«Литературная пятиминутка» как средство повышения читательской компетенции младших школьников
проект по чтению (4 класс)

Шагиева Гузель Фоатовна

Аннотация: В статье представлен опыт включения в урок литературного чтения литературных пятиминуток, целью которых является повышение читательской компетенции младших школьников, формирование умений самостоятельной и творческой деятельности, умений работать с различными источниками информации. Автор знакомит со структурой и порядком проведения литературных пятиминуток в 3 и 4 классах, а также формами итоговой работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_pyatiminutka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Литературная пятиминутка»
как средство повышения читательской компетенции
младших школьников

Аннотация: В статье представлен опыт включения в урок литературного чтения литературных пятиминуток, целью которых является повышение читательской компетенции младших школьников, формирование умений самостоятельной и творческой деятельности, умений работать с различными источниками информации. Автор знакомит со структурой и порядком проведения литературных пятиминуток в 3 и 4 классах, а также формами итоговой работы учащихся.

Ключевые слова: литературная пятиминутка, читательская компетенция, читательская активность, мотивация.

«Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок,

который мы можем ему сделать» Сесиль Лупан

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети едва научившись читать в начальной школе, взрослея, читают всё хуже и хуже.

Чтение книг в современном мире часто заменяют компьютер и телевизор, которые не побуждают мыслить, анализировать, делать выводы, а учат мыслить по шаблону, дают сухую информацию. Систематическое же общение с книгой способствует эмоциональному и духовному развитию детей, взаимопониманию и общению. У книг не может быть конкурентов. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Недооценивать значение слова нельзя, оно очень велико. «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения ...»

В прошедшем учебном году мы посетили школьную библиотеку и выяснили, что формально их читателями являются 92%  учеников начальной школы, а фактически постоянно пользуются услугами лишь 46%. Среди них есть очень активные читатели - 20% и те, которые меняют книги с периодичностью 1 раз месяц. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы составили и раздали учащимся на лето список литературы, рекомендуемой для чтения. Просматривая читательские дневники в первые дни сентября, мы увидели, что большинство детей дополнительно к списку не прочитали ни одной книги. Входящая проверка техники чтения показала снижения качества на 10%.

В связи с этим возникают противоречия:

  1. между определяющим значением читательской деятельности и пассивной читательской активностью учащихся, между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности, которая является средством самообразования и дальнейшего успешного обучения, и невозможностью её реализации при использовании  традиционных подходов к образовательной деятельности на уроках литературного чтения.

Решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью. Всё это подтолкнуло нас к переосмыслению подхода к организации внеклассного чтения учащихся. Оно должно быть системным и целенаправленным. Книга должна стать не обузой, а развивать и учить мыслить, вызывать интерес и желание читать дальше.

Решение этой проблемы мы видим в комплексном подходе, сочетании программного и внеклассного чтения через введение в структуру уроков литературных пятиминуток.

Цели литературных пятиминуток.

  • Повышение читательской компетенции школьников через проведение литературных пятиминуток.
  • Формирование умений самостоятельной и творческой деятельности, умений работать с различными источниками информации.
  • Развитие коммуникативных умений.
  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности на примере литературных произведений.

Ожидаемые результаты:

  • повышение читательской активности школьников,
  • расширение читательского кругозора,
  • умение работать с информацией (выделять главное, делать выводы, формулировать свое отношение к прочитанному),
  • повышение творческой активности через участие в литературных конкурсах для школьников.

Диагностический инструментарий.

  • Анкетирование родителей.
  • Анкетирование учащихся.
  • Анализ посещения библиотек учащимися.
  • Анализ участия в литературных и познавательных конкурсах.

Качество образования в современной начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями - способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «...формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».  Таким образом, успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской компетенции.

Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы способов деятельности, которые определяют читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Сказка как средство формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование читательского интереса у младших школьников - одна из приоритетных задач начального образования....

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...