Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Любаева Марина Валентиновна

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разделы: планируемые результаты освоения программы, содержание предмета и тематическое планирование. Программа расчитана на 35 учебных недель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

Стр.

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

3 - 7

  1. Содержание учебного предмета

8

  1. Тематическое планирование

9

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»»

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:

  • Личностные результаты.
  • У обучающегося будут сформированы:
  • – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • – учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • – способность к оценке своей учебной деятельности;
  • – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • – ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • – принимать и сохранять учебную задачу;
  • – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия;
  • – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • – преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:

  • – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
  • – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • – строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • – проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
  • – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  • – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • – устанавливать аналогии;
  • – владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:

  • – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • – формулировать собственное мнение и позицию;
  • – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • – задавать вопросы;
  • – контролировать действия партнера;
  • – использовать речь для регуляции своего действия;
  • – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится:

– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится:

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающийся получит возможность научиться:

– сопоставлять различные точки зрения;

– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:

  • – формировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить основные единицы и грамматические категории родного языка, позитивному отношению к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • – использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • – осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • – достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • – понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развить культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • – относится к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • – овладеть первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  • – овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • – осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
  • – осознать значимость чтения на родном языке для личного развития; формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, изменением темпа речи, использованием необходимых логических ударений для передачи смысла читаемого произведения;
  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в научно - популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать иллюстрации к произведениям;
  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально - смысловые значения;
  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);
  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

II.Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

 3 класс (35 часов)

Круг чтения

«Осень в произведениях русских писателей» (3 ч)

Образ осени в поэзии. Настроение, выраженное в стихах Тютчева, Бальмонта, Плещеева, Фета и др.

Природа осенью в произведениях русских писателей.

Творческая работа. Проба пера…

«Устное народное творчество» (5ч)

Народные волшебные сказки. "Иван-царевич и серый волк", "Сивка-бурка", "По-щучьему велению", "Царевна-лягушка". Особенности русского характера в народных сказках.

Нравоучительный характер русских народных  бытовых сказок.

Народная мудрость в пословицах и поговорках. Выражение духа родного языка.

Обобщение по теме "Устное народное творчество"

«О мужестве и любви» (5ч)

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказках Е. Шварца.

Поступки героев в сказках В. Каверина.Человеческое мужество в рассказах В.П. Астафьева.

Рассказы Л.Н. Толстова.Творческая работа. Проба пера…

 «Зима в произведениях русских писателей (2 ч)

Поэтическое изображение зимы в произведениях русских поэтов.

Образ зимы в произведениях русских писателей.

Басни (2 ч)

Мораль басен И.А. Крылова

Басни С. Михалкова

Братья наши меньшие (6 ч)

Писательская наблюдательность в рассказах В. Бианки, Н. Сладкова.

Характеристики и портреты животных в рассказах Б. Житкова, Г Скрибицкого.

Отношения человека и животного в рассказах С. Сахарного, Г. Снегирёвой.

Поэтические произведения о животных.

Нравоучительный характер сказок К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей", "Похождение жука-носорога"

О совести и долге (3 ч)

Мораль в характере главных героев. К.Г. Паустовский "Стальное колечко"

А. Гайдар."Честное слово", "Чашка". В. Сухомлинский. Рассказы о совести.

Весна пришла (2 ч)

Песенки, заклички в русском фольклоре.Образ весны в произведениях русских писателей.

Поэтическое изображение весны в произведениях русских поэтов.

«О войне» (2ч)

Героическое  прошлое в произведениях русских писателей.

Конкурс чтецов. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне.

И в шутку, и всерьёз (5 ч)

Отношения детей и взрослых. Рассказы М. Зощенко. Юмор  в произведениях Н.Носова.

Комическое в рассказах М.М. Зощенко. В. Голявкин. "Карусель в голове"

 Смешные рассказы про современных мальчишек и девчонок. М. Дружинина "Мой веселый выходной"

III.Тематическое планирование

Тема блока, раздела

Количество часов

Примечание

1

Осень в произведениях русских писателей

3

2

Устное народное творчество

5

3

О мужестве и любви

5

4

Зима в произведениях русских писателей

2

5

Басни

2

6

О братьях  наших меньших

5

7

О совести и долге

3

8

Весна пришла

3

9

О войне

2

10

И в шутку и всерьез

5

Всего

35ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по чтению на родном  (русском ) языке  для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа "Чтение на родном русском языке"

Рабочая программа по «Чтение на родном (русском) языке» составлена на основе авторской программы  Н.Н.Светловской и полностью соответствует требованиям Федерального государственного с...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...