Рабочая программа по родной литературе (чтение) 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Бадмаева Светлана Васильевна

МО Иволгинский район

МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________/____________/

Протокол № ___ от

«____»  ____________20___г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Сужинская СОШ

___________/Жамсаранова Н.А./

«____»  ______________20___г.

 

«Утверждено»

Директор МОУ Сужинская СОШ

_____________/Жапова Т.Ц./

Приказ №___от «___»______20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

______________________________________________

 

 

Уровень образования (класс)

 

___________________________________________________________________________

 

 

Количество часов ____________________

 

Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)

 

 

_________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Сужа

2019

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЛИТ. ЧТЕНИЕ)

Рабочая программа по родной литературе (лит.чтение) для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:

·         Программа «Литературное чтение». Авторы:  В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.

·         Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·         Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336

·         Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

·         Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ)

·         Положение о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ

Курс родной литературы (лит.чтение) направлен на достижение следующих целей:

·                овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными  видами  текстов;   развитие  интереса  к чтению  и  книге;  формирование  читательского  кругозора и приобретении опыта в  выборе  книг и самостоятельной читательской  деятельности;

·                  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и  умения  понимать  художественное  произведение;

·         обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;  формирование нравственных  представлений  о добре,дружбе, равде  и  ответственности;  воспитание  интереса  и  уважения  к  отечественной  

·             культуре  народов  многонациональной  России  и  других  стран.

Знакомство  учащихся  с  доступными  их  возрасту  художественными

произведениями, духовно - нравственное  и  эстетическое  содержание  которых  активно  влияет  на  чувства,  сознание  и  волю  читателя,  способствует  формированию  личных  качеств, соответствующих  национальным  и  общечеловеческим  ценностям .Ориентация учащихся     на  моральные  нормы  развивает  у  них  умение  соотносить  свои  поступки с этическими  принципами  поведения  культурного  человека,  формирует  навыки

 доброжелательного  сотрудничества.

         В процессе  освоения  курса  у  младших  школьников повышается  уровень коммуникативной  культуры: формируются умения составлять  диалоги, высказывать  различными  видами  текстов,  самостоятельно  пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

         На уроках родной литературы (лит. чтение) формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

        Курс родной литературы (лит. чтение) пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу  художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

 

Место предмета в учебном плане:

Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего

34 часа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

   5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    6)   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    7)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

   10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

 

Метапредметные результаты

     1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

     2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

     3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5)   использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

    6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

   10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

   11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

   12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

    1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

   5)  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

   6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

   7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

    8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЛИТ. ЧТЕНИЕ) 4 КЛАСС.

 

 

№ п/п

Раздел программы

4 класс

 

Всего часов

 

Содержание

 

1

 

Летописи, былины, сказания, жития

 

 

2

Выделение языковых средств выразительно­сти. Участие в диалоге при обсуждении про­слушанного (прочи­танного) произведе­ния. Умение ставить вопросы по содержа­нию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоциональ­но-нравственных пе­реживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

 

2

 

Чудесный мир классики

 

 

6

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использованиеинтонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения,иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диа­логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

 

3

 

Поэтическая тетрадь

 

 

 

 

3

Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выра­зительное чтение, использование интонаций, соответст­вующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

 

4

 

Сказки русских писателей

 

4

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня.  Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

 

 

5

 

Делу время – потехе час

 

2

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

 

6

 

Страна далёкого детства

 

4

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

7

Природа и мы

 

4

Декламация стихотворных произведений.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

 

8

 

Родина

 

4

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

9

Страна «Фантазия»

 

 

1 .

Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

10

 

Литература зарубежных

стран

 

4

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Название темы (раздела)

По плану

По факту

Примечания

1.       

Былина - жанр устного народного творчества. «Иль­ины три поездочки»

06.09

 

 

2.       

«Житие Сергия Радонежского» -памятник древне­русской литера­туры. Анализ произведения.

13.09

 

 

3

Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конёк- Горбунок»

20.09

 

 

4

Реальные и фантастические события в сказке  Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

27.09

 

 

5

А. Пушкин «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях»

04.10

 

 

6

М. Ю. Лермонтов.Олицетворение —прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

11.10

 

 

7

«Ашик-Кериб». Характеристика героев сказки и отношение к ним.

18.10

 

 

8

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

25.10

 

 

9

Тоска по родине икрасоте роднойприроды в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

15.11

 

 

10

Картина сельскогобыта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

22.11

 

 

11

Неповторимый красочный образ Родины в стихо­творении И. А. Бунина «Листопад»

29.11

 

 

12

В. Ф. Одоевский «Городок в таба­керке». Особенности героев сказки.

06.12

 

 

13

Главная мысль в "Сказке о жабе и розе"

13.12

 

 

14

Народные волшебные сказки исказки литературные. С. Т. Аксаков«Аленький цветочек»

20.12

 

 

15

Обобщение по разделу "Литературные сказки"

27.12

 

 

16

В. Ю. Драгунский«Главные реки».Средства создания комического эффекта

17.01

 

 

17

Обобщение по разделу "Делу время - потехе час".

24.01

 

 

18

Вн.чт. Творчество Н.Н.Носова. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Взаимоотношения детей и взрослых.

31.01

 

 

19

Вн.чт. М.М.Зощенко "Елка".

07.02

 

 

20

Вн.чт. Т.Янссон "В волшебной долине". В.Я. Брюсов "Детская".

14.02

 

 

21

М.И.Цветаева "Наши царства".

21.02

 

 

22

Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш".

28.02

 

 

23

Характеристика главных героев рассказа М.М.Пришвина "Выскочка".

06.03

 

 

24

Тема природы в рассказе В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип".

13.03

 

 

25

Обобщение по разделу "Природа и мы".

20.03

 

 

26

Вн.чт. Весна в стихах русских поэтов. Д.Б.Кедрин "Бабье лето".

03.04

 

 

27

Иносказательный смысл произведения С.А.Есенин "Лебедушка".

10.04

 

 

28

Вн.чт. С.Алексеева о жизни на Руси. С.Д.Дрожжин "Родине".

17.04

 

 

29

Обобщение по разделу "Родина".

24.04

 

 

30

Обобщающий урок по теме "Страна фантазия"

01.05

 

 

31

Вн.Чт. Творчество Г.Х.Андерсена. Персонажи сказки Г.Х.Андерсена "Русалочка"

08.05

 

 

32

Вн.чт. Братья Гримм "Метелица". Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка".

15.05

 

 

33

Вн.чт. В.Губарев "Королевство кривых зеркал". Библейские сказания. С.Лагерлеф "Святая ночь".

22.05

 

 

34

Вн.чт. Самые интересные книги-КВН. Характер и поступки героев в произведении С.Лагерлефа "В Назарете".

29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа40.18 КБ

Предварительный просмотр:

МО Иволгинский район

МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________/____________/

Протокол № ___ от

«____»  ____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Сужинская СОШ

___________/Жамсаранова Н.А./

«____»  ______________20___г.

«Утверждено»

Директор МОУ Сужинская СОШ

_____________/Жапова Т.Ц./

Приказ №___от «___»______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

______________________________________________

Уровень образования (класс)

___________________________________________________________________________

Количество часов ____________________

Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)

_________________________________________________________________________

с. Сужа

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЛИТ. ЧТЕНИЕ)

Рабочая программа по родной литературе (лит. чтение) для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Программа «Литературное чтение». Авторы:  В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ)
  • Положение о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ

Курс родной литературы (лит.чтение) направлен на достижение следующих     целей:

  •   овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными  видами  текстов;   развитие  интереса  к чтению  и  книге;  формирование  читательского  кругозора и приобретении опыта в  выборе  книг и самостоятельной читательской  деятельности;
  •   развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и  умения  понимать  художественное  произведение;
  •   обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;  формирование нравственных  представлений  о добре, дружбе,    равде  и  ответственности;  воспитание  интереса  и  уважения  к  отечественной  
  • культуре  народов  многонациональной  России  и  других  стран.

Знакомство  учащихся  с  доступными  их  возрасту  художественными

произведениями, духовно - нравственное  и  эстетическое  содержание  которых  активно  влияет  на  чувства,  сознание  и  волю  читателя,  способствует  формированию  личных  качеств, соответствующих  национальным  и  общечеловеческим  ценностям . Ориентация учащихся     на  моральные  нормы  развивает  у  них  умение  соотносить  свои  поступки с этическими  принципами  поведения  культурного  человека,  формирует  навыки

 доброжелательного  сотрудничества.

         В процессе  освоения  курса  у  младших  школьников повышается  уровень коммуникативной  культуры: формируются умения составлять  диалоги, высказывать  различными  видами  текстов,  самостоятельно  пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

         На уроках родной литературы (лит. чтение) формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

        Курс родной литературы (лит. чтение) пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу  художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Место предмета в учебном плане:

Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего

34 часа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

   5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    6)   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    7)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

   10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

     1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

     2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

     3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5)   использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

    6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

   10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

   11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

   12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

    1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

   5)  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

   6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

   7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

    8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЛИТ. ЧТЕНИЕ) 4 КЛАСС.

№ п/п

Раздел программы

4 класс

Всего часов

Содержание

1

Летописи, былины, сказания, жития

2

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

2

Чудесный мир классики

6

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

3

Поэтическая тетрадь

3

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

4

Сказки русских писателей

4

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня.  Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

5

Делу время – потехе час

2

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

6

Страна далёкого детства

4

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

7

Природа и мы

4

Декламация стихотворных произведений.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

8

Родина

4

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

9

Страна «Фантазия»

1 .

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

10

Литература зарубежных

стран

4

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.


Календарно-тематическое планирование

Название темы (раздела)

По плану

По факту

Примечания

Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

06.09

«Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы. Анализ произведения.

13.09

3

Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова.  «Конёк- Горбунок»

20.09

4

Реальные и фантастические события в сказке  Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

27.09

5

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

04.10

6

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение — прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

11.10

7

«Ашик-Кериб». Характеристика героев сказки и отношение к ним.

18.10

8

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

25.10

9

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

15.11

10

Картина сельского быта.  А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

22.11

11

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад»

29.11

12

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности героев сказки.

06.12

13

Главная мысль в "Сказке о жабе и розе"

13.12

14

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

20.12

15

Обобщение по разделу "Литературные сказки"

27.12

16

В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта

17.01

17

Обобщение по разделу "Делу время - потехе час".

24.01

18

Вн.чт. Творчество Н.Н.Носова. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Взаимоотношения детей и взрослых.

31.01

19

Вн.чт. М.М.Зощенко "Елка".

07.02

20

Вн.чт. Т.Янссон "В волшебной долине". В.Я. Брюсов "Детская".

14.02

21

М.И.Цветаева "Наши царства".

21.02

22

Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш".

28.02

23

Характеристика главных героев рассказа М.М.Пришвина "Выскочка".

06.03

24

Тема природы в рассказе В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип".

13.03

25

Обобщение по разделу "Природа и мы".

20.03

26

Вн.чт. Весна в стихах русских поэтов. Д.Б.Кедрин "Бабье лето".

03.04

27

Иносказательный смысл произведения С.А.Есенин "Лебедушка".

10.04

28

Вн.чт. С.Алексеева о жизни на Руси. С.Д.Дрожжин "Родине".

17.04

29

Обобщение по разделу "Родина".

24.04

30

Обобщающий урок по теме "Страна фантазия"

01.05

31

Вн.Чт. Творчество Г.Х.Андерсена. Персонажи сказки Г.Х.Андерсена "Русалочка"

08.05

32

Вн.чт. Братья Гримм "Метелица". Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка".

15.05

33

Вн.чт. В.Губарев "Королевство кривых зеркал". Библейские сказания. С.Лагерлеф "Святая ночь".

22.05

34

Вн.чт. Самые интересные книги-КВН. Характер и поступки героев в произведении С.Лагерлефа "В Назарете".

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС

В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....

Рабочая программа по Родной литературе 3 класс

          Бу предмет нэдиэлэ5э устэ   уерэтиллэр, уопсайа уерэх сылыгар 112  чаас буолар. Аа5ыы уруогар Л.В. Захарова, Л.К. Избекова  «Кустук...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 3 КЛАССА УМК "ШКОЛА РОССИИ"...

Рабочая программа по родной литературе 3 класс

Рабочая программа по родной литературе. 3 класс 34 часа...

Рабочая программа по родной литературе. 4 класс.

Рабочая программа. Родная литература. 4 класс....

Рабочая программа по родной литературе 3 класс

Рабочая программа  по   литературному чтению  3 класс...