди, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу.

Полно и точно выражают свои мысли. Характеристика героев.

О писателе

СЛАЙД 18

Рассказывали, что «маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории,  и часто плакал, и его звали «Лёва-рёва». Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных.  

-Что такое сострадание? Сострадание это  умение чувствовать чужие страдания, во время  несчастья, горя.

Все произведения Толстого  учат добру и справедливости.    

Толстой говорил: «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его!»

Анализ личности писателя

Работа с заглавием

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)-

Высказывают свое мнение.

Итог урока.

Рефлексия

СЛАЙД 19

Оценивание

- Что дал вам этот урок? Урок доброты, верности, преданности.

Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

- К чему же обращается писатель?

Читая рассказы,мы веселимся и грустим, испытываем чувство страха, любви и ненависти.   Вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? 

- У вас на партах лежат сердечки. Оцените свою работу на уроке.

Красный – урок прошёл плодотворно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно, понял, о чём этот рассказ. Я очень доволен собой!

Розовый – справился не со всеми заданиями.

Белый – задания на уроке оказались слишком трудными.

Делают выводы и обобщения.

К нашим чувствам

У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа

Домашнее

задание

СЛАЙД 20

*Придумать счастливую концовку рассказа.

*Найти пословицы о доброте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению "Акула" Л.Н.Толстой

Открытый урок по литературному чтению , 2 класс программа СРО Л.В.Занкова, подходит для всех УМК, исползуется технология продуктивного чтения...

Материал урока по литературному чтению по Л.Н. Толстому "Акула"

Материал представляет собой порядок проведения урока по литературному чтению по Л.Н. Толстому "Акула", целью которого является ознакомление с рассказом, обучение выразительному чтению, соста...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Урок нацелен на знакомствоспроизведением Л.Н.Толстого "Лев и собачка"...

Урок по литературному чтению. Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ?», «КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?»

Изучение нового материала.– Знаете ли вы, отчего на небе бывают тучи, что такое туман, почему идет дождь, какой бывает роса?– На все эти вопросы нам помогут ответить рассказы Льва Толстого...

Конспект урока по литературному чтению "Акула. Л.Н.Толстой" в 3 классе

Конспект открытого урока по литературному чтению "Акула. Л.Н.Толстой" в 3 классе...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...