Статья "Технология смыслового чтения в начальной школе"
статья по чтению (1 класс)

Перова Анжелика Анатольевна

Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnoe_chtenie.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС.

  Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

  Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской способствует достижению тех результатов, о которых говорится в образовательных стандартах.

  Смысловое чтение – это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

  Навык чтения складывается из двух сторон: технической и смысловой. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

Технология смыслового чтения включает в себя следующие этапы работы с текстом:

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Приёмы работы с текстом: выставка книг, биография писателей, знакомство с творчеством писателей (основываясь на читательский опыт), прогнозирование содержания по заголовку, «Дерево предсказаний», «Корзина идей» и др.

Цель: мотивирование чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста.

Перечитывание текста.

Анализ.

Беседа по содержанию текста.

Выразительное чтение.

Цель: понимание текста на уровне содержания. Читаем и спрашиваем.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Смысловая (концептуальная) беседа по тексту.

Знакомство с писателем.

Работа с заглавием, иллюстрациями.

Творческие задания.

Продуктивные приёмы работы с текстом:

- чтение в кружок» (попеременное чтение);

- чтение про себя с вопросами;

- чтение с остановками;

- читаем и спрашиваем;

- чтение с пометками (Инсерт);

- «Синквейн»;

- таблица «ЗХУ».

Все эти приёмы помогают эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать, обеспечивают «полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие смыслового чтения в начальной школе

В данном материале  вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе....

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Литературный тренажёр.Сборник диагностических и оценочных материалов для развития метапредметного результата смысловое чтение в начальной школе.

В   сборнике представлены   диагностические и оценочные материалы для формирования  метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов.Диагнос...

Организация смыслового чтения в начальной школе

Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла...

Доклад "Приемы смыслового чтения в начальной школе"

Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах...

Развитие смыслового чтения в начальной школе, как важнейшей составляющей информационной компетенции.

Реализация технологии развития смыслового чтения на различных уроках в начальной школе...