Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.Астафьев "Стрижонок Скрип"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Алтыншаш Сансызбаевна Нуркинова

Урок разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_4_klass.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

4 класс

Тема : В .П . Астафьев «Стрижонок Скрип».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: 

- предметные: умения прогнозировать содержание произведения ,читать вслух  с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста,  воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

 метапредметные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях; привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2.Речевая разминка.

-Ребята, т. к. нам на уроке литературного чтения предстоит много читать, отвечать на вопросы, давайте проведём речевую разминку.

- Прочтите строки стихотворения: медленно, с понижением голоса , выразительно.

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

3.Работа по теме урока.

А) Постановка темы и задач  урока.

- А для того, чтобы мы настроились на работу, послушайте небольшой фрагмент.

Звучит музыка леса.

-Что вы услышали?

-Назовите тему урока и задачи.

-Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о природе, о животных, об отношениях между человеком и природой.

-Но я хочу обратить ваше внимание на одну птицу.

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна. (ласточка)

- Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать?

-Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.

-А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (стрижи)

Они выкапывают норку длиной  до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч . В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.

-Послушайте, как поют стрижи.(включаю запись)

- Ребята, а как вы думаете, почему мы начали разговор об этой птице?

- И сегодня на уроке мы будем работать над рассказом Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип». Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с этим произведением.

-Мы узнаем очень интересную и трогательную историю о стрижах. Должны будем научиться читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев.

-Сопровождать нас в процессе работы будет эпиграф:

                             При солнышке тепло- при матери добро.

-А вот почему я взяла именно эти слова, вы мне скажите в конце урока.

Б) Рассказ учителя об авторе.

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас – всё это часть нашей жизни, т. е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

В) Словарная работа. Работа в группах.

-Вернёмся к рассказу, который вы читали дома. Какие слова вам были непонятны?

(дети называют выбранные дома слова)

Работа со словарём Ожегова. Найдите в словаре значение непонятных слов.

Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.

Приник – прислонился, плотно прижался.

Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.

Бесцеремонно - невежливо, грубо.

Яр - крутой берег, обрыв.

Г) Проверка восприятия.

- Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?

Д) Физминутка.

4. Продолжение работы по теме урока.

А) Чтение учителем со стр. 100-101(До слов « И когда снова…)

-Ребята , сейчас я предлагаю вам поработать в парах по карточкам.

-Вам предстоит выполнить задание:

Правильно определить последовательность действий героев.

-Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.

Карточка: Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.

  1. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
  2. Он задремал, угревшись под крылом.
  3. Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.
  4. Стрижата запищали , а мамы не было .

(опросить 2-3 пары, показать правильный ответ)

Б) Фронтальная работа.

Чтение цепочкой со стр. 101-102 (до слов «Стрижонок Скрип подрос…»)

-Определите главную мысль этой части . Посовещайтесь с соседом по парте, выберите 1правильный  вариант ответа.

-Стрижиха не заботилась о своих птенцах.

-Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

-Стрижиха была хорошей матерью.

-Стрижонок Скрип был сиротой.

-Докажите правильность своего ответа.

В) Выборочное чтение со стр. 102-103 .

-Найдите и зачитайте строки: почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.

-О каком качестве характера это говорит?

-Чему важному хотела научить стрижат  мама?

Г) Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 104.

-Найдите и прочитайте строки , которые к ней относятся.

Д) Продолжение работы по теме урока.

- Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Что он почувствовал в этот момент?

-Как вы относитесь к поступкам мальчиков?

-Если бы вы были на  их месте, как бы вы поступили?

-Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?

5. Закрепление изученного.

-У каждого из вас лежит карточка, в которой вы должны поставить + или -.

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.-
  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +
  3. Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама. +
  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.-
  5. Скрип был любопытный стрижонок.+
  6. Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом- разбойником коршуном.-
  7. Стрижи-очень дружный народ.+
  8. Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.+

-Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища.

-Если ваш сосед допустил 0-1 ошибку – поставьте ему 5;

2 ошибки -4;

3ошибки – 3.

6. Рефлексия . Оценка работы.

-Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.

-Птица рада весне, а дитя матери.

-Сердце мамы лучше солнца греет.

-Роднее мамы нет родни.

7.Д.з.  стр. 111, в.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Школа России

Презентация к уроку Литературного чтения 4 класс В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". Школа России...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....