Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
рабочая программа по чтению

 Шибарева Алена Александровна

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.programma_po_lit._cht._na_rodnom_yaz.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

(1 – 4 классы)

Рабочая программа курса литературного чтения на родном русском языке для 1-4 классов разработана на основе примерной программы по литературному чтению  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам авторских программ «Начальная школа XXI век» для 1-4 классов: «Обучение грамоте» (автор Журова Л.Е.), «Литературное чтение» (автор Ефросинина Л.А.) под общей ред. Н.Ф. Виноградовой.

Планируемые результаты изучения  предмета

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

Личностные результаты:

1) формирование основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6) эстетические потребности, ценности и чувства.

7)        этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

8)        навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

9)        установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1)        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3)        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4)        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

5)        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6)        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

7)        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

8)        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

9)        определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

10)        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

11)        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3)        понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4)        достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)        умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Предметные результаты речевой и читательской деятельности.

Выпускник научится:

        осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

•        осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

•        оформлять мысль в монологическое речевое высказывание (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по теме или при ответе на вопрос;

•        вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

•        работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

•        читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

•        читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

•        ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

•        ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

•        использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

•        использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

•        передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

•        коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

•        ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

•        составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

•        самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

•        воспринимать художественную литературу как вид искусства;

•        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

•        осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

•        определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

•        доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

•        на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

•        писать отзыв о прочитанной книге;

•        работать с тематическим каталогом;

•        работать с детской периодикой.

Предметные результаты творческой деятельности

Выпускник научится:

•        читать по ролям литературное произведение;

•        использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

•        создавать собственный текст на основе художественного произведения,  по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

•        творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

•        работать в группе, создавая инсценировки по произведению.

Предметные результаты литературоведческой пропедевтики.

Выпускник научится:

•        сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

•        отличать прозаический текст от поэтического;

•        распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

•        сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

•        определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

•        создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение  письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ  с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.

Материал курса представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование,  чтение,  библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, работа с учебными, научно – популярными и другими текстами, говорение, письмо, круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся.

Аудирование (слушание)

 Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно - познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух

Постепенный переход от слогового к плавному  осмысленному правильному чтению целыми словам вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя 

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном  и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли,  структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения,  его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев, точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей),

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.  Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).  Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов, былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).

Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста.  Деление текста на части. Определение микротем.  Ключевые или опорные  слова.  

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.  Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный  пересказ  текста.  Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному,  художественному тексту).  Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство  с особенностями национального( русского) этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом  (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог,  как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.  Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного  с  учётом специфики  научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной, жизни,  художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев),  использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения)  в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества  России. Произведения классиков отечественной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: русский фольклор, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности:  синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,  рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы русского народа (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки  (о животных, бытовые, волшебные,  художественные особенности сказок: лексика, построение:  (композиция).  Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,  особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе  литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,  драматизация;  устное словесное рисование, знакомство  с различными способами работы с деформированным  текстом и использование их (установление причинно-следственных  связей, последовательности событий: соблюдение  этапности в  выполнении действий); изложение с элементами сочинения,  создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе  личного опыта.

Место учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане

Программа «Литературное чтение на родном русском языке» изучается  с 1 по 4 класс, в объеме 67 часов: 1 класс - 16 часов; 2 – 4 классы - по 17 часов.

Изучение литературного чтения на родном русском языке начинается  со второго полугодия и зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, средств обучения, соответствующих программе.

Содержание тем учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической  русской детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных писателей.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

В  1 классе на уроках литературного чтения на родном русском языке дети учатся читать, слушать и воспринимать художественные произведения. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях: жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение.

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.

1 класс

Круг чтения:

произведения устного народного творчества русского народа: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений русского  фольклора. Стихотворные произведения русских поэтов – классиков XIX века- начала XX века, произведения детских поэтов и писателей второй половины ХХ в., и современных, включая поэтов Сибири, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы, научно-познавательная книги, юмористические произведения.

Примерная тематика:

произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Мир сказок

Русские народные сказки, К. Чуковского,

Учимся уму-разуму

Стихи, рассказы

 А. Барто, К. Чуковского, К.Ушинского ,Л. Толстого

Мир Родной природы

Произведения устного народного творчества; стихи  А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина,   Л. Толстого, В. Бианки.

О наших друзьях-животных

Стихи, рассказы, сказки

О тебе, моя Родина

Пословицы о Родине, стихи и рассказы;

Жанровое разнообразие:

сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

•        произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс;

•        тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

Восприятие литературного произведения:

•        эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится –  не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев;

•        умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Творческая деятельность:

•        проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй;

•        разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх;

•        сочинение историй с литературными героями;

•        рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Навык чтения:

•        плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся;

•        выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания;

•        чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом:

•        практическое отличие текста от набора предложений;

•        выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

•        знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

•        озаглавливайте текста (подбор заголовков);

•        составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения:

•        восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово;

•        создание условий для развития полноценного восприятия произведения;

•        эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения;

•        выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам;

•        сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий);

•        оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение:

•        осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов;

•        обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках;

•        выразительное чтение небольших текстов или отрывков;

•        формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения. Работа с текстом:

•        понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;

•        различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений;

•        деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;

•        определение основной мысли произведения с помощью учителя;

•        пересказ по готовому плану;

•        самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения:

произведения фольклора русского народа: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений русского фольклора. Произведения русских писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей  нашей страны. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика:

произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Народные песни, сказки, пословицы

Авторские колыбельные

Русские народные песни

Жанровое разнообразие:

сказки (народные и авторские), рассказы,, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой:

элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Навык и культура чтения:

•        обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов с соблюдением орфоэпических норм;

•        правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого;

•        передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений):

•        проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй;

•        рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей;

•        придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения;

•        коллективные творческие работы

•        подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

3 класс

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание). Восприятие литературного  произведения:

•        восприятие произведений разных жанров из круга чтения;

•        понимание главной мысли произведения;

•        изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении;

•        изучение особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев);

•        сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики;

•        определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя;

•         выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение:

Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом:

Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения:

Произведения устного народного творчества русского народа. Стихотворные и прозаические произведения отечественных  писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Примерная тематика:

произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки.

Басни, стихи русских поэтов (Произведения Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, П.П. Бажова, К.Г. Паустовского)

Жанровое разнообразие:

Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика:

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений):

Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям: дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение:

 Работа с информацией: информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

4 класс

Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание). Восприятие литературного  произведения:

•        создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал;

•        эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения;

•        общая оценка достоинств произведения;

•        оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков;

•        сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения;

•        умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека;

•        понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя;

•        умение определять задачу чтения: что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается;

•        умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения;

•        умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

Чтение:

Осознанное, правильное, выразительное чтение в  соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе –  не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения:

Произведения устного народного творчества русского народа: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора русского народа, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Стихотворные и прозаические произведения отечественных  детских писателей, сибирских писателей и поэтов (региональный компонент).

 Произведения о жизни детей нашей страны. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Примерная тематика:

Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины,  исторические и героические песни.

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы: И.А. Крылов, Л.Н. Толстой, В.А. Жуковский.

Книги Древней Руси («Повесть временных лет»)

Сказы П.П. Бажова

Стихи И.А. Бунина, И.С. Никитина, С.А. Есенина, Н.А. Некрасова, А. Ахматовой А.Блока,

Произведения о  Великой Отечественной войне.

Жанровое разнообразие:

Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Библиографические сведения о книге.

Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика:

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений):

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Чтение: 

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Аудирование (слушание)

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий); особенностей поведения и описания героев автором; определение жанра художественных произведений

Слушание произведений разных жанров в исполнении учителя, подготовленных учащихся. Восприятие основного содержания текстов.    Эмоциональное   восприятие поэтических текстов. Восприятие учебного текста:  цель, осмысление системы заданий

Воспринимать на слух художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся): понимать

общее содержание произведения,

отвечать на вопросы по основной сюжетной линии, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст (инструкцию, объяснение, высказывание): понимать цель высказывания, адекватно реагировать, отвечать на вопросы

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и по типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации

Чтение вслух и про себя

Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

Чтение про себя несложных текстов разных жанров. Чтение прозаических произведений: эмоциональная оценка. Выразительное чтение стихотворных произведений: постановка знаков препинания в простом предложении. Чтение наизусть несложных стихотворений

Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом отслогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.Читать про себя несложные тексты (учебные,            художественные,научно-популярные). Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Интонационно верно читать простые предложения с разными знаками препинания.Выразительно читать несложные поэтические

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Работа с разными видами текста

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка:

последовательное воспроизведение  эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств эпитет, сравнение, гипербола). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,  составлениеплана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа - по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Виды текстов: художественные, учебные, научно-познавательные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказы учебного и научно-популярного текстов.

Типы книг (изданий): книга-произведение,   книга-сборник,   собрание сочинений периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Выходные данные, структура книги: автор, заглавие, подзаголовок; оглавление, аннотация, предисловие и послесловие, иллюстрации.Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке

Текст

Отличие текста от набора предложений. Художественный текст. Научно-познавательный текст. Учебный текст.

Заголовок в тексте

Антиципация заголовка:  предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. Цель и назначение заглавия произведения.

Выбор заголовка  из предложенных учителем.

Тема текста

Определение темы текста (о животных, природе, детях, войне, людях) с помощью учителя. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: об участии детей в Великой Отечественной войне, о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей). Главная мысль текста

Обсуждение главной мысли произведения  (коллективно,  в парах,

в группах) с помощью учителя: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Работа с текстом

Составление плана текста

Определение главной мысли текста.

Определение темы  каждой части: деление текста на части. Выделение   опорных   слов   части текста.     Озаглавливание    частей текста (с помощью учителя).

Подробный пересказ текстаОпределение     главной      мысли. Определение темы  каждой части: деление текста  на части.  Выделение опорных слов фрагмента. Пересказ фрагмента текста. Пересказ текста.

Рассказ по внутритекстовой

иллюстрации

Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) с помощью учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста с помощью учителя. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации. Составление рассказа с помощью учителя по коллективно составленному плану.  Самостоятельный рассказ по иллюстрации.

Работа с книгой

Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Знакомство с библиотекой. Выбор книги  по рекомендованному списку

Узнавать учебный текст и понимать его особенности: задания, вопросы, пояснения и т.п. Характеризовать текст художественного произведения: определять тему, главную мысль, последовательность событий (с помощью учителя). Кратко характеризоватьгероев произведения и их поступки. Коллективно обсуждать ответ на вопрос: «Что хотел сказать автор этим произведением? Какими чувствами, мыслями хотел поделиться с нами?»

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, определять главную мысль произведения с помощью учителя.

Пересказывать текст художественного произведения: на основе опорных слов, по плану, по иллюстрациям

Описывать структуру книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно) по рекомендованному списку.

Культура речевого общения

Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно -        

выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных  его  сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему

Диалог

Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость — первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.

Устное сочинение

Определение темы высказывания. Определение главной мысли (что самое главное я хочу донести до слушателя).  Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с темой и правилами речевого общения; формулировать вопрос (с использованием вопросительных слов и интонации).

Конструировать монологическое высказывание (по предложенному плану и образцу)

Культура письменной речи

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,  места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение)  в мини-сочинениях типа текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение, рассказ на заданнуютему, отзыв

Определение темы своего высказывания (о чем я бы хотел сказать)

Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем я бы хотел сказать)

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества.  Произведения классиков отечественной литературы XIX— XX веков     (например,     В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов,    И.А.Крылов,    Ф.И.Тютчев, А. А, Фет, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой,   А.П.Чехов,   А.Н.   Толстой, В.В.Маяковский,        С.А.Есенин, М. Джалиль,    Р. Гамзатов,   Д. Кугультинов,  К. Кулиев,  Ю. Рытхэу и др.),  классиков детской литературы.    Произведения    современной отечественной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине,  природе, детях,   животных,   добре   и   зле, юмористические и др.

Произведения  устного  народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки.  Классики детской литературы. Классики русской    литературы. Произведения отечественной  авторской литературы: рассказы,  сказки,  стихотворения. Детские журналы: о природе, художественно-развлекательные.

Темы детского чтения

Произведения о детях,  природе, взаимоотношениях людей, животных,  Родине,  приключения, фантастика

Литературоведческая пропедевтика

Малые жанры фольклора: загадка, считалка,   песенка,   пословицы   и поговорки. Жанры произведений: рассказ,    стихотворение,    сказка. Прозаическая и стихотворная речь.

Звукопись. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)

Постановка живых картин

Определение фрагмента для постановки   живых   картин.   Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки  (мимика,  жесты).  Постановка живых картин.

Чтение по ролям

Выбор фрагмента для чтения  по ролям. Распределение ролей. Выразительные     средства     (тон, темп,  интонация)  для  чтения  по ролям. Чтение по ролям

Читать по ролям: отбирать фрагмент текста для чтения по ролям, распределять роли, выбирать выразительные средства (тон, темп интонация) для чтения по ролям

Тематическое планирование по предмету

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

1 класс

Тема урока

Кол - во часов

Устное народное творчество.

1

Веселые путаницы.

1

Алфавит. Необычные азбуки.

1

Из истории букварей.

1

С. Михалков. «Азбука».

1

Освоение рифмы. К. Чуковский «Тарканище».

1

Русский фольклор. Считалки, потешки, скороговорки.

1

Русский фольклор. Загадки, народные  песни .

1

Звучащий мир поэзии. Русские поэты.

1

 Авторские сказки , сибирские писатели

1

Лиса и Рак. Русская народная сказка.

1

Лиса и тетерев. Русская народная сказка.

1

Лисичка — сестричка и волк. Русская народная сказка.

1

К.Ушинский. «Лиса и козел».

1

М. Пришвин. «Осеннее утро».

1

Л. Толстой. «Орел».А. Барто. «Думают ли звери».

1

Итого:

16ч.

2 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Детские писатели Сибири.

1

2

О. Кургузов  «Мы пишем рассказ»

1

3

А.Н. Толстой. Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

1

4

А.Н. Толстой. Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

1

5

Н.Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

1

6

Н.Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

1

7

А. Барто «Колыбельная», русские народные колыбельные песни

1

8

А. Барто «Колыбельная», русские народные колыбельные песни

1

9

А. Барто «Снегирь»

1

10

В. Драгунский «Друг детства»

1

11

В. Железников «Рыцарь»

1

12

«Весна-красна»  русская народная песня.

1

13

А. Плещеев «Птичка»

1

14

В. Вересаев  «Перелетные птицы»

1

15

А.Толстой «Весна»

1

16

Русские писатели о природе.

1

17

М. Пришвин «Трясогузка»

1

Итого:

    17 ч.

3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Рассказы и басни Л.Н.Толстого детям.

1

2

Басни И.А.Крылова.

1

3

Рассказы А.П.Чехова детям.

1

4

Рассказы русских писателей о природе.

1

5

Особенности художественного и научно – популярного текста.

1

6

Рассказы К.Д. Ушинского.

1

7

Стихи русских писателей о весне.

1

8

Сравнение, олицетворение, эпитет в произведениях русских писателей.

1

9

Произведения К.Г. Паустовского о красоте русской природы.

1

10

Фразеологизмы. Фразеологический словарь.

1

11 

Русская пословица – во всех делах помощница.

1

12 

Сказы П.П.Бажова.

1

13

Произведения русских поэтов о детях.

1

14

Юмористические рассказы для детей..

1

15

Произведения о Великой Отечественной войне.

1

16

Многозначность, прямое и переносное значение слова. Толковый словарь русского языка.

1

17

Детские периодические издания.

Устное сочинение «Моя любимая книга»

1

Итого:

   17 ч.

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Слово о родной земле. Стихотворения С. А. Есенина.

1

2

И.С.Никитин «Русь»

1

3

О прошлом Родины. «Повесть временных лет»

1

4

Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь»

1

5

Ф. Н. Глинка «Москва»

1

6

Прошла по родной земле война. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».Песни военных лет.

1

7

Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне

1

8

О добре и красоте. Н.А.Некрасов «Саша»

1

9

Произведения К.Г. Паустовского о красоте русской природы.

1

10

Стихотворения А.Н. Майкова.

1

11 

А.А. Ахматова«Перед весной бывают дни такие...»

1

12 

А. Блок «Летний вечер»

1

13

Произведения русских поэтов о детях.

1

14

И. А. Бунин «Детство»

1

15

Мир детства в стихотворениях М.И.Цветаевой.

1

16

А. П. Чехов «Мальчики»Мир детсва в произведениях А.П. Чехова

1

17

Произведения современных русских писателей для детей.

1

Итого:

17 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 1 класса. Программа рассчитана на 2 часа в месяц....

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетическ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно-методическому комплексу &laq...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...