Урок открытия новых знаний. Тема:Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Будрикене Ирина Леонидовна

Цели:

Образовательные:

Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.

Создавать условия для  развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать формированию культуры  поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема:Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели:

Образовательные:

Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.

Создавать условия для  развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать формированию культуры  поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;  

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат        

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по  выставке книг и  и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).  

Личностные:

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;   (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Организация пространства:фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ресурсы:Учебник, мультимедийный проектор, презентация.

                            1.Ход урока 

I.Мотивация  (самоопределение  к учебной деятельности)

  Все встали, подравнялись. Сейчас у нас урок чтения. К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.  Ребята, какой  сегодня прекрасный день ! Светит солнышко .Я вам улыбаюсь , а вы улыбнитесь мне и друг другу. Желаю вам хорошего настроения, радости, и удачи!      

- Садитесь! Мы начинаем наш урок

                                        II. Актуализация знаний.

Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку 

Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания?                                        ПОСЛОВИЦА

Семья в куче, не страшна и туча.          ( ДОСКА  )

Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.

Прочитайте:

  • с   удивлением,
  • с вопросительной интонацией,
  • с веселой интонацией,

 – Как вы понимаете эту пословицу?

(если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)
– Эта пословица будет как
бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока  

3.       Работа в       ПАРАХ  (группах.)

- Ребята сейчас будем работать в   ПАРАХ 

 -Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец . Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания  объяснить смысл этих пословиц.

  • Вся семья вместе  и душа на месте.( родные люди всегда переживают друг за друга, все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.)
  • Кто родителей почитает, того и дети будут почитать.

IV    Формулирование темы урока

Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей 4-5

-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои  предположения, о чем сегодня пойдет речь 

ДЕТИ  :  ( ТЕМА      сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)

-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.

-Что такое старость?

 - Есть ли в вашей семье старые люди?

-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

-Посмотрите на  ВЫСТАВКУ  этих  КНИГ и скажите  с произведением какого писателя мы познакомимся?

(мы познакомимся  с произведением  Л.Н.Толстого)

                                             ДИМА

–Льв  Николаевич  Толстой    родился в 1828 году – почти 190  лет назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Но кроме этого он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.

4. (  ПРОДОЛЖЕНИЕ )

-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку                                                                       слайд7

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.

-Прочитайте,  как называется рассказ «Старый дед и внучек»

                                      Слайд 8

- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.

V.      Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели)

  -Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого   «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово,  размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?  (аудио слушание)

 -Какое это произведение по настроению?(грустное)

-Почему вы так решили?    

  Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение                                        слайд9

Я почувствовал…

(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

Вторичное чтение (читают Ц Е П О Ч К О Й )

 

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

( ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ  аудио слушание)

-Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении  вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются.

 -Возьмите  в руки карандаши,  отметьте  незнакомые вам слова.

(выполняют)

-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на слайде 10

ЛОХАНКА   НЕВЕСТКА   БРАНИТЬ  СЛАЖИВАЕТ

-Есть в  тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?

-Есть в тексте то, с чем вы  НЕ СОГЛАСНЫ?

                  6 . Закрепление  знаний и способов действий

Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы  .

- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)

-  Почему деда стали кормить за печкой? слад11

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол? 

-Что случилось во время обеда за печкой?

- А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?

-(Потому  что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).

 - Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким        беспомощным? 

                           

                              7.     Выборочное чтение 

- Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

-Как вы охарактеризуете невестку?

(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?

-  Как он повёл себя?

- Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

 (выборочное чтение)

 - Почему родители Миши заплакали?

- Как изменилась жизнь дедушки после этого   случая?

  - Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца?

( он  слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

- Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый, добрый, умный) 

                   8.        Итоги урока. Рефлексия

 - Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?

(уважать старших, терпимости к старым людям…..)

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты

Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

1.обещаю любить бабушку и дедушку

2. я постараюсь видеть чужую боль

3. Не буду грубить маме и папе

4.Буду  добрым,

5.хочу быть терпимым

6. я постараюсь быть милосердным

7.  буду уважать права других

8. постараюсь принять другого таким, какой он ест

9. я хочу  быть любящим, помогать своим друзьям

10. я постараюсь быть заботливым

11. буду почитать старших

12. постараюсь быть великодушным

(Дети зачитывают и крепят ладошки  к дереву)

Видите наше дерево стало ещё краше.

 Семья в куче, не страшна и туча.

Оценивание.

Благодарю вас за работу на уроке.

Домашнее задание.

  Составьте кластер своей семьи  .

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку                             «Советы детям»

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими» 

 Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми:

 вежливыми, внимательными, любезными.

  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Кто родителей почитает, … если в семье вражда.
Не будет добра, … тот вовек не погибает.

  • Добрая семья прибавит разума-ума. Так говорят потому, что дружная семья всегда живет в мире и согласии и в нужный момент родные помогают друг другу советом или делом.
  • В хорошей семье хорошие дети растут. Практика знает много примеров, когда и в нехороших семьях вырастают очень хорошие и воспитанные детки, однако, если говорить не об исключениях, а о правилах, то именно там, где хорошая и дружная семья, вырастают хорошие и порядочные дети. Пословица говорит нам о том, что мудрые родители, воспитывая своих детей, передают им свою мудрость, тем самым выращивая из них порядочных людей.

  • Старый человек в семье – сокровище. (Китайская пословица). Старый человек, это человек, который прожил жизнь, видел много разного и набрался к своим годам определенного опыта. Старость всегда символизирует мудрость, поэтому принято считать, что пожилой человек – это сокровище.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте. Суть пословицы в том, что родные люди всегда переживают друг за друга, стараются максимально быть в курсе всех событий из жизни родных людей. «…так и душа на месте», это значит, что когда все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.
  • Отца с матерью почитать – горя не знать. Так говорят потому, что родители – это святое, это то, что нужно оберегать и ценить больше чего-либо другого. Принято считать, что если человек уважает своих родителей, то он не будет знать ни горя, ни печали, а в нужные моменты всегда будет получать поддержку и помощь от своих родителей.

Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №1 с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ

Вся  семья вместе  и ду-ша на месте.

Кто родителей почитает, того и дети будут почитать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России». Тип урока: «открытие» новых знаний Тема: «Спряжение глаголов»

Цель урока:·         Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моде...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Сценарий урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек" во 2 классе.Учебник  «Литературное чтение» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Г...

Урок с использованием ИКТ. Урок "Открытие нового знания". Тема: "Мi clase".

Методическая разработка в виде презентации. Урок "Открытия нового знания". Введение и отработка новой лексики по теме "Mi clase", 3 класс. Для школ с углубленным изучением испанско...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]. Буквы «Л, л».

Предмет: литературное чтение Класс: 1класс УМК «Школа России» Учебник:. Русский язык.Азбука1-й класс  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]...