Рабочий лист педагога "Урок литературного чтения 3 класс"
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Тырченкова Юлия Владимировна

Урок литературного чтения с системой вопросов и заданий для 3 класса. Произведение Л.Н.Толстого "Прыжок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_pedagoga.docx129.13 КБ

Предварительный просмотр:

Прыжок

Толстой Л.Н.

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек2. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Учебная задача: научиться определять последовательность развития сюжета, анализировать его элементы, эпизоды.

Тема урока:  анализ развития действия в художественном произведении

Планируемые результаты: научиться связывать поступки героев с их характером, событиями, смыслом произведения.  Уметь точно и образно воспроизвести прочитанное. Познакомиться с понятиями композиции ( экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Предметные

Ученики узнают, что Толстой раскрывает в рассказе внутренний мир человека

Понять характер главного героя рассказа.

Ученики смогут дать характеристику литературному герою, анализировать поступки героев, объяснять внутреннее состояние.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Б) Метапредметные

Ученики смогут устанавливать причинно-следственные связи.

Смогут обогатить словарный запас, расширить кругозор, развивать воображение.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

В) Личностные

Ученики узнают о нравственных представлениях о героизме, о храбрости.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

Почему весь народ был на палубе? (Погода была тихая).

Назовите героев этого произведения.

Найдите и подчеркните в тексте ответы на вопросы

1.Кто находится на палубе?

2.Как ведёт себя обезьяна?

3.Как ведут себя люди?

4.Что происходит с мальчиком?

5.Как ведут себя матросы?

6. От чего мальчик опомнился? Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика?

7. Что сделал капитан, увидев сына на мачте?

8. Как ведет себя мальчик? Какие действия матросов?

9. Почему капитан плакал?

ПОНИМАНИЕ

Восстанови последовательность пунктов плана, расставь цифры перед пунктом плана.

Приказ отца.

Погоня за обезьяной.

На корабле.

Прыжок.

Проказы обезьяны.

На перекладине.

Раздели текст на части. К каждой части придумай название.

Составь план текста

Соотнеси название композиции сюжета с частями текста.

1.Зачин (пролог). Экспозиция: ситуация до начала действия.

Какая часть текста соответствует зачину, зачитай.

2.Завязка: герой сталкивается с новой ситуацией.

Какая часть текста соответствует завязке?

3.Развитие действия: герой отправляется в путь, пересекает границу иного мира (даритель, волшебное средство).

Какая часть текста соответствует развитию действия?

4.Кульминация: герой между жизнью и смертью.

Какая часть текста соответствует кульминации?

5.Развязка: разрешениеситуации.

Какая часть текста соответствует развязке?

6.Эпилог. Концовка, выводы.

Какая часть текста соответствует развязке?

Обобщение

- Кто главный герой этого рассказа?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

смелость

желание испытать себя

мальчишеский задор

стремление отстоять свое достоинство

упрямство

желание покрасоваться

глупость

желание доказать, что он сын капитана.

Элементы композиции произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист по литературному чтению Сестрица Аленушка и братец Иванушка 3 класс

Рабочий лист по литературному чтению: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". 3 класс...

Рабочий лист по литературному чтению Иван-царевич и Серый Волк 3 класс

Рабочий лист по литературному чтению: "Иван-царевич и Серый Волк". 3 класс...

Рабочий лист по литературному чтению 3 класс (И.Никитин "Встреча зимы")

В рабочем листе представлена краткая биография автора, разбор стихотворения  средствами художственной выразительности, историческая справка о празднике встречи зимы на Руси....

Рабочий лист по литературному чтению на тему "ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК". 3 класс.

Рабочий лист – это инструмент для организации учебного процесса. Рабочий лист можно использовать для индивидуальной и фронтальной работы. И даже как форму контроля и проверки знаний, использоват...

Рабочий лист по литературному чтению на тему "Сказка о царе Салтане, сыне его...." 3 класс

Рабочий лист с заданиями для урока по литературному чтению....

Рабочий лист по литературному чтению 3 класс (Л.Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря?")

Знакомство с новыми расскааами Л.Толстого. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. Развивать умение видеть изобразительные средства яз...