Занятие внеурочной деятельности "Творчество М.М.Пришвина. Охранять природу - значит охранять Родину"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Светлана Петровна Алхутова

Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина, учить формировать идею произведения, познакомить с художественными особенностями произведений, развивать речь учащихся, навык осознанного и правильного чтения, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно - эстетическом отношении к окружающему миру,  интерес и уважение к писателю как создателю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyat_po_tvorchestvu_prishvina.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кегультинская СОШ имени М.А.Сельгикова»

        

План – конспект

занятия внеурочной деятельности

«Творчество М.М.Пришвина. Охранять природу – значит охранять Родину»

Учитель: Алхутова Светлана Петровна

 

Тема:  Творчество  М.М.Пришвина

Охранять природу – значит охранять  Родину

Цели:

познакомитьдетей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитыватьспособность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные:умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя,   выставка произведений М.М. Пришвина.

 Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие: видеозаставка к передаче: «В мире животных»

(читаю текст под музыку)    

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

    В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

- Какие добрые поступки совершаете вы?

Ш. Сообщение темы урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?        

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.  

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказах, с которыми  мы познакомились ранее и прочитаем  сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- С  нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)

- Узнать о жизни и творчестве писателя

 - Познакомиться с новыми  произведениями

 - Определить тему произведений, которые будем изучать на занятии

  Тема нашего занятия:

творчество Михаила Михайловича Пришвина.

VI. Первичное усвоение новых знаний.

       1.Выставка книг.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и  в сельской библиотеке и прочитать.

  2.Биография писателя.

- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.

Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении   Орловской губернии, провел здесь свое детство.  Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Текст для  2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

 Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?  В чем особенность его охоты?

Презентация «Жизнь и творчесто М.М.Пришвина»

Чтение наизусть произведений М. М. Пришвина учащимися

  1. Берестяная трубочка (Бахарчиев Мухаммед, Деляев Алдар, Ярмова Айса);

2.Разговор деревьев (Нечепуренко Маша, Бембеев Дарсен)

     3.Курица на столбах (Алексеева Аюна, Довтаева Иман, Перепелицина Настя);

А сейчас викторина (презентация) «Журка», «Лисичкин хлеб».

Чтение отрывка из рассказа М.М.Пришвина «» Очирова Гелана

Из какого рассказа Пришвина этот отрывок? «Ребята и утята»

 Чему научил ребят  автор этих строк?

К каким рассказам относятся эти рисунки?

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина  «Золотой луг»

Самостоятельное чтение учащимися рассказа М. Пришвина  «Золотой луг».

Работа над текстом:

1.Какое открытие сделал мальчик?  Каким его можно назвать?

2.Его можно назвать внимательным, наблюдательным?

3.Как  относились братья к одуванчику до этого открытия? Подберите синоним к слову  ЗАБАВА (игра)

4.Найдите в тексте места, в которых цветы уподобляются человеку. Как называется этот литературный приём?

Во многих стихотворениях, рассказах, баснях, сказках неодушевлённые предметы, отдельные явления природы изображаются как живые существа, которым присущи человеческие свойства: действия, мысли, чувства. Такой приём в литературе называется олицетворением.

Олицетворение помогает читателю более ярко и зримо представить изображаемый предмет, явление.

Какова тема рассказа «Золотой луг»?( В простом растении скрыта большая тайна. Ценить и беречь даже маленький цветок. О любви к природе и об умении замечать и анализировать).

5. Что, по вашему мнению, помогло Пришвину стать в дальнейшем известным писателем, прекрасным знатоком природы?

6. Чтение учителем рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина».

7. Беседа по содержанию текста по вопросам

Что вы узнали о детстве писателя?

Какой доброй привычке, привитой ему в детстве матерью, он следовал всю жизнь?

«Кто рано встаёт, тому бог даёт». Как эта пословица соотносится с содержанием этого текста?

В чём заключалась «охота» автора?

7) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд)

С каким призывом обращается М.Пришвин к своим молодым друзьям?

Как он образно называет природу?Почему для него природа и Родина – неразрывные понятия?

    Мои молодые друзья!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

VII. Обобщение

-Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина. Каким он был человеком? (наблюдательным, внимательным, любил природу, добрый, неравнодушный)

- Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?

 - Узнать о жизни и творчестве писателя

  - Познакомиться с новыми  произведениями

  - Определить тему произведений, которые будем изучать на уроке

Тема любви к родной природе и об умении замечать и анализировать, ценить и беречь даже самый маленький цветок.

Тема «Моя Родина» (о необходимости беречь природу, как  беречь Родину и материнскую любовь. Бережно относиться к своему краю.

        Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов - каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу.

Кто главное действующее лицо в рассказах М.Пришвина?

 Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе - он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник.

Плакат: планета Земля (Украсим нашу планету маленькими солнышками – одуванчиками, ведь природа для нас – это кладовая солнца).

Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении   Орловской губернии, провел здесь свое детство.  

 Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом.

Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Текст для 2 группы

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками.

Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям.

 Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Текст для 3 группы

 Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь.

 С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера.

Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охранять природу - значит охранять Родину.

Внеклассное  мероприятие,  посвященное  охране  природы....

Охранять природу - значит охранять родину.

    В  данной  работе  рассказывается  в  стихотворной  форме  о  необходимости  охранять  лесные  насаждения  и  тех ...

Охранять природу-значит охранять Родину!

Материал для проведения досугового мероприятия с учащимися начальных классов во второй половине дня, призванный формировать у детей качества рачительных хозяев, пробуждать добрые, светлые чувства прек...

Охранять природу - значит беречь свою Родину.

Материалы для проведения урока во вторых классах общеобразовательной школы....

Внеклассное мероприятие по экологии "Охранять природу-значит охранять Родину!"

Данное мероприятие поможет углубить экологические знания, развить внимание, память, воспитать гуманное отношение к природе, чувство ответсвенногсти за все живое на земле....

Урок «Охранять природу – значит охранять Родину»

Урок по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...

Презентация «Охранять природу – значит охранять Родину»

Презентация к уроку по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...