Л.Н. Толстой «Филипок»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Перова Лидия Николаевна

Познакомить учащихся с рассказом «Филипок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_filipok.docx180.31 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Толстой «Филипок»

D:\2 В ФОТО\фото наши мамы самые\урок Филипок\IMG_20191122_092214.jpg

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с рассказом «Филиппок»

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл.
  • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2019, компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютер.

Ход урока.

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

Будем дружно на уроке отвечать,

Наши знания достойно пополнять.

ΙΙ.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1. Задание  «Собери пословицу». 

Работа в парах.

- Составьте пословицы и объясните их значение.

Грамоте учиться,                      

 а знайка далеко бежит.

Незнайка лежит,

что топор неточённый.            

Человек неучёный -

всегда пригодится.            

- Что общего в этих пословицах?

2. Прогнозирование темы урока

— Как вы думаете, ребята, всегда ли дети могли, так как и вы приходить в школу и получать знания? Почему они не могли учиться?

- Школ в старину было мало даже в городах, а в деревнях почти все были безграмотными. Да и школа была не такая. В одной комнате училось сразу несколько классов, а учитель был один на всех. Он имел право строго наказывать учеников за невыученный урок или шалость.

- Как вы думаете,  о чем же пойдет речь сегодня на уроке? (О том, как учились дети раньше.)

3.  Настрой на урок.

- Предлагаю  перенестись на 100 лет назад, в школу конца 19 начала 20 века.  Тихонько заглянем на урок.  А поможет нам картина  художника Н.П.Богданова-Бельского «На пороге школы».

- Кого мы видим на переднем плане?  

- Что  вы можете сказать о нем?

- Почему мальчик не решается войти в класс?

- Что делают дети в классе?

4. Вводная беседа о творчестве Л.Толстого

- О каком писателе мы говорили на прошлых уроках? (Мы говорили о творчестве Л.Н.Толстого). Что вы узнали о великом русском писателе?

 - Составим название рассказа, который будем читать на уроке,  из букв древнерусского алфавита, который был в то время.

ФЕРТ

ИЖЭ

ЛЮДИ

ИЖЭ

ПОКОЙ

ОН

КАКО

Ф

и

л

и

п

о

к

- Верно, рассказ, а точнее быль, называется «Филипок».

- Итак, тема урока: Л.Толстой «Филипок». Быль. 

  - Знаете ли вы, как имя Л.Толстого связано с учением, со школой?

- В своем имении Ясная Поляна Лев Николаевич открыл  школу для крестьянских детей и сам со своими дочерьми бесплатно учил их. Дети с удовольствием ходили в эту школу. Её посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил в лес.

Книг для детей, простых и понятных, было в то время очень мало. И хотя у писателя было всегда  много работы,  Л.Н.Толстой нашёл время для детских учебных книг и написал «Азбуку». Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

5. Постановка целей урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- Сформулируем задачи на сегодняшний урок

Задачи урока.

  1. Прочитать рассказ Льва Толстого «Филипок»
  2. Понять содержание рассказа.
  3. Определить идею произведения.

 ΙΙΙ. Работа с новым материалом. Открытие новых знаний.

  1. Прогнозирование содержания произведения.

- Как вы думаете, кто такой Филипок? (Филипок-это крестьянский мальчик).

- Он взрослый или маленький? (Филипок – маленький мальчик).

- Почему вы так решили? (Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок).

Посмотрите на обложку книги и предположите о чем будем сейчас читать.

  1. Прослушивание рассказа (быль) в аудиозаписи.
  2. Проверка первичного восприятия.

Понравился ли вам рассказ?

Что особенно понравилось?

Когда было страшно? Почему?

Что вызвало ваш смех?

Когда героя было жалко? Почему?

Что вы узнали о Филипке в начале?

Физкультминутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать

ΙV. Включение в систему новых знаний. Чтение по частям и анализ литературного  произведения. Словарная работа.

1-я часть. Почему Филипок остался дома с бабушкой? Слайд 8.1        

Как вы понимаете словосочетание «подённая работа»?

Обратимся к Толковому словарю Ушакова.

Прочитайте, что такое «падённая работа».

Падённый – оплачиваемый по дням; производимый за рабочий день.

 Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? (Он взял отцовскую шапку и пошёл в школу).

Почему он взял отцовскую шапку? (Свою он не нашё)л.

Почему он не стал продолжать искать свою шапку, а взял отцовскую? (Он очень торопился).

2-я часть. Найдите в тексте и прочитайте, где находилась школа? (Школа была за селом у церкви).

Что случилось по дороге в школу. (Пока он шёл по своей слободе, собаки его не трогали. Но, когда он вышел к чужим дворам на него набросились собаки).

Как вы понимаете слово «слобода»?  Слайд 8.2

Слобода – большое село, деревня.

Почему же собаки залаяли на него? (Собаки его не знали. А Филипок очень торопилс)я.

Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что он почувствовал, когда столкнулся с чужими собаками.

3-я часть. Кто помог Филипку? (Вышел мужик, отогнал собак).

Как мужик назвал мальчика? (Пострелёнок).

Откройте словарик в учебнике и прочитайте значение этого слова.

Пострелёнок – непоседа, шалун.

Ответил ли Филипок мужику? Почему? (Филипок ничего не сказал. Он, наверно, сильно испугался).

Что он сделал? (Он подобрал полы и пустился бежать во весь дух).

Что значит «полы»? Прочитайте.

Как это «во весь дух»? (Во весь дух – быстро).

Какое чувство испытал Филипок около школы? (Филипок испытал страх).

Чего он испугался? (Он испугался, что учитель его прогонит).

4-я часть. Чтение цепочкой по абзацам.

 Кто помог Филипку решиться войти в школу? (Его пристыдила баба).

Что он сделал, когда вошёл в школу? (Он снял шапку). Почему? (Так было принято).

О каком качестве мальчика это говорит? (Он был хорошо воспитан).

Каким Филипок увидел учителя? (Учитель в красном шарфе ходил посередине).

Какие слова помогают понять, что мальчик сильно испугался, когда учитель его окликнул? (Он так испугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло).

Почему Филипок заплакал? (Ему стало обидно, что вдруг ему не разрешат ходить в школу).

Кто поддержал мальчика? (Ребята).

Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

Когда же Филипок осмелел? (Когда понял, что учитель похвалил его).

А за что учитель похвалил Филипка? (За то, что знает буквы и сумел сложить свое имя).

Как о себе говорит Филипок? (Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий).

Что значит «бедовый»? Прочитайте. (Бедовый – ловкий, сообразительный).

Что изменилось в жизни Филипка в конце? (Филипок стал ходить с ребятами в школу).

V. Применение новых знаний в типовых заданиях.

  1. Работа в парах  по карточкам.

     Перед вами деформированный план текста. Вы должны восстановить события как они происходили по порядку, и напротив каждого пункта проставить цифру, начиная с 1.

__ Опасная часть дороги

__ Скучно одному

__ Знакомая дорога

__ Раздумья на пороге школы

__ Встреча с учителем

__ Филипок становится учеником

__ Мальчик отправляется в школу

- Проверка выполненного задания по слайду на доске.

2. Обобщающая беседа. Выявление нравственной проблемы  произведения и авторского отношения к герою и его поступку.

- Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик? Какая у него цель? (Хорошая, благородная.)

- А что вы думаете о главном герое?

- Как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана?

Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.)

- Как относится автор к своему герою? (по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

- Можно ли сказать, что спустя 100 лет, Л.Толстой  своими произведениями учит нас добру?

- Чему научил вас  этот рассказ?    (добиваться своей цели, не бояться)

VΙ. Итоги урока. Рефлексия

-Удалось ли нам выполнить учебные задачи?    (характеризовали  Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали)

-  С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Что интересного и поучительного для себя вы узнали?

- Оцените себя, закончив предложения:

Я узнал….

Я похвалил бы себя за ….

Я сумел …

Мне понравилось ….

Дом задание: с. 99-100 , выразительно читать, прочитать еще один рассказ Л. Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Первый раз в школу" по были Л.Н.Толстого "Филипок"

Урок литературного чтения с использованием презентации и работы на интерактивной доске. Кроме того, на занятии используется групповая работа, контроль (тестовый и игра "Крестики-нолики"), работа над с...

Презентация к произведению Л.Толстого "Филипок"

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с произведением Л.Толстого "Филипок"....

Бинарный урок речевой практики по рассказу Л.Н. Толстого "Филипок"

Второй урок по теме. Проводится совместно с логопедом. Разрабатывался также совместно с учителем логопедом Куденковой Марией Николаевной. При необходимости возможно проводить и по одиночке. Включает в...

Презентация. Л.Толстой "Филипок".

Презентация содержит материал для развития речи, устаревшие слова, тест по теме....

Конспект урока по теме: Л. Н. Толстой Филипок.

Конспект урока во 2 классе  по произведению Л. Н. Толстого " Филипок"....

Л.Н. Толстой "Филипок"

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" Л.Ф. Климанова и В.Г.Горецкий....