Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе на тему Ударение
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Цель урока: создать условия для формирования навыка правильно ставить ударения в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote._udarenie.docx97.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык (обучение грамоте)

Класс: 1

Тема урока: Ударение. Ударный слог

Цель: Создать условия для формирования навыка правильно ставить в словах ударение, развития речи учащихся, рассмотрения взаимоотношений в дружной семье

Планируемые результаты (предметные): Определяют ударный слог в слове; обозначают ударение на модели слова (слогоударные схемы); составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений

Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе, семье

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.

Познавательные: общеучебные – переводят в устный текст данные из рисунков, схем, могут дополнить или достроить их; логические – соотносят рисунки и схемы.

Коммуникативные: умеют работать коллективно, понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и способы ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии


1.Орг.момент.

-Доброе утро! Я очень рада вас всех видеть.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2.Актуализация знаний.

-Ребята, вспомните, как называется то, что мы слышим, говорим?

(РЕЧЬ)

-Какая бывает речь?

(УСТНАЯ,ПИСЬМЕННАЯ)

-Из чего состоит наша речь?

(ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ)

-Что такое предложение?

(ЭТО ОДНО И НЕСКОЛЬНО СЛОВ, СВЯЗАННЫХ ПО СМЫСЛУ)

-Откройте учебник на стр.10. Рассмотрите иллюстрацию.

-Кто изображен?

( МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, МАМА, ПАПА. ДУДУШКА, БАБУШКА или СЕМЬЯ)

-Можно ли назвать рисунок «Дружна семья»?

(ДА, ПОТОМУ ЧТО В ГОСТИ ПРИЕХАЛИ ВСЕ ВМЕСТЕ, БАБУШКА И ДЕДЕУШКА РАД Ы ВСТРЕЧЕ С ВНУКАМИ)

-Как вы понимаете пословицу «Не нужен клад, если в семье лад(хорошо все)»?

(НЕ НУЖНЫ НИКАКИЕ БОГАТСТВА, КОГДА ВСЕ ЗДОРОВЫ, ДРУЖНЫ  И ВМЕСТЕ И ТАК ВСЕ ХОРОШО)

-Какое время года изображено?

(ЛЕТО)

-Кто к кому приехал в гости?

(ВНУКИ С РОДИТЕЛЯМИ К БАБУШКЕ И ДЕДУШКЕ)

-Рады ли встрече?

(ДА, УЛЫБАЮТСЯ)

-Послушайте предложение «Бабушка рада встрече»

-Из чего состоит это предложение?

(ИЗ СЛОВ)

-Сколько слов в предложении?

(3)

-Выберите схему для данного предложения

-Составьте предложение из 3 слов о мальчике, девочке или мамае ил папе.

(ДЕВОЧКА ДЕРЖИТ КУКЛУ. МАЛЬЧИК ДЕРЖИТ МАШИНКУ. МАМА ВИДИТ БАБУШКУ. ПАПА ДОСТАЕТ ВЕЩИ)

-Вспомните, на какие части мы учились делить слова на прошлом уроке?

(НА СЛОГИ)

-Как мы это делали?

(1 способ: ПОЗВАТЬ КАК БОЛЕЛЬЩИКИ НА СТАДИОНЕ

2 способ: ПОДЛОЖИТЬ РУКУ К ПОДБОРОДКУ СНИЗУ)

На доске:

-Сколько слогов в 1, 2, 3 слове?

(1 СЛОГ, 2 СЛОГА, 3 СЛОГА)

-Стр.10 внизу

-Что изображено?

(ГРУЗОВИК, ГАЗЕТА, КУБИКИ)

-Что объединяет эти слова?

(В НИХ 3 СЛОГА)

3.Сообщение темы урока.

-Внимание!!! (Учитель ударяет ручкой по столу)

-Что вы сейчас услышали? Одним словом?

(СТУК, УДАР)

-Послушайте, одинаково ли звучит удар? (учитель ударяет сильнее или слабее)

(НЕТ, ТО СИЛЬНЕЕ(ГРОМЧЕ), ТО СЛАБЕЕ (ТИШЕ))

-А почему? От чего зависит сила звука?

(РАЗНАЯ СИЛА УДАРА)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

(ОБ УДАРЕНИИ)

-Какую цель поставим перед собой на уроке? Мы знаем, что такое ударение?

(НЕТ. УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ УДАРЕНИЕ, ДЛЯ ЧЕГО ОНО НУЖНО)

-Работать будем по плану:

Вспомнить:

-речь

-предложение

-слово

-слог

Узнать:

-ударение

Тренироваться:

-ударный

-безударный

4.Усвоение новых знаний и способ дейтельности

-К нам пришел сказочный гость.

-Кто это?

(ДОМОВОЙ КУЗЯ)

-Разделите слово «КУЗЯ» на слоги, скольок их?

(2)

На доске:

-Скажите слово хором сразу. Теперь каждый пусть произнесет слово и понаблюдает с одинаковой ли силой голоса произносится каждый слог?

(НЕТ)

-Какой слог выделяется с большей силой? Давайте произнесем слово с вопросом. КУЗЯ?

(СЛОГ КУ более протяжный, громкий)

-Как вы думаете, если этот слог мы выделяем, как бы ударяем по нему, как он будет называться?

(УДАРНЫЙ)

- А другой, на который не падает ударение?

(БЕЗУДАРНЫЙ)

-Обозначать ударение будем чертой над слогом, на который оно падает:

На доске:

-Кузя рад, что смогли определить дарение в его имени, ему пора уходить.

-Ударение –это выделение голосом одного из слогов в слове.

 Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит

И четко речь моя звучит.

-Стр.11внизу

-Что изображено на рисунках?

(ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, ЧАЙНИК, ТАРЕЛКА, СТАКАН)

-Как назвать одним словом?

(ПОСУДА)

-Что находится под изображениями?

(СХЕМЫ СЛОВ)

-Давайте найдем ударные слоги в словах.

-У вас на столах лежат карточки, переверните и приготовьте простой карандаш.

-Для начала произнесем слово по слогам.

(ЧАШ-КА)

-Затем произнесем вопросительно

(ЧАШ-КА?)

-Какой слов тянем, выделяем голосом?

(ЧА, 1-Й СЛОГ)

-Значит он какой?

(УДАРНЫЙ)

-А другой слог, как будем называть?

(БЕЗУДАРНЫЙ)

И т.д. с каждым словом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (по времени)

Существуют слова, которые пишутся одинаково, произносятся по разному, в зависимости от ударения и соответственно имеют разные значения, омографы:

https://arhivurokov.ru/multiurok/b/c/a/bca9384025b6b560e95c5adcf9acf0e3e1e9e77c/img_phpVxNwCT_10-klass-Urok-7-8-Osobennosti-russkogo-udareniya_1_12.jpg

5.Итог.

-В завершении урока, вернемся к нашему плану

Вспомнили  ли мы, что такое речь?

(ДА)

-Из чего она состоит?

(ИЗ ПРЕДЛОДЕНИЙ)

-А предложения ?

(ИЗ СЛОВ)

-А слова?

(ИЗ СЛОГОВ)

-Узнали ли мы что такое ударение?

(ДА. УДАРЕНИЕ-ЭТО ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСМ ОДНОГО ИЗ СЛОГОВ В СЛОВЕ)

-Как его опеделелить?

(НАДО СЛОВА «СПРОСИТЬ», СКАЗАТЬ ВОПРОСИТЕЛЬНО)

-Если один слог в слове ударные, то все другие?

(БЕЗУДАРНЫЕ)

6.Рефлексия

-Отметьте карандашом красного, желтого или зеленого цвета, как вы работали на уроке, все ли вы поняли

Красный-все плохо, ничего не понятно

Желтый- не все понял, не до конца

-Зеленый-все понял, работал хорошо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).

Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД....

Урок литературного чтения обучение грамоте ОС "Школа 2100" .Тема "Заглавная буква А."

I межмуниципальный конкурс методических разработокдля педагогов начальной школы«Новой школе – современный учитель» Номинация: «Урок в начальной школе» Конкурсная работаД...

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Цели:-        образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.-        развивающая: сод...

План - конспект урока литературного чтения ( обучение грамоте) 1 класс

План  конспет  урока  литературного  чтения  ( обучение  грамоте ) 1 класс.  Тема  урока  ; " Знакомство  с  буквой  Оо,  звук о....