Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 21 века"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Каргина Людмила Павловна

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Стихотворения «К зиме», «Снежинка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Стихотворения «К зиме», «Снежинка»

Цель: создание условий для изучения творческого наследия К.Д. Бальмонта.

Планируемые результаты:

Личностные: 

-способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- контролировать процесс и результат учебной деятельности;

- уметь действовать по плану и планировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать друг друга, работая в паре;

- уметь договариваться, находить общее решение действий, формулировать своё мнение и выводы.

Познавательные УУД: 

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

– учить понимать художественный текст с точки зрения содержания, художественных средств выразительности;

- повторить и закрепить литературоведческие понятия – эпитет, метафора, олицетворение, виды рифмовки;

- развивать умение работать с художественным образом слова, выделять образы-символы в поэтическом произведении;

- воспитывать любовь к родной речи, формировать нравственные качества личности, культуру.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

- Поэзия это один из видов искусства. Художники рисуют красивые произведения искусства на бумаге при помощи кисти и краски, музыканты создают свои незабываемые произведения при помощи нот, а поэты при помощи слов. Это не просто люди, а люди, которым дан поэтический дар. Умение увидеть прекрасное и передать это другим при помощи слов и литературных средств выразительности.

Проверка д/з и актуализация знаний

- Назовите фамилия поэтов, произведения которых мы уже изучали. 

-О произведениях какого поэта мы начали говорить на прошлом уроке чтения ?

-Выразительное чтение какого стихотворения вы подготовили?

Постановка цели урока

- Отгадайте загадку:

Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнёт перинки-

Над миром пушинки. (зима)

- Это время года вдохновляло многих творческих людей. Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты. Художники отображали красоту зимы на своих полотнах. А поэты посвящали ей свои стихи. 

-Одним из них как вы догадались, был Константин Дмитриевич Бальмонт.

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Какие цели мы поставим перед собой?

Словарная работа

-Объясните значение следующих слов и словосочетаний:

Сквозистый лес

Листы редки

Опушит окна

Лёд прильнёт к воде

В чёт и нечет-счёт

Святки 

Первичное восприятие

- Послушайте стихотворение «К зиме» и ответьте на вопрос: Почему поэт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима»?

https://www.youtube.com/watch?v=XLOM1D4tQ6E

Почему поэт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима»?

(40 сек) – дальше П.И. Чайковский

- Обоснуйте свой ответ. Докажите строчками из стихотворения. 

Бальмонт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима», потому что зима ещё не наступила, природа только готовится к зиме.

Скоро будет падать снег, начнём кататься, будет смех

Чтение по смысловым частям, анализ произведения

- Прочитайте первую строфу вслух.

- Нарисуйте к ней словесную картинку. Что бы вы нарисовали? Расскажите.

- Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки?

- Прочитайте вторую строфу вслух.

- Нарисуйте к ней словесную картинку. Что бы вы нарисовали? Расскажите.

- Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки?

- Прочитать третью строфу.

- Расскажите, что бы вы нарисовали к этому четверостишию?

- С какой интонацией надо читать эти строчки?

Прочитайте четвёртую строфу вслух.

- Нарисуйте к ней словесную картинку. Что бы вы нарисовали? Расскажите.

- Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки?

Чтение рифмованных слов по учебнику.

- Какой тип рифмы в этом стих-и?

- Какие средства художественной выразительности использовал поэт? Докажите примерами из текста.

- От чьего имени написано стихотворение?

- Почему К.Бальмонт пишет стихотворения от себя-ребёнка?

- Какие чувства хотел выразить поэт?

Ожидание, надежда

Ожидание чуда, завороженность, таинственность

Надо прочитать весело

Весело, задорно

сквозистый кататься

пушистый раздаваться

листы на льду

с высоты на пруду

Эпитеты, метафоры

физминутка

- Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. В вас случайно попали снежком, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снеговика, ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой.

Работа над стихотворением «Снежинка»

- Что больше всего мы ждем в начале зимы?

- Что такое снег?

- Из чего он состоит?

Первичное восприятие

- А вот какая бывает снежинка, вы узнаете, прослушав стихотворение

К. Бальмонта «Снежинка» (прослушивание)

https://www.youtube.com/watch?v=93-T7XtBjCY

- Какое настроение возникло у вас после прослушивания?

Словарная работа

- Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста.

Бурною – резкий, стремительный.

Лазурную – цвет лазури, светло синий. 

Веющим – дуть, обдувать дуновением.

Взметается – подниматься высоко кверху.

Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.

Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.

Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае “звезда кристальная” – построенная в форме кристалла).

Чтение по смысловым частям, анализ произведения 

- Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем:

1-е четверостишие

-Назовите эпитеты, которые использует поэт для описания Снежинки?

- Почему поэт подобрал именно эти эпитеты, что хотел подчеркнуть поэт?

/Обращается внимание на окончания – лёгкость снежинки/

- Как вы понимаете эпитет чистая?

- Почему Снежинка смелая мы узнаем с вами дальше.

2-е четверостишие 

- Какая часть речи появилась?

- Снежинка, появившись на свет начала своё движение.

- О какой дороге говорит поэт?

-Какой синоним можно подобрать к слову дорога?

- Снежинка начала свой жизненный путь.

3 и 4-е четверостишия

- Кого повстречала Снежинка на своём жизненном пути, на своей бурной дороге ? 

- Что происходит со снежинкой?

5-е четверостишие 

-О чём говорит поэт?

6-е четверостишие

- Какие эпитеты относятся к Снежинке?

- В чём её умение?

- Какое ещё препятствие она преодолевает на своём пути?

- Как вы понимаете эпитет сохранно-белая?

7-е четверостишие

- Какова тема этого четверостишия?

- Снежинка преодолела нелёгкий жизненный путь, бурную дорогу, преодолевая трудности, встречающиеся на её пути – ветер, солнечные лучи.

- Какой видит поэт снежинку, как называет её?

- Какое это средство художественной выразительности? 

8-е четверостишие 

- Давайте сравним с вами первое и последнее четверостишие.

- Какой видит поэт снежинку?

- Пройдя весь жизненный путь, Снежинка осталась чистой, пушистой, белой.

- С какой целью поэт поменял местами эпитеты «смелая» и «белая»?

- Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения?

- Как будем читать стихотворение?

- Какую рифму использовал поэт?

Обобщение полученных результатов составлением кластера.

Чистая, белая

Чистая душа

Просится

Сознательно стремится

Бурная дорога

Бурная жизнь

Безвестная страна

Будущее

Сохранно-чистая

Сохранить чистой душу

Ветер

Неожиданные повороты

Конец пути

Достижение цели

Чистая, белая

Чистая душа

- Какой можно сделать вывод?

Снег

Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой

Из снежинок

Светлое, лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое

Светло-пушистая, белая, чистая, смелая

Проносится – двигается очень быстро, стремительно Дорогой бурною

Путь, жизненный путь

Ветер веющий /веет, дует/

Взметается – поднимается высоко вверх

Лазурь чудесную покинула – покинула родной дом – небо.

-В безвестную страну низринула – устремилась в неизвестное будущее.

В лучах блистающих – солнце, солнечные лучи.

Конец жизни

Звезда кристальная - всё преодолела, но осталась чистой

Метафора

1-е – начало пути, появление на свет, рождение;

Последнее – конец жизненного пути

Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой

В начале – восхищается; в конце – грустит

Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе

перекрёстную

За внешним реалистическим смыслом скрыт второй символический: рассказ о душе человека, прошедшего через жизненные испытания, но сохранившего чистоту и красоту души.

Рефлексия

- Как вы думаете, почему мы сегодня читаем стихотворения  К.Д.Бальмонта написанные  

более 100 лет назад?

- Кто сумел понять на уроке чувства лирического героя, тот в тетради рисует снежинку «голубого» цвета

- Кто живо представил в своём воображении картины, которые описал поэт «зелёную» снежинку.

- Кто не смог представить описанные картины и понять чувства лирического героя, но с удовольствием слушал аудиозаписи стихотворений – «жёлтую» снежинку

УЧ с.30-32 выучить наизусть, понравившееся стихотворение

РТ с.24 №1, с.25 №1,2

Олицетворение Художественное определение, придающее образность и эмоциональность предмету, человеку, явлению

Эпитет Звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк

Рифма Слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве или сравнении, часто скрытом(без слов, указывающих на сравнения: как, словно, будто и т.д. )

Метафора Наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами(речью, переживаниями, мыслями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа ХХI века"

Тема "Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..."Тип урока: изучение нового материалаМежпредметные связи: изо, музыка, русский языкИспользуемые технологии: ли...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...