Урок литературного чтения по теме: «И. А. Крылов - великий русский баснописец. Басня "Лебедь, Щука и Рак".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Полещук Галина Владимировна

Познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», формировать представление обучающихся о басне, как о жанре литературы, учить определять характерные признаки басни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx42.94 КБ
Office presentation icon krylov._lebed_rak_i_shchuka_.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  

4 класс

Тема: «И. А. Крылов - великий русский баснописец.

Басня "Лебедь, Щука и Рак".

Тип урока: урок чтения и анализа литературного текста.

Цели: ознакомить учащихся с произведением И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», формировать представление обучающихся о басне, как о жанре литературы, учить определять характерные признаки басни (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; способствовать развитию навыка выразительного чтения,  умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся; расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас учащихся; формировать навык сотрудничества, дружбы, взаимопонимания.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация «И.А. Крылов – великий русский баснописец».
  • Карточки с краткими сведениями из жизни  И.А. Крылова – на парте.
  • Карточки с текстом басни – каждому ученику.
  • Аудиозапись басни «Лебедь, Щука и Рак».
  • Толковые словари.
  • Выставка книг с баснями И.А. Крылова.
  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационная часть урока.

          Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок, начинается урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

 Поприветствуем друг друга улыбками, пожелаем друг другу удачи на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний и умений.

  Вспомним тему предыдущего урока чтения.

  (Басня.)

  Что такое басня?

 (Это маленький рассказ или стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди. В басне высмеиваются пороки людей.)

(На экране-слайд 2.)

Басня – это короткий, чаще всего стихотворный иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами.

Героями басен часто бывают животные, растения, предметы, а под ними подразумеваются люди. Как же называется такое свойство басни?

(Аллегория (иносказание)).

 А что такое мораль басни?

(Это те слова басни, которые содержат в себе поучительный вывод.)

 Аллегория и мораль - это отличительные особенности басни.

                                         (На экране-слайд 3.)

Отличительные особенности басни:

                                 Аллегория                                                                      Мораль

                             (иносказание)                                                               (нравоучение)

 Как называют человека, который сочиняет басни?

(Баснописец.)

 Кто был основоположником басни?

(Эзоп.)

 С какой басней этого автора мы познакомились на прошлом уроке?

(«Лисица и козёл.»)

 Какова мораль этой басни?

(Прежде, чем что-то сделать, нужно хорошо подумать.)

 К этой морали вы должны были сочинить свои истории. Прочтём их.

(Учитель спрашивает 2-3 ученика, остальных можно спросить на следующих уроках или проверить письменные работы учащихся и выставить оценки.)

  1. Сообщение темы и цели урока.

 Мы вспомнили, то о чём говорили на прошлом уроке, а теперь давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Даю вам две подсказки. Вот первая из них. Посмотрите, пожалуйста, на доску.

(На экране фотография памятника И.А. Крылову в Санкт-Петербурге  слайды 4-9.)

 Это памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая - 3 метра, а пьедестал невелик. С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Как вы думаете, кто этот человек?  И почему скульптор Петр Карлович Клодт изобразил его в окружении животных?

(Дети высказывают свои предположения.)  

Рассматривая этот памятник, вы, конечно же, узнали баснописца  Ивана Андреевича  Крылова и, наверное, догадались о произведении какого автора мы будем сегодня говорить.  

(Дети отвечают.)

 Давайте вспомним уже знакомые вам басни этого автора.    

 (Дети называют басни, можно при этом показывать иллюстрации к басням слайды 21- 28. Следует обратить внимание на заметки к слайду 9, на слайде есть гиперссылки на слайды 21-28 под цифрами 1-8.)

 Посмотрите, как много разных книг с произведениями этого автора.

(Учитель ставит на  стеллаж книги с баснями И.А. Крылова.)

 «Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов.
О каких же зверях пойдёт речь сегодня? Настало время для второй подсказки. Послушайте внимательно загадки и постарайтесь их отгадать:

Эта птица величава,

Выступает словно пава,

Шею белую согнёт –

Глаз народ не отведёт. 

(Лебедь)

(На экране появляется изображение лебедя слайд 10.)

У неё во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала. 

(Щука)

(На экране появляется изображение щуки  слайд 10.)

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. 

(Рак)

(На экране появляется изображение рака  слайд 10.)

А теперь постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

(И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

На экране появляется название темы урока слайд 11.

«И.А.Крылов - великий русский баснописец.

Басня "Лебедь, Щука и Рак".

Давайте попробуем составить план работы на уроке.

Вспомним, с чего мы начали урок.

(Мы вспомнили, что такое басня и характерные особенности басни.)

Это и будет 1 пунктом нашего плана.

Посмотрите на тему урока и подумайте, о чём ещё будем говорить?

(Дети высказывают свои предположения.)

(После обсуждения на экране появляется план работы на уроке слайд 11.)

  1. Характерные особенности басни.
  2. Краткие сведения из жизни  И.А.Крылова.
  3. Знакомство с басней «Лебедь, Щука и Рак».
  4. Выразительное чтение басни.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.  

  1. Изучение нового материала.

  1. Сведения об авторе.

 Самым известным баснописцем в русской литературе был  И.А. Крылов.

На экране появляется портрет И.А. Крылова (годы жизни). Слайд 12.

 Познакомьтесь с фактами из его жизни. Приготовьтесь  рассказать всем, о том, что узнали из прочитанного? Работать будете в группах, вспомните правила взаимодействия.

(У детей на партах  листы  с такой информацией, дети работают в группах.)

  1. Мы представляем Крылова старым, серьезным. А ведь и он, проживший долгую жизнь (75 лет), был когда-то мальчиком. Родился Ваня Крылов в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. И жизнь его в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.
  2. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец умер. В наследство от отца Ване остался маленький сундучок, набитый книгами. Среди них была книга «Басни Эзопа». Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни несколько раз.
  3. Семья и при отце жила бедно, а после его смерти еле сводила концы с концами. Поэтому мальчик стал рано работать, а в 12 лет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии. Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.
  4. Он показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо, что это надо осудить. Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.
  5. С тех пор прошло более двухсот лет. А басни Крылова живут – их знают, любят все люди. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтические, сильные и правдивые слова не стареют – они становятся достоянием всего народа.

 Расскажите, что нового узнали о баснописце?

(Идёт обсуждение прочитанного.)

 Как вы думаете, зачем он показывал людям их недостатки?

(Он хотел, чтобы люди стали лучше, добрее.)

  1. Первичное восприятие басни.

 Сегодня на уроке мы будем работать над басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Послушайте её в исполнении артиста Игоря Владимировича Ильинского - мастера художественного слова. Постарайтесь ответить на вопрос: что удалось передать чтецу голосом, интонацией?

(Звучит аудиозапись  слайд 13-14.)

Вы внимательно слушали, а теперь скажите, что удалось передать чтецу голосом, интонацией?

(Как ни старались герои басни сдвинуть воз, у них ничего не вышло.)

Вам понравилась басня? Чем?

Назовите героев басни.

  1. Вторичное восприятие басни.

Откройте учебник на стр.11. Найдите басню «Лебедь, Щука и Рак». Прочтите эту басню самостоятельно, отметьте слова и выражения, которые не совсем вам понятны (можно выписать их в тетрадь по литературному чтению в столбик).

  1. Словарная работа.  

Назовите непонятные вам слова и выражения.

Согласье -…

Лад – …

Мука-…

Поклажа – ….  

Воз – …

Впряглись – …

Ныне – …

На лад их дело не пойдет-…

Из кожи лезут вон-…

А воз и ныне там-…

Найдём значение непонятных слов и выражений в словарях . Работаем вместе. Ищем значение слова согласье.

(Дети находят значение слова в словаре, зачитывают его, после этого значение слова появляется на доске. Дети записывается его в тетрадь. По такому же плану учащиеся работают над значениями остальных слов и выражений.)

Значения всех ли непонятных вам слов и выражений мы объяснили?

Слайд 15.

Согласье -…единомыслие, общность точек зрения.

Лад – …согласие, мир, порядок.

Мука-…страдание

Поклажа – …уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.  

Воз – …колёсная повозка или сани с кладью.

Впряглись – …в повозку, в телегу; принялись за трудную работу.

Ныне – …теперь, в настоящее время.

На лад их дело не пойдет-…ничего хорошего не получится

Из кожи лезут вон-…сильно стараются

А воз и ныне там-…ничего у них не получилось

Молодцы. Теперь немного отдохнём.

  1. Физминутка.

Упражнения на внимание:

Когда говорю слово «лебедь», дети машут крыльями.

    Когда слово «рак» – дети пятятся назад,

    а когда  «щука» – изображают плавающую рыбу.

  1. Анализ басни.

  1. Анализ образа героя.

Назовите главных героев басни.  (Слайд 16.)

Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя (по порядку: лебедя, рака, щуки). Какой он.
(«Лебедь рвется в облака». Он стремительный, упрямый, быстрый.)
(«Рак пятится назад». Он неповоротливый, нерасторопный, видит только свою дорогу, идёт назад.)
(«А Щука тянет в воду». Она упрямо делает свое дело.)


Вы видите, как с помощью только одного слова -глагола -можно создать точный образ.


А какими словами автор описал усердие героев?
 ( «Из кожи лезут вон»).

Как автор относится к героям?

(Он их не осуждает: «судить не нам», но сожалеет о том, что «воз и ныне там».)

Какое отношение вызвали у вас герои?
( Жалко, что они не смогли договориться. Если они друзья, то все надо делать дружно).

  1. Анализ развития события.

Давайте вспомним, с чего всё началось?

(Однажды лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись…)

Получилось ли у них задуманное?

Может воз на самом деле был тяжёлым? 

(Поклажа бы для них казалась и легка.)

Чем закончилась эта история?

(А воз и ныне там.)

Почему же воз и ныне там?

(Потому что они не смогли договориться.)

  1. Элементы проблемного анализа.

Как вы думаете, могло ли быть иначе?

Рассуждения детей.

Подумайте, случайно ли автор подобрал именно этих героев?
Что общего между ними?
( Живут в воде. Лебедь – водоплавающая птица.)

Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы увезти?
(Это слово «товарищи»).

А почему же у них всё таки ничего не вышло?

(Когда в товарищах согласья нет, то выйдет из него не дело, только мука.)

А теперь подумайте хорошенько и назовите (или прочитайте) мораль этой басни.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.  
Слайд 17.

Басня – это нравоучительное произведение. Чему научила вас эта басня?

  1. Творческое задание.

  1. Повторное прослушивание басни в аудиозаписи.

Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?

В начале урока мы прослушали басню в исполнении артиста Игоря Ильинского. Кому из вас понравилось, как Ильинский читал басню? Кто из вас хотел бы научиться читать басню выразительно? Я предлагаю ещё раз прослушать басню в исполнении артиста. Но сейчас  вы будете слушать басню и выполнять следующее задание. Возьмите лист (заранее раздали каждому учащемуся), на нём дан текст басни, слушайте внимательно, следите по листу и постарайтесь правильно расставить паузы.

(Подсказка:  I – короткая пауза, II – длинная пауза.) Слайд 18.

Дети работают с заранее приготовленными листами,

на которых напечатан текст басни.

–  А теперь прослушайте басню ещё раз и постарайтесь подчеркнуть слова, на которые падают логические ударения. Постарайтесь запомнить интонацию прочтения. Слайд 18.

 (Если время позволяет, эту работу можно проводить над отдельными частями басни, тогда лучше использовать не слайд, а аудиозапись басни (есть в папке).)

Все ли справились с заданием?

(Если не все справились, можно предложить послушать ещё раз: кто-то ещё раз проверит себя, а кто-то доделает работу до конца.)   

  1. Подготовка выразительного чтения басни.

Теперь потренируйтесь самостоятельно  читать басню выразительно, соблюдая паузы, интонацию, по листу с вашими подсказками.

А сейчас поработайте в парах, прочитайте выразительно басню друг другу, постарайтесь оценить прочитанное товарищем.

  1. Выразительное чтение вслух.

Спросить 2-3 ученика.

  1. Итог урока.

 Назовите  тему сегодняшнего урока?

(И.А.Крылов - великий русский баснописец. Басня "Лебедь, Щука и Рак .)

Удалось ли нам расскрыть тему урока?

(Да, мы  познакомились с фактами из жизни И.А. Крылова, читали басню «Лебедь,Щука и Рак».)

 Как вы считаете, для чего и зачем была написана эта басня?
 (Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки, уметь договариваться, работать дружно).


 Удалось ли вам, работая в парах, в группах не быть похожими на героев этой басни?

 Чему мы научились на уроке?

(Читать басню выразительно, работать дружно…)

  1. Задание на дом.

 Басню И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» выучить наизусть.

– А закончить наш урок хочется словами  В.И.Лебедева-Кумача. Слайд 19.

«Крылов – это имя нам дорого с детства:

И знает Крылова любой человек –

Дедушка нам оставил  наследство,

Которое светит из века в век…»

                                         


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

План урока литературного чтения по теме: "Обобщение по разделу великие русские писатели".

Ребята вновь соприкаснутся с произведениями великих русских писателей. будут совершенствовать навыки выразительного чтения, читать выборочно, работать над лексическими значениями слов....

Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов " Лебедь, Щука и Рак"" 2 класс

разработка урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"" с  учетом УУД...

Урок литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука" 2 класс. Школа России....

Конспект урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин - великий, русский писатель" (4 класс, УМК "Перспектива")

Конспект урока по литературному чтениюТема:  А.С. Пушкин – великий, русский писатель Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения К...

Презентация к уроку литературного чтения на тему: «И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» 2 клаасс

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с басней   И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», расширениечитательского кругозора детей; знакомство с биографией И. А. Крыл...